Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизация - это социокультурная организация общественной жизни, охватывающая длительный период существования и основанная на единой культуре.






Цивилизация как социокультурный феномен, ограниченный временными и пространственными параметрами может рассматриваться и как единица исторического процесса, и как локальная единица, а поэтому ее изучение может развертываться в двух направлениях.

- рассматривается процесс изменений цивилизации во времени (исторический, диахронный аспект анализа) - Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, К.Ясперс.

- анализ строения цивилизации, где выявляются ее структурные элементы и взаимосвязи между ними (пространственный, синхронный аспект исследования) - Ю.В.Яковец.

Итак, в научной литературе существует три позиции по вопросу соотношения понятий «культура» и «цивилизация»:

-отождествление;

-противопоставление;

-взаимообусловленность;

Тем не менее, понимание того, что важнее – культура или цивилизация, определяет парадигму ценностей общества.

- если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, что обеспечивает действительный прогресс данного общества.

- если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении.

Менталитет (от лат. - ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума). В целом менталитет можно определить как присущую индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентации и установок, представлений о мире и о себе, мнений и предрассудков.

Известно, что уже в середине XIX века термин «менталитет» встречается в европейской научной традиции. Есть предположение, что одним из первых, кто обратил внимание на проблему менталитета, был французский ученый Л.Леви-Брюль (1857-1939), который исследовал коллективные представления в низших обществах. В исследованиях на правах достаточно строгого научного понятия «менталитет» применяется лишь с конца 20-х годов XX века. Обретение им устойчивого научного положения связано прежде всего с французской школой «Анналов» - школой историков, получившей наименование по названию издаваемого ею журнала. Они трактовали историю как историю смены менталитетов.

Понятие «менталитет» близко по смыслу к ряду терминов, таких как мировоззрение, общественное сознание, идеология, национальный характер, национальные чувства, самосознание, ценностная ориентация. Однако оно не сводится ни к одному из них и не исчерпывается их совокупностью. Каждый народ обладает своей ментальностью. Характер менталитета определяется той средой, в которой существует социальная общность. Смена менталитета предполагает изменение жизненной среды, а также замену старых символов на новые (например, перенос столицы Петром I и т.д.). Менталитет пронизывает все сферы духовной жизни общества и в немалой степени определяет отношение индивида к труду, праву политической системе и другим социальным институтам, то без учета особенностей менталитета нельзя ни выявить потенциальные возможности общества, ни предвидеть его будущее.

Менталитет порождает соответствующую ему культурную картину мира. Это означает, что видимый и ощущаемый людьми мир един, но воспринимается по-разному. Культурная картина мира есть мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Система ценностных отношений и ориентаций социальной общности (понимание ею добра, зла...), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д. является содержательной основой культурной картины мира и придают ей те черты самобытности, которые позволяют отличить одну культуру от другой.

 

Контрольные вопросы:

1.Какие науки заложили фундамент культурологии?

2.К какому времени относится становление культурологии как самостоятельной науки?

3. В чем специфика культурологического знания и какова его структура?

4.Что является предметом культурологического анализа?

5.Назовите методы культурологического исследования.

6.Культура и цивилизация: соотношение понятий.

7.Какие существуют точки зрения о предмете и месте культурологии в системе научного знания?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.