Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы и принципы системы управления.






Среди основных законов управления можно выделить следующие.

1'ис. 1.4. График зависимости между эффективностью управленческого решения, временем на его принятие и объемом используемой информации

Закон единства и целостности системы управления. Он гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Единство системы управления означает, что она образует собой новую систему, а не арифметическую сумму частей, фрагментов и блоков.

 

Закон сохранения пропорциональности и рационального сочета­ния всех элементов любой системы управления. Это означает, что ра­циональное сочетание элементов систем обеспечивает их соответ­ствие по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.

Закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации. Этот закон отражает зави­симость между качеством выполнения задач управления и объ­емом информации, используемой для принятия управленческого решения.

Зависимость между эффективностью управленческого решения (Э), а также расходуемым на его принятие временем (Т) и объемом используемой информации (Я) показана на рисунке 1.4.

Из графика видно, что с увеличением объема поступающей ин­формации эффективность принимаемого решения (кривая Э) быст­ро растет. Однако после накопления определенного объема инфор­мации дальнейшее ее увеличение уже существенно эффективность не повышает.

Кроме того, с увеличением объема информации время, расхо­дуемое на принятие решения (кривая 7), изменяется по-разному. Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как необходимо рассматривать мно­жество вариантов действий. По мере увеличения объема используе­мой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, ста­новится меньше, а эффективность возрастает значительно. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается. Даль­нейшее увеличение объема информации приводит к увеличению времени на принятие решения, требующего значительных затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. При этом качество принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже близко к оптимальному.

Если время, отводимое на принятие решения, ограничено (Tg), то любой объем информации в интервале а...б считают достаточ­ным, поскольку он обеспечивает принятие решения в допустимые сроки. Однако необходимым будет только " тот объем информации, который находится в интервале в...г, т.е. обеспечивает принятие эф­фективного решения в минимальное время.

Использование данного закона позволяет: организовывать информационный поток при построении систем управления; формировать структуру информационного обеспечения в авто­матизированных системах управления; планировать мероприятия по повышению живучести, надежнос­ти и защищенности средств и систем связи, сбора, обработки, пе­редачи и отображения информации.

Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, ис­пользуемых в процессе управления. Эффективность любого планируе­мого управленческого действия зависит от соответствия выбранным критериям эффективности. Учитывая, что каждая управленческая структура руководствуется своими ведомственными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, кото­рый мог бы служить показателем степени достижения целей на лю­бом уровне управления.

На одних уровнях управления для характеристики степени до­стижения цели может быть достаточно одного показателя, а на бо­лее высоких уровнях управления потребуется несколько показате­лей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Закон совместимости применяемых технических средств соподчи­ненным и взаимодействующим системам управления. Этот закон от­ражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Прежде всего совместимость должна обеспечивать сов­местимость технических средств по пропускной способности, формам И параметрам входных и выходных документов, другим характеристи­кам.

Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимо­стью.

Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации документов и т.д.

Программная совместимость означает обеспечение работы комп­лекса средств управления по единым программам и достигается за счет применения унифицированных машинных команд и специаль­ных ретрансляторов, обеспечивающих преобразование программ, написанных на разных алгоритмических языках.

Принципы управления — это наиболее общие, основополагаю­щие правила и рекомендации, которые необходимо учитывать и вы­полнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, независимо от воли и желания людей, а прин­ципы сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначе­нию принципы управления являются связующим звеном между законами управления и управленческой практикой. Из основных принципов можно выделить следующие.

Принцип научности обеспечивает построение системы управления и ее деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся про­тиворечий теории и практики, объективных и субъективных факторов.

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения тру­доемкости операций в процессе управления, включая информаци­онные операции по подготовке и реализации решений.

Принцип делегирования полномочий, которые представляет собой ограниченное право использовать имеющиеся ресурсы и направлять усилия системы управления на выполнение определенных задач.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномо­чий управляющей структуре, которая принимает на себя ответ­ственность за их выполнение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.