Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3






Этиология

(Aetiology of neurosis; Aliologie der Neurose) — в период своего сотрудничества как Фрейд, так и Юнг пришли к выводу, что невроз возникает не только в силу воздействия специфического травматического опыта. Юнг включал в этиологию невроза и личную установку в качестве содействующего фактора, а также и архетипические проекции фантазии. Он опровергал представление, что все неврозы возникают в детстве и что пациент, для того чтобы излечиться, должен осознать этиологический фактор. В большинстве случаев, считал Юнг, коренная причина неврозов связана с утратой смысла и ценности.

-//-

Это заболевание по своей природе полиэтиологично. Чисто схематически можно предста­вить несколько основных главных причин (факторов) их развития.

1) К биологическим причинам относят генетическую предрасполо­женность, особенности конституции, пола (больше страдают женщины) и возраста (у детей и стариков чаще).

2) ха­рактер и психофизиологические свойства личности могут при неблагоприятных усло­виях служить основой для возникновения неврозов. Так для заболевших неврастени­ей до заболевания характерны: повышенная ответственность и добросовестность в соче­тании с большой ранимостью к критике со стороны окружающих. В анамнезе больных истерией часто отмечается чувство завышенной само­оценки, эгоистичность, эгоцентричность, высокая степень внушаемости и самовнуша­емости. Для лиц, больных неврозом навяз­чивых состояний, характерна неуверен­ность в своих силах и отсутствие в характе­ре таких черт как активность и целенаправ­ленность в сочетании с большой мнительно­стью и впечатлительностью.

3) Определенное значение для заболевания неврозами играет психическая травма, пе­ренесенная в детстве (потери близких лю­дей, разлад в семье, школьные психологиче­ские травмы).

4) Имеет значение всевозможные ятрогении, в которых, как правило, сочетаются два фактора - неправильное поведение врача, высказывающего в присутствии па­циента излишние откровенные, а иногда и неправильно понимаемые последним сведе­ния о симптоматике заболевания или диа­гнозе, а также особенности личности боль­ного (мнительность, повышенная внушае­мость, ипохондричность и др.). Ятрогения редко бывает основной причи­ной невроза, чаще выступая как провоцирующий фактор.

5) социально-психологические факто­ры. З.Фрейд и его последователи совершенно справедливо указывали на то, что именно в детском возра­сте, в особенностях семейного и, в том числе сексуального воспитания, могут формиро­ваться определенные предпосылки, которые в дальнейшем под влиянием реальных жизнен­ных обстоятельств становятся причинами возникновения неврозов.

6) В развитии неврозов значительную роль играет переутомление, то есть перенапря­жение возбудительного и тормозного про­цессов.

Типовые изменения нервных процессов при неврозах.

Для всех видов неврозов характерны некоторые типовые изменения процессов, протекающих в клетках ЦНС. Выделено шесть состояний ответных реакций ЦНС на раздражители, которые Павлов назвал фазовыми.

1) Уравнительная фаза. В этом случае и сильный, и слабый раздражители вызывают одинаковую ответную реакцию. Она развивается в связи с тем, что нервные клетки, воспринимающие более сильные раздражения, быстрее истощаются и затормаживаются, чем клетки, воспринимающие более слабые раздражения.

2) Наркотическая фаза. В физиологичес­ких условиях она характерна для засыпания и пробуждения, а при хирургических опера­циях - для входа в наркоз и выхода из него. При этом сначала выключаются реакции на слабые, затем на средние, а потом - и на сильные раздражители. Восстановление ре­акции идет в обратной последовательности.

3) Фаза средних раздражителей. В этой фазе нервная система отвечает реакцией только на раздражители средней силы. На слабые раздражители реакция отсутствует, так как резко повышен порог возбудимости, а на сильные - потому, что клетки централь­ной нервной системы настолько истощены, что сильный раздражитель вызывает разви­тие запредельного торможения.

4) Парадоксальная фаза. При этом сильный раздражитель вызывает слабую реакцию, а слабый - сильную. Это связано с тем, что нервные клетки находятся на грани полного истощения. Слабый раздражитель способен вызвать реакцию, реализующуюся по прин­ципу «все или ничего», а при сильном раз­дражении развивается состояние глубокого торможения.

5) Ультрапарадоксальная фаза. Положительный раздражитель в эту фазу вызывает тормоз­ную реакцию, а тормозной – положитель­ную. В эту фазу резко истощены оба процес­са – и возбуждение и торможение. При воз­действии положительного раздражителя пе­ренапрягается возбудительный процесс и развивается разлитое торможение, при воздействии отрицательного раздражителя пе­ренапрягается тормозной процесс и «растор­маживается» возбудительный

6) Тормозная фаза. Она характеризуется полным истощением клеток коры головного мозга и отсутствием реакции на любой раз­дражитель.

К важным признакам неврозов относится нарушение условно-рефлекторной дея­тельности.

Соматические проявления неврозов. Со стороны пищевари­тельной системы это может выражаться в на­рушениях аппетита, секреторной и моторной функций желудка, дискенезии желчевыводящих путей. Со стороны сердечно-сосуди­стой системы - стенокардия, гипертони­ческая болезнь, атеросклероз.

Зачастую неврозы сопровождаются нару­шением трофики тканей и обменных про­цессов. Эти изменения могут выражаться в виде дистрофических повреждений кожи, об­лысения, экземы, атрофии или гипертрофии слизистых оболочек, трофических язв и т. д.

Распространенность

Точных данных о распространенности неврозов среди населения нет. Сведения об учтенных случаях имеются по отдельным регионам: от 15, 8 до 21, 8 % на 1000 населения.

 

На долю неврозов среди психических заболеваний приходится 20–25 % (Б. Д. Петраков). Среди студентов больные неврозами составляют 54, 6 %.

-//-

В официальной отчетности органов здравоохранения нет данных о распространенности неврозов как у детей, так и в общей массе населения. Поэтому точные сведения о частоте данной патологии отсутствуют. Об этом можно лишь косвенно судить по результатам отдельных статистических исследований, опросу родителей, воспитателей, педагогов. Эти сведения с определенной степенью достоверности указывают, что неврозы среди населения, в том числе и у детей, являются наиболее распространенной формой нервно-психической патологии. Так, по данным В. А. Колего-вой (1973), частота заболевания неврозами и реактивными психозами в детском и юношеском возрасте составляла 22 человека на 1000 лиц данной возрастной группы. В Болгарии, например, было выявлено от 14, 8 до 22% детей с различными невротическими нарушениями, включая нерезко выраженные и нестойкие невротические реакции (А. Божанова, В. Иончева, К. Константинова, 1973). Согласно сведениям Г. К. Ушаковой с соавт. (1972), основанным на массовом эпидемиологическом обследовании различных возрастных групп населения, невротические нарушения имели место у 80—90% людей. А. И. Захаровым (1995) при опросе родителей было установлено, что в возрасте 1—3 лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок без особых различий по полу, а в младшем школьном возрасте показатель нервности у мальчиков составил 46, а у девочек 37%. При этом наибольшие показатели нервности мальчиков отмечались в 8, 9 и 12 лет, у девочек — в 12 лет.

Естественно, что не каждая нервность ребенка является болезнью (неврозом). Это могут быть особенности темперамента, личности, акцентуация характера и другие индивидуальные особенности детей в различные периоды их жизни.

Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние 65 лет общее количество больных неврозами возросло в 24 раза (А. М. Вейн, 1995). Это обусловлено изобилием информации (дополнительный стрессовый фактор), бурными темпами жизни, экономическими трудностями в ряде стран и многими другими социальными и биологическими причинами. Повсеместно отмечается большая частота неврозов у мальчиков, чем у девочек. Этот факт В. И. Гарбузов (1977) объясняет тем, что мальчики в связи с более высокой активностью чаще попадают в угрожающие и конфликтные ситуации, в отношениях со сверстниками более агрессивны, чаще подвергаются наказаниям со стороны родителей. Они более болезненно воспринимают уход из семьи отца и приход отчима, острее девочек переживают свои анатомические дефекты и физические недостатки. Отмечено также, что единственные в семье дети болеют неврозами чаще, чем дети в многодетных семьях, что обусловлено дефектами воспитания в виде гиперопеки, потаканий всем прихотям ребенка, переоценки его личных способностей, меньшей приученности к труду и выполнению конкретных поручений. В результате такие дети плохо приспосабливаются к изменению внешней обстановки, психическому напряжению, неадекватно реагируют даже на небольшие психотрамирующие воздействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.