Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, признаки и функции судебной власти.






Статья 10 Конст. закрепляет положение, согласно кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на базе разделения на закон., испол. и суд.. Органы закон., исп. и суд.власти самост-ны.

Сегодня термин «суд. власть» употребл. в разных значениях. Учитывая зависимость от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов гос-ва, осущ. правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «суд. власть» подчеркивает, что институт, кᴏ т. он обознач., также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных гос-ных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Перв. признак вытекает из Конст., согласно кᴏ ᴛ. суд. власть – ϶ ᴛ ᴏ вид гос-ной власти. Сам термин «власть» обознач. наличие полномочий и возможностей их реализации. Прил. «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак – суд. власть принадлежит только судам. О судах как спец.органах будет сказано ниже.

Третий признак суд. власти – исключительность. Стоит сказать - полномочия, предостав. суд.власти, предостав. только ей. Никакие другие органы не могут дублировать суд. власть ни при каких обстоятельствах.

К исключ. полномочиям суд. власти ᴏ ᴛ ʜ ᴏ ϲ ᴙ тся: осущ. правосудия; конст. контроль; контроль за законностью и обоснован. решений и действий гос-ных органов и должн. лиц в случае, если данные действия обжалованы в суд. порядке; санкционир. след-ных действий и оперативно-розыскных мероприятий, кᴏ ᴛ. ущемляют констит. права граждан; контроль за законностью и обосн-тью арестов и задержаний, произв-ных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов суд. практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких ϲ ʙ ᴏ йств, как независимость, самост., обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – ϶ ᴛ ᴏ не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на ϲ ʙ ᴏ ю независимость, опираясь на закон, кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ый предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самост-ть судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособ-ть суд. власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. При этом обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различ. ветви власти взаимосвязаны. Суд. власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осущ. и совершенствоваться только в рамках закона. Закон. власть в ϲ ʙ ᴏ ю очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исключая выше сказанное, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процесс. порядок деят-ти суд. органов. Свои полномочия суд осущ. в порядке, кᴏ ᴛ. определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процесс. кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Суд-во – специфич. деят-ть органов суд. власти. Стоит заметить, что оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Сущ. несколько видов суд-ва – констит., админ., гражд., уг., арбитр..

Шестой признак – подзаконность суд. власти. Несмотря на высокий статус суд. власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: суд. – ϶ ᴛ ᴏ исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация данных полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Опред. суд. власти как суда или системы судов также не будет ошибкой. Его надо рассматр. как доп. структурную хар-ку понятия «суд. власть».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.