Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сервис как услуга






Рассмотрим подробнее аспект сервисной деятельности: сервис как оказание услуг. В современной экономике услуга обычно противопоставляется товару. Товар – некая вещь, предмет, произведенный для продажи.

Услуга в отличие от товара имеет ряд особенностей:

1. Она неосязаема.

2. Неотделима от своего источника, т.е. не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления. Поэтому не может быть «законсервирована».

3. Существует только в процессе ее производства и как бы «впитывается» вещью или человеком.

Важной теоретической и практической проблемой анализа сервисной деятельности является классификация услуг. Разработка критериев классификации нацеливается на отбор важнейших типологических признаков услуг, которые могут помочь в разбивании их на различные группы. Необходимость выработки классифицированных критериев связана с тем, что в разных странах действуют трудносопоставимые классификационные схемы, что затрудняет анализ сервисной деятельности даже в одной стране. Государственные и межгосударственные отношения требуют использования общепринятых классификаций, которыми можно было бы легко оперировать при сопоставлении статистических данных и в процессе развития хозяйственных связей. Задача выработки единых критериев и классификаций остается нерешенной проблемой в мире.

Приведем пример некоторых классификаций

Ø Типы услуг в разных сферах применения

Типы услуг Сфера применения
Производственные услуги Инжениринг, лизинг, обслуживание оборудования, ремонт и др.
Распределительные Торговля, транспорт, связь
Профессиональные Банки, страховые компании, финансовые, консультационные и др.
Потребительские Услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением (досуг)
Общественные Телевидение, радио, образование, культура

Ø Классификация, связанная с исторически сложившейся практикой хозяйствования:

1. Торговля оптовая и розничная.

2. Услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, структура общественного питания).

3. Транспорт.

4. Связь и информационное обслуживание.

5. Услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов.

6. Кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью.

7. Образование, культура и искусство.

8. Наука и научное обслуживание.

9. Здравоохранение, включая физкультуру и спорт.

10. Услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (ремонт жилья, производственно-бытовые, коммунальные услуги).

11. Услуги личного характера (производственные, бытовые и др.).

12. Услуги государственного управления.

13. Другие услуги.

Ø Общероссийский классификатор услуг

В ряде стран в области классификации услуг применяется отраслевой принцип, связанный с исторически сложившейся практикой хозяйствования и вопросами государственного регулирования сферы услуг (перечень однопорядковых и близких по содержанию видов сервисной деятельности). В соответствии с таким принципом составлен Общероссийский классификатор услуг населения (ОКУН).

Он является структурным элементом Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭиСИ) и включает в себя следующие группы услуг:

· 01 – бытовые услуги;

· 02 – услуги пассажирского транспорта;

· 03 – услуги связи;

· 04 – жилищно-коммунальные услуги;

· 05 – услуги учреждений культуры;

· 06 – туристские и эксплуатационные услуги;

· 07 – услуги физической культуры и спорта;

· 08 – медицинские услуги, санитарно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;

· 09 - услуги правового характера;

· 10 – услуги банков;

· 11 – услуги в системе образования;

· 12 – услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

· 80 – прочие услуги населению.

С течением времени появляются и новые услуги, которых не могло существовать в нашей стране ранее. Информация о таких услугах приведена в статистическом сборнике «Сфера услуг в России» в подразделе «Другие услуги»:

· посреднические услуги в сделках с недвижимостью;

· услуги по оценке стоимости имущества;

· информационно-компьютерные услуги;

· услуги в области рекламы;

· деятельность игорных заведений.

Ø Классификация по осязаемости

1. Осязаемые действия, направленные на тело человека (здравоохранение, пассажирский транспорт, активные заведения, салоны красоты, парикмахерские, рестораны, кафе).

2. Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (грузовой транспорт, ремонт, охрана, прачечные, ветеринарные услуги, химчистка).

3. Неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, информационные услуги, услуги в области искусства: театры, музеи).

4. Неосязаемые действия с неосязаемыми активами (банковские, юридические, страхование, консультационные услуги).

Множество вариантов классификации сервисной деятельности неслучайно. В этом факте отражается адаптивная и пластичная природа сервиса, постоянный рост числа услуг и способов обслуживания, динамизм развития сервисной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.