Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические задачи. В начале ХХ века западный мир вступил в новую эпоху индустриального развития, о наступлении которой ярче всего возвестила естественнонаучная революция






Начало XX в.

В начале ХХ века западный мир вступил в новую эпоху индустриального развития, о наступлении которой ярче всего возвестила естественнонаучная революция. Открытие электрона, радиоактивности, начало квантовой механики и теории относительности радикально изменили физическую картину мира. Отрасли тяжелой промышленности, особенно металлургия и машиностроение, были охвачены техническим прогрессом (конверторный способ выплавки стали, изобретение регенеративной печи Сименса).

Технический прогресс открывал большие возможности для развития железнодорожного и морского транспорта, создавал материальную основу для переворота в военном деле и вооружении. Переход от пара и угля к электрической энергии и нефти изменил не только производственные процессы, но и образ жизни людей. Появление автомобилей, трамваев, метро, телефонов и кинематографа существенно ускоряло темп жизни, меняло быт горожан. Однако в развитии капиталистического мира происходили промышленные кризисы. Самым сильным из них стал мировой экономический кризис перепроизводства 1900 –1903 гг.

Россия в начале ХХ века представляла собой одно из крупнейших государств мира по занимаемой территории и численности населения. В экономическом отношении она являлась страной со средним уровнем капиталистического развития, с успешно развивающейся промышленностью, сельским хозяйством, банковским делом. Ей не грозила перспектива превратиться в " полуколонию" развитых капиталистических стран.

К началу века Россия достигла значительных успехов. По абсолютным объемам производства она вошла в пятерку крупнейших держав мира. Удельный вес России в общемировом производстве продукции неуклонно повышался. Однако кризис 1900-1903 гг. не миновал Россию; особенно сильно он ударил по отраслям тяжелой промышленности.

По государственному устройству Россия оставалась абсолютной монархией. В условиях роста политической и социальной напряженности с 90-х годов ХIХ века в России происходит формирование политических партий и организаций. Следующая волна этого процесса наступает в ходе первой российской революции 1905 – 1907 гг., после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года. Революция 1905-1907 гг., несмотря на поражение, имела огромное значение для экономического и политического развития страны.

1.Развитие России проходило в русле общемировых процессов, но имело свои особенности в экономике, политической, социальной и национальной сферах.

Экономический подъем, начавшийся в 90-х годах ХIХ века, сменился международным экономическим кризисом 1900 – 1903 гг., от которого пострадала, главным образом, тяжелая промышленность, базирующаяся на иностранных инвестициях. Затем наступила депрессия, а с 1909 г. вновь начался экономический подъем. Отметьте феодальные пережитки, свойственные экономике и политическому строю России. Какие своеобразные черты присущи российскому государственному монополистическому капитализму? Какое место в экономике страны занимали монополии? Какую роль играл иностранный капитал? Почему при значительном ввозе иностранного капитала в Россию и США последняя заметно опережала нашу страну в экономическом развитии?

2. Отметьте, что 90-е годы ХIХ века в истории России ознаменованы еще одним важным новым явлением – созданием политических партий и организаций. Обратите внимание на теоретико-методологический аспект этого вопроса, найдите в словаре и выпишите определение " партия". Каковы объективные и субъективные предпосылки образования партий? В чем состоит функциональное назначение политической партии? Становление российской многопартийности имело свои особенности. Какие? Постарайтесь определить их.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в России происходит формирование социал-демократических партий. Первоначально социал-демократические партии создаются на периферии, а затем в центре. Попытка создать Российскую социал-демократическую партию была предпринята в 1898 г. в Минске на I съезде РСДРП. Поясните, почему она не удалась? На II съезде РСДРП в 1903 г. были приняты программа и устав партии. Проследите, как и по каким основным вопросам и положениям проходила острая борьба при принятии Программы РСДРП? Из каких частей состояла программа партии? Какой параграф Устава партии вызвал наибольшие разногласия? Какие фракции и вследствие чего образовались в рядах РСДРП?

Обратите внимание на то, что марксистами были не обязательно революционеры, но и лица, не разделяющие крайние выводы К. Маркса о ликвидации капиталистического строя революционным путем. Это так называемые " легальные марксисты", которые признавали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного эволюционного развития страны по пути ее демократизации. Какое значение имело создание социал-демократической рабочей партии в России и какую роль она сыграла в истории ХХ века?

3. Проанализируйте истоки социал-революционаризма в России. Подчеркните, что почвой для партии эсеров послужили народнические кружки и организации (в 90-е годы – неонароднические объединения и группы), уцелевшие после разгрома царским самодержавием. Далее проследите этапы становления партии социалистов-революционеров; отметьте роль в оформлении партии встречи представителей российских и заграничных кружков и организаций, которая состоялась в конце 1901 г. в Париже. Почему датой образования общероссийской политической партии социалистов-революционеров (ПСР) стал январь 1902 г., а не первый съезд партии, на котором была принята программа (конец 1905 – начало 1906 гг.)? Какое положение программы ПСР является основополагающим и почему? Сравните программы РСДРП и ПСР: каковы их различия и сходство?

8.4. Изучая данный вопрос, подчеркните тесную связь между внутренней и внешней политикой России в начале ХХ в. Укажите, что самодержавие внутри страны считало возможным обходиться без политических партий, свобод, независимой прессы и парламента. Самодержавие не желало добровольно идти на серьезные уступки народу. Власть царя оставалась практически неограниченной, отсутствовала обратная связь “народ – самодержавие”.

Кризис самодержавия начала ХХ в. ярко продемонстрировала русско-японская война, проигранная Россией. Определите причины войны, покажите расстановку политических сил в окружении царя, наличие двух группировок, имевших разные взгляды на формы и методы проникновения России на дальневосточный рынок – мнения С.Ю. Витте и " безобразовской" клики. Почему победила последняя? Проследите ход русско-японской войны, основные сражения на суше и на море, вскройте причины поражения России. Проанализируйте условия Портсмутского мира, оцените дипломатические способности С.Ю. Витте. Выявите роль и значение русско-японской войны в дальнейших событиях, произошедших в России.

8.5. Изучая событияпервой российской революции 1905 - 1907 гг. следует иметь в виду, что в основе ее лежал общенациональный кризис, который приобрел масштабный и острый характер, коренившийся в незавершенности политической и социально-экономической модернизации страны.

Российская революция начала XX в. обладала рядом особенностей и своеобразных черт по сравнению с буржуазными европейскими революциями XIX в. На этом своеобразии и должен сосредоточить свое внимание студент. Определите характер революции и сопоставьте точки зрения различных политических партий по этому вопросу. Не забудьте отметить, что революция произошла в стране, вступившей в монополистическую стадию развития капитализма, где рабочий класс громогласно заявил об осознании своих интересов; в крестьянской стране (крестьяне составляли 4/5 населения), поэтому главным вопросом революции был аграрно-крестьянский; в многонациональной стране (57% населения составляли нерусские народы), поэтому важное место занимал национальный вопрос; в стране, опутанной феодальными пережитками. В ходе развития революции выявились три основные действующие политические силы. Какие это силы? Определите круг их участников, главные цели, интересы и средства борьбы.

8.6. Революция 1905 – 1907 гг. создала благоприятные условия для дальнейшего образования множества политических партий – общероссийских, региональных, национальных. Все они в те годы (укажите, в какие и что стало отправным пунктом) действовали вполне легально, возросла численность уже имеющихся партий. Дайте классификацию наиболее крупных политических партий, имевших общероссийское значение. Проанализируйте их основные программные положения (политические цели и задачи, решение национального вопроса, взгляды по рабочему и аграрно-крестьянскому вопросам) и особенности тактики.

В заключение этого вопроса подчеркните роль и значение политических партий в первой российской революции и последующих событиях в стране.

8.7. Важнейшим итогом первой революции в России явилось учреждение Государственной думы. Проследите правительственные шаги по пути создания российского парламента: от " булыгинской" думы (объясните такое название; почему она не была созвана?), через Манифест 17 октября (кто автор, каково его содержание и отношение к нему партий различной политической ориентации?) до выборов в первую Государственную думу. Главными объектами размышления и анализа ситуации должны стать следующие: допустило ли самодержавие отклонения от содержания Манифеста 17 октября и почему? из каких палат состоял российский парламент и каковы были условия их комплектования, функции и прерогативы?

После изучения вопроса о деятельности I и II Государственных дум студент должен иметь представление об их составе и преобладающих партиях, главных рассматриваемых вопросах и причинах досрочного роспуска той и другой Думы.

8.8. При изучении последнего вопроса темы проанализируйте причины поражения первой российской революции. Отметьте, что несмотря на поражение революции 1905-1907 гг., она серьезно потрясла основы российского самодержавия. В чем конкретно это проявилось? Не забудьте подчеркнуть, что революция улучшила материальное положение рабочего классы и крестьянства (вспомните, какие шаги были сделаны правительством в этом направлении?); сделала возможной легальную деятельность партий и профсоюзов; произвела колоссальный сдвиг в сознании миллионов россиян, пробудив их к политической жизни.

Революция имела большой международный резонанс: способствовала подъему стачечной борьбы рабочих в Германии, Франции, Англии, Италии, Австро-Венгрии, Бельгии; совершению антифеодальных революций в Иране, Турции, Китае; развитию национально-освободительного движения на Балканах, в Индии.

1. Каковы основные достижения западного мира в XX веке?

2. Каковы особенности становления и развития рыночной экономики России в конце XIX - начале ХХ вв.?

3. Как проходил процесс образования первых российских монополий?

4. Что представляла собой финансовая и кредитная система России на рубеже веков?

5. Какую роль играл иностранный капитал в российской экономике на рубеже XIX-XX вв.?

6. Какие политические партии появились в России в начале XX века?

7. Каковы причины русско-японской войны и ее последствия для России?

8. Каковы характер и особенности первой российской революции?

9. Какова сущность Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г.?

10. Как началось становление парламентаризма в России?

11. Что Вы знаете об условиях формирования I и II Государственных дум?

12. Каковы значение и последствия революции 1905-1907 гг.?

В начале XX в. под влиянием концентрации промышленности и капитала произошли существенные изменения в социальной анатомии западного общества. Расширились государственно-бюрократический аппарат, полиция, армия. Дальнейшей дифференциации подверглась буржуазия. Усилилось социальное расслоение крестьянства. Большинство самодеятельного населения таких стран, как США, Германия, Англия, перешли в разряд пролетариев.

Произошли значительные изменения в рабочем движении. К началу XX в. рабочее движение уже имело большой опыт. Социал-демократические партии действовали практически во всех странах Европы и США. Под руководством II Интернационала была создана широкая сеть международных демократических организаций, действовал механизм рабочей солидарности.

К началу XX в. сложились гигантские колониальные империи, в десятки раз превосходившие территории метрополий. Колонии почти полностью были поделены между европейскими державами. Вместе с тем в колониальных и зависимых странах набирала силу национально-освободительная борьба. В 1905 - 1917 гг. произошли буржуазные революции в Иране, Турции, Китае. Начался подъем освободительного движения в Индии, Афганистане, Индонезии. Вспыхнула революция в Мексике, поднялась революционная волна в Аргентине, Чили, Бразилии.

На этом историческом фоне развивались события в России. Первая революция 1905 - 1907 гг. не достигла своих главных целей. Самодержавию удалось сохранить свою власть, но принципы самодержавия были поколеблены: оно было частично ограничено введением законодательного представительства - Государственной думы.

Подавление революции ознаменовано " третьеиюньским государственным переворотом": роспуском II Государственной думы и выборами III Думы на основе новой избирательной системы. В дальнейший период особую роль сыграл председатель российского правительства П.А. Столыпин, видевший свою стратегическую задачу в создании " великой России" путем модернизации страны. Ключевое место в преобразованиях заняла аграрная реформа.

В общественной жизни России после политического затишья снова усилились революционные настроения. Участились выступления рабочих с политическими требованиями, оживилось социал-демократическое движение. Россия оказалась перед новой революционной бурей, на время отодвинутой первой мировой войной.

9.1. Изучение данного вопроса следует начать с четких представлений о том, что означает " третьеиюньская монархия'' и какова ее сущность. Каким стал новый избирательный закон, на основе которого проводились выборы в III Государственную думу? В чем проявилось нарушение государственного законодательства?

Далее укажите, что третьеиюньский политический режим стремился разрешить противоречия через коренную модернизацию экономики и частичное реформирование социальных отношений и госаппарата. Основным гарантом успешного осуществления намеченных реформ являлась личность П.A. Столыпина. Обратите внимание, как оценивается личность П.А. Столыпина в научной литературе? Как Вы считаете, почему существует такой разброс мнений?

Далее проанализируйте столыпинскую концепцию модернизации страны. Отметьте, что все реформы П.А. Столыпина, который в 1906 г. возглавил российское правительство, так или иначе были нацелены на деревню. Самой главной из них была земельная реформа, получившая название столыпинской, хотя ее проект был разработан еще до него (вспомните, кем и когда?).

Расскажите о программе аграрной реформы и ходе ее реализации. Анализируя сущность реформы, подчеркните, что она заключалась в отказе от прежней политики поддержки общины и переходе к ее насильственной ломке. Осуществлению реформы положил начало царский указ от 9 ноября 1906 г., дополненный указами от 14 июля 1910 г. и от 29 мая 1911 г. Пожалуй, самый непростой и спорный вопрос, над которым должен задуматься студент – это объективная оценка итогов и результатов аграрной реформы. Подтвердите свои выводы конкретными примерами. Как Вы думаете, почему реформы П.А. Столыпина встретили так много противников, причем из разных политических лагерей? Почему в ходе столыпинской аграрной реформы многие крестьяне сопротивлялись ее проведению и даже зажиточные крестьяне не торопились выйти из общины? Ведь община связывала каждого крестьянина “по рукам и ногам”? Сравните эту ситуацию с современностью: почему в начале 90-х гг. ХХ в. в условиях предоставленной возможности каждому крестьянину стать фермером-хозяином большинство селян не торопятся сделать это? Свое мнение аргументируйте.

В заключение данного вопроса укажите, какие сферы, кроме аграрной, подлежали реформированию, по замыслу П.А. Столыпина? Какое значение имели бы эти преобразования для развития России, будь они реализованы? Каковы, на Ваш взгляд, источники подъема российской экономики накануне первой мировой войны? В какой мере отечественная экономика зависела от иностранного капитала в этот период?

9.2. Внимательно прочтите соответствующие разделы учебника. Отметьте, что после поражения первой революции партии практически всех политических направлений оказались в тяжелой кризисной ситуации. Это выразилось в резком сокращении их численности, расплывчатости социальной базы и пересмотре взглядов. Наибольший пессимизм охватил интеллигенцию, среди которой было немало кадетов. Прочитайте сборник " Вехи" и постарайтесь определить, что лежало в основе разочарования и самобичевания ученых-философов, так восторженно в свое время принявших начало революции?

Важно четко представлять, в чем выразились кризисные проявления в рядах кадетов, октябристов, эсеров и социал-демократов; какие появились новые течения и взгляды на стратегию, тактику, идеологию и перспективы развития. Свидетельством бесперспективности третьеиюньской политической системы стал новый подъем революционного движения.

9.3. Изучая данный вопрос, обратите внимание на содержание избирательного закона, на основе которого проводились выборы в III и IV Государственные думы, на партийно-политический состав каждой из Дум, а также на основные вопросы их деятельности. Подумайте над вопросом, почему III Думе, в отличие от первых двух удалось просуществовать полный срок? Какая партия представляла в ней большинство и как оно относилось к столыпинским реформам, главным образом к аграрной? В деятельности IV Думы обратите внимание на фракцию " прогрессистов".

 

 

I. 1. Какими обстоятельствами, согласно документам 1 и 2, был вызван революционный взрыв в стране в 1905-1907 гг.? Какие еще причины первой русской революции Вы могли бы назвать?

1. Из ответа крестьянского старосты судьям на вопрос о влиянии революционной пропаганды на «аграрные беспорядки» 1902 г. в Полтавской губернии

Страшны не книжки, а то, что есть нечего ни тебе, ни скоту. Земли нет и хлеба нет, сенокосов нет и выпаса для скота нет…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.