Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика типов ВНД у человека.






1. Возбудимый тип (холерик). Сильный, подвижный, неуравновешенный. Быстро вырабатываются условные рефлексы, медленно идут дифференцировки. Человек вспыльчивый, активный, раздражительный, энергичный с сильными быстровозникающими эмоциями. Они яроко отражаются в жестах, речи, мимике. Обладает хорошими деловыми качествами, способны преодолевать трудности, может перетрудится, спорщик, не выносит ожидания, не подчиняется дисциплине, решительный, непредсказуем.

Не рекомендуются игры соревновательного типа, рекомендуются занятия спортом, на них нельзя кричать.

2. Живой тип (сангвиник). Сильный, уравновешанный, подвижный. Все свойства хорошо выражены. Быстро образуются безусловные рефлексы и дифференцировки. Человек решительный, энергичный, возбудимый, впечатлительный с ярким внешним выражением эмоций и лёгкой их сменяемостью.

3. Тормозной тип (флегматик). Сильный, уравновешанный, многоподвижный. Медленно вырабатываются условные рефлексы, дифференцировки идут хорошо. Спокойный, медлительный со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одной деятельности на другую.

4. Слабый тип (меланхолик). Плохо вырабатываются условные рефлексы и плохо идут дифференцировки. Низкий уровень нервно-психической активности. Унылый, тоскливый, ранимый, мнительный, склонный к мрачным мыслям и угнетённым настроениям, замкнутый, пугливый. Быстроистащающийся и медленно востанавливающийся.

Характеристика типов ВНД у детей и подростков. Типологические варианты личности детей.

Особенности ВНД подростков.

Подростки обоего пола отличаются более высокой возбудимостью НС. Уюношей снижение к уровню взрослого человека происходит к 18 годам, а у девушек к 19.

Уровень силы НС у подростков обоего пола ниже, чем у взрослых, юноши всех возрастов отличаются более высоким показателем этого свойства.

Подвижность НП у подростков-юношей нже, чем у взрослых мужчин, а у девушек напротив, лучше, чем у женщин.

Подростки отличаются отличаются от врослых худшим показателем баланса НП, при этом показатели уравновешанности у ношей лучше, чем у девушек.

Особенности ВНД детей.

Тип ВНД ребенка напоминает тип ВНД взрослого лишь в общих чертах, т.к. основные свойства нервной системы, определяющие тип ВНД у детей и подростков, имеют возрастные особенности. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа ВНД. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей ВНД с типологическими свойствами ВНД.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам

 

Типологические варианты личности детей.

Гармоничный тип (36 %). Дети легко учатся и не испытывают трудностей в школе. На ряду с высоким интеллектом они общительны, уверенны в себе, высокий самоконтроль, добросовестность отсутствие тревожности. Эта группа делится на 2 подгруппы: 1 подгруппа (26%) свойственна уравновешанность, 2 подгруппа (10%) ярко выраженная моторная активность. Личность имеет устойчивую структуру, которая обеспечивает быструю адаптацию.

Конформый тип (12 %). В поведении школьников проявляются сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность поступать согласно предъявляемым нормам определяет их направленность на учебную деятельность. Они достаточно общительны, уверенны в себе, добросовестны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожности и напряженности. Характерная особенность- недоразвитость познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.

Доминирующий тип (около 10 %). Отличительная особенность- самостоятельность, стремление к доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уверенны в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Напрвленность- организация детских игр. Сочетание высокой активности и низкого самоконтроля создают трудности с усвоением школьных норм поведения.

Чувствительный тип (около 14%). Дети робки и застенчивы, крепкая связь с теми к кому привыкли. Учатся старательно, прилежно. Доминирующее свойство- чувствительность, сочетающаяся с общительностью, высоким самоконтролем, зависимостью.

Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерна крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожность. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают.Тревожность сочетается с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.

Интровертировынный тип (около 18%). Отличительная особенность- направленность на познавательную деятельность. Высокий уровень интеллекта сочетается с пониженным контролем за окружающей действительностью. Замкнуты, неуверенны в себе, социально робки, низкий самоконтроль, в то же время возбудимы, тревожны, напряженны. Различают детей пассивного варианта (бедность мотивационной сферы, осутствием инициативности, одиночество, отторжонностью.

Среди детей с патологическими формами выделяют школьников с инфантильным типом формирования личности. Отмечаемая у них ЗПР находит отражение в незрелости в мотивационно-потребностной сферы и интеллектуальных нарушениях. Отличительная особенность- направленность и на игру. Выделяют 2 варианта развития детей: 1) моторно-разторможенные дети (повышенная возбудимость, склонность к риску, низкий самоконтроль), 2) апатичные дети. Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью этих детей в условиях массовой школы, определяет их уход в игру, что является совеобразной формой компенсации. Это приводит к нарушению адаптации и все большем отставании в развитии.

35. Характеристика основных особенностей ВНД ребёнка от 0 до 1 года.

1. На втором месяце происходит интенсивное психоэмоциональное развитие младенца: малыш идентифицирует себя с матерью, чувствует себя ее частью, не отделяет свое " Я" от нее, только у нее на руках чувствует себя безопасно и комфортно, стремится к постоянному контакту с ней, много времени проводит на руках.

2. На третьем месяце ребенок проявляет больше терпения, чем раньше, в течение короткого времени может подождать, чтобы его покормили, переодели, взяли на руки. Возникает способность заниматься самостоятельно.

3. Четырехмесячный ребенок становится уверенным и уравновешенным, исчезает внезапный плач без видимых причин. Младенец проявляет значительно больше настойчивости в овладении социальными навыками, становится оптимистичнее.

4. Пятимесячная ребенок подвижный, веселый, любознательный, оказывает широкий спектр эмоций, диференциирует состояние и настроение взрослых, в течение короткого времени самостоятельно действует с предметами, охотно общается с родными и близкими.

5. Шестимесячный ребенок способен при отсутствии рядом матери самостоятельно заниматься в течении 40 минут, выказывает сосредоточенность, определенную терпеливость, положительное самочувствие. Охотно играет с родными и близкими в прятки. Активизируется его стремление к познанию социальной окружающей среды и самого себя.

6. Шестимесячный ребенок способен при отсутствии рядом матери самостоятельно заниматься в течении 40 минут, выказывает сосредоточенность, определенную терпеливость, положительное самочувствие. Охотно играет с родными и близкими в прятки. Активизируется его стремление к познанию социальной окружающей среды и самого себя.

7. Десятимесячный ребенок в основном овладел элементарными представлениями об окружающем мире: они углубились, расширились, систематизировались, что положительно сказалось на его эмоциональной жизни и социальном поведении.

8. Одинадцятимисячный ребенок может в течение длительного времени заниматься сам. Он выглядит взрослее, искуснее, сообразительнее, уравновешенее, чем в предыдущие месяцы, происходит дальнейшее развитие его подражательного поведения; возникают первые простые сюжетные игры: ребенок укладывает спать куклу, баюкает ее, кормит.

36. Характеристика основных особенностей ВНД ребёнка от 1 до 3 лет.

Условнорефлекторная деятельность в этом возрасте характе­ризуется не только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формированием динамических стереотипов, причем часто в бо­лее короткое время, чем у взрослых.

У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество ус­ловных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленно­сти, окраски предметов. Этот вид условных рефлексов определяет интегрированное отражение явлений внешнего мира и считается основой понятий, формируемых на базе первой сигнальной систе­мы.

Познавательная деятельность на 2-м году жизни нерасторжи­мо связана с мышечными ощущениями, получаемыми в результате манипулирования с предметом. Мышление ребенка на первых эта­пах формируется как «мышление в действии». Поведение ребенка 2-го и 3-го года жизни поражает бурной и настойчивой исследова­тельской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, тро­гает его, ощупывает, толкает, пробует поднять. Ведущая роль при­надлежит руке, поэтому необходимо обучение игровым навыкам.

Развитие речи. На 2-м году жизни ребенка происходит соеди­нение слов во фразы. Вначале они состоят из 2-3 слов - «речевые цепи» пока еще коротки. К концу 2-го года словарный запас ребен­ка достигает 200 - 400 слов, а к концу 3-го - 2000 слов и больше.

37. Характеристика основных особенностей ВНД ребёнка от 3 до 7 лет.

Совершенствуется условнорефлекторная деятельность, увеличивается число динамических стереоти­пов, ярко выражена игровая деятельность, что способствует раз­витию интеллекта. Для этого возраста типичны бурные проявления эмоций, которые, однако, имеют нестойкий характер, поэтому данный период называется возрастом аффективности„ Дети пытаются утвердить себя, выделиться среди других детей, при­влечь к себе внимание. В этом возрасте существенно изменяется характер ориентировочных реакций - раньше они стремились все потрогать, теперь задают вопросы: «Что это такое?», «Как зовут?» и т. п. Форму предмета ребенок определяет уже «на глаз».

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существен­но возрастают сила, подвижность и уравновешенность не­рвных процессов. Это выражается в повышении работоспособнос­ти коры большого мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения, снижении генерации возбуждения. Имен­но поэтому дети способны теперь сосредоточить вниманиев тече­ние 15—20 мин и более. Выработанные условнорефлекторные ре­акции менее поддаются внешнему торможению. Дети начинают читать, писать, рисовать, весьма активно познают внешний мир, окружающие предметы - все стремятся разобрать, отвинтить, сло­мать, заглянуть «внутрь», по-прежнему задают много вопросов. Дети в этом возрасте уже в состоянии управлять своим поведени­ем на основе предварительной словесной инструкции.

Семилетний малыш оценивает себя как важную личность, а собственную деятельность - как общественно значимую.

38. Характеристика основных особенностей ВНД ребёнка от 7 до 12 лет.

Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка.

Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.

Анализаторы. Их определение, отделы, функции. Принцип строения периферической части анализатора, структуры, входящих в состав проводниковой его части, центральный отдел. Свойства анализаторов. Роль в организации поведенческих актов.

Анализатор - совокупность центральных и периферических образований нервной системы, воспринимающих и анализирующих изменений окружающей и внутренней среды организма.

Виды:

Они делятся на контактные, воспринимающие раздражения при непосредственном контакте с предметом, и дистантные, реагирующие на раздражители, находящиеся от них на значительном расстоянии.

Рецепторы, воспринимающие раздражение из внутренней среды организма, называют интерорецепторами. Они также делятся на два типа: висцерорецепторы, сигнализирующие о состоянии внутренних органов, проприорецеп-торы и вестибулорецепторы, сигнализирующие о состоянии опорно-двигательного аппарата, положение его частей в пространстве и движении тела.

Отделы анализаторов.

1. Периферический отдел. Основная часть – рецептор. Назначение – восприятие и первичный анализ изменения окружающей и внутренней среды. Восприятие происходит благодаря трансформации рецептора в нервный импульс. Рецепторы воспринимают определённый вид раздражителя.

2. Проводниковый отдел. Включает афферентные и промежуточные нейроны. Проводит возбуждение от рецептора в кору большого мозга. Проведение осуществляется по двум афферентным путям: специфическим (от рецептора по мторого обозначенным специфическим путям), неспецифические (с участием ретикулярной формации).

3. Цетральный (корковый) отдел анализатора. Состоит из ядра (центральная часть), представленного нейронами, и переферической части – рассеянных элементов.

Биологическая роль анализаторов заключается в том, что они являются специализированными следящими системами, информирующими организм о всех событиях, происходящих в окружающей среде и внутри него. Из огромного потока сигналов, непрерывно поступающих в мозг по внешним и внутренним анализаторам, отбирается та полезная информация, которая оказывается существенной в процессах саморегулирования (поддержания оптимального, константного уровня функционирования организма) и активного поведения животных в окружающей среде. Эксперименты показывают, что сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, детерминированная факторами внешней и внутренней среды, осуществляется по полианализаторному принципу. Это означает, что вся сложная нейродинамика корковых процессов, формирующая целостную деятельность мозга, складывается из сложного взаимодействия анализаторов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.