Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интенсификация международного обмена услугами






Значение роли сервисной деятельности в экономической и общественной практике подтверждается возрастающим масштабом услуг, включенных в международный обмен.

Специалисты выделяют 3 формы сервиса предоставления услуг:

1) услуги, перемещаемые вместе с субъектом их производства за границу и предлагаемые здесь к реализации;

2) услуги, оказываемые в стране их производства потребителю, перемещенному сюда из других стран;

3) поставка услуг через границу. Её пересекает сама услуга (банковские, информационные услуги).

Особенности международного рынка услуг и товаров затрагивают интересы различных стран. Одной из наиболее сложных проблем развития этого рынка является разработка механизмов правового регулирования международного сервисного экспорта или заключения специальных договоренностей на основе международных отношений.

Регулируют международные отношения 2 организации: Европейский союз и Всемирная торговая организация (ВТО). Несмотря на трудности, международный рынок стремительно развивается, глобализируется и проникает в различные страны.

Направленность, объёмы и содержание сервисных потоков заметно различаются между странами и регионами мира. Активными экспортерами являются различные индустриальные и постиндустриальные страны – на их долю выпадает 4/5 доли экспорта услуг (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония). Оставшуюся 1/5 обеспечивают развивающиеся страны.

Структура внешнеэкономического обмена:

25% - транспорт (особенно водные перевозки)

20% - туризм

55% - страхование (коммуникация, реклама, обработка и передача информации, консультации (инженерно-проектные).

В последние десятилетия в международном обмене услугами происходили заметные изменения, связанные с трансформацией услуг, распространением в глобальном масштабе современных видов обслуживания.

В последние годы организационные структуры, обеспечивающие направление внешнеэкономической деятельности, укрупняются. На рынке доминируют транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные корпорации (ФПК) и стратегические союзы.

Набрали силы глобальные объединения, которые создаются однотипными компаниями и вырабатывают единую конкурентную стратегию своего закрепления на определенной территории. Такие объединения ставят цели координировать и интегрировать деятельность подопечных предприятий в мировом масштабе. Эти объединения действуют на жесткой, организационно-управленческой основе. Их образование происходит не только на добровольной основе, но и путём слияний, приобретений и поглощений.

Более демонстративными и гибкими структурами являются стратегические союзы – они формируются на основе партнерства и на базе договора. Цель создания стратегического союза – снизить риски, издержки при обслуживании международных клиентов.

Укрупнение субъектов сервисной деятельности решает следующие задачи:

· усиление конкурентоспособности своего продукта, снижение издержек производства;

· преодоление трудностей политического и экономического характера в разных странах;

· возможность вести маркетинговый анализ;

· возможность диверсифицировать товарное производство с целью снижения риска (появление новых видов продукции без изменения основной технологии производства).

Россия не сохранила за собой сервисных сегментов на мировом рынке, в основном торгует сырьем, меньше – товарами. Вступление России в ВТО грозит утратой экономической и социальной безопасности, но и нынешнее положение не нормально. У нашего бизнеса нет доступа к международно-правовым рычагам регулирования торговых связей. Сегодня у зарубежных стран вызывают интерес следующие виды отечественных услуг: искусство (театр, кино и прочее), образовательные услуги, интерес к квалифицированным специалистам, венчурный бизнес, космический сервис.

 

3.3. Контроль качества услуги: стандартизация, сертификация, лицензирование

В нашей стране в сфере услуг имеет место государственная деятельность, направленная на регулирование, управление и надзор за качеством услуг. Рассмотрим важнейшие направления этой деятельности.

1. Стандартизация выступает нормативным условием обеспечения качества, безопасности и конкурентоспособности услуг. Закон РФ «О стандартизации» (1993) определяет меры государственной защиты интересов потребителей, а также государства, в целом посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации (государственные стандарты РФ – ГОСТ Р, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей и др.).

Под государственными стандартами обслуживания понимаются организационно-инструктивные и методические документы, разрабатываемые специалистами сервиса и экономистами. В них заключаются требования к целям, организации, технологии и обеспечению различных видов сервисных работ, выполнение которых указанным образом гарантирует высокую степень удовлетворенности потребителей и является обязательным для организации, предприятия сервиса. У такого рода документов многоцелевое назначение. Они выступают профессиональными инструкциями, контрольно-оценочным инструментом, а также должны быть использованы начинающими работниками в ходе их профессионального обучения.

2. Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям. Она может иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация сопровождается государственным контролем за качеством и безопасностью продукции, услуги.

3. Лицензирование – это процедура выдачи лицензии юридическим лицам или индивидуальному предпринимателю на право осуществления конкретного вида деятельности при обязательном выполнении определенных требований и условий.

В отечественной практике в управлении качеством сделаны важные шаги, но пока не сложилась многоуровневая система, все механизмы которой эффективно работают.

Вопросы к теме 3

1. Какие факторы стимулируют изменение роли сервисной деятельности в экономике и общественной структуре развитых стран мира на рубеже XX-XXI вв.?

2. Укажите направления сервисной деятельности и виды услуг, которые получили наибольшее распространение в международном обмене. Что лежит в основе распространения именно этих направлений и видов услуг?

3. В чем сущность предпринимательских сетей, получивших распространение в современной сервисной практике?

4. Какие важнейшие направления деятельности государства обеспечат контроль за качеством услуг?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Что означает понятие «индустрия сервиса»? Каким образом индустрия сервиса учитывает многообразие индивидуальных потребительских запросов?

2. Какие общественные и индивидуальные потребности могут реализовываться посредством сервисной деятельности современного типа?

3. Сопоставьте между собой разные типы классификации услуг и сервисной деятельности: например, классификации американского и российского типа. Укажите преимущества и ограничения разных типов классификации.

4. Сравните преимущества и недостатки крупного, среднего и малого бизнеса.

5. Можно ли считать предпринимательские сети наиболее высокоразвитой разновидностью структурной организации бизнеса в сфере услуг. Почему?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.