Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика системы правоохранительных органов.






Понятие и признаки правоохранительной деятельности.

ПД – это деят-ть, установ. гос-вом, спец. органов, которая осущ-ся с целью охраны прав а путем применения юр. мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при обязат. соблюдении установленного им порядка.

Признаки ПД:

1. Прав-тельная деят-ть осущ. только специально-уполномоченными гос-ными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и фун-ния;

2. направлена на защиту права, личности, общества и гос-ва от преступных и иных посягательств;

3. прав-тельная деят-ть осущ. только посредством применения мер гос-ного принуждения или наложения взысканий, применения мер юр. воздействия;

4. применение мер юр. воздействия должно строго соответствовать закону, который опред. как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

5. прав-тельная деят-ть осущ. строго в порядке, установ. законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо прав-ных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотр. для соответствующего случая законом, правила уголов.или гражд. судопроизводства, правила ведения дознания и предварит. расслед. и т. п.

 

Общая характеристика системы правоохранительных органов.

Различ. источники науч. и учебной лит-ры не сходятся в едином перечне прав-ных органов. Для одних прав-ными явл. только те органы, что непосред. ведут борьбу с прест., для других — те, кот. искореняют прест. и иные посягательства, для третьих — те, которые поддерж. порядок в общест. местах, суд и т.д. Поэтому кол-во прав-ных органов в перечнях различ. авторов колеблется в разительном диапазоне от 5 до 16.

Одной из причин колич. разнообразия явл. вопрос включения или не включения суд. органов в правоохранительные. На это в теории сложились следующие мнения. Большая часть исследователей относит судебные органы к правоохранительным – и не только авторы учебной и научной литературы по предмету правоохранительные органы, но и по конституционному праву. Отнесение судебных органов к правоохранительным органам представляется логичным хотя бы потому, что осуществляя судебную власть, суды используют такую характеристику как принудительность.

Меньшая часть исследователей[3] не относят суд. органы к прав-ным, а разделяет рассматриваемые органы на две подсистемы: суд. и прав-ную. Из этой модели следует, что авторы не относят суд. органы к числу прав-ных. Такой подход соответствует смыслу п. «л» ст. 72 Конституции РФ, устанав. понятийный ряд: «суд.и прав-ные органы; адвокатура, нотариат»[4].

Третьи хотя и не относят, однако рассматр.т их в рамках уч. курса. Мы будем придерживаться распространенного мнения рассмотрения судебных органов в рамках правоохранительных.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на суд. органы (суды) и иные прав-ные органы.

Суд. система, в свою очередь, включает в себя Конст. Суд РФ, федер. суды общей юрисдикции, систему арбитр. судов и субъектов РФ. Надо сказать, что четкое опред., что такое суд общей юрисдикции, отсутствует.

Конст.Суд РФ является суд. органом констит. контроля. Этот суд. орган призван самост. и независимо осущ. суд. власть посредством констит. судопроизводства. Основная цель деят-ти Констит. Суда РФ – это защита основ конституц строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конст. на всей территории РФ.

Система федер. судов общей юр-ции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, попадающих под ее процесс. компетенцию. По сути, все прав. вопросы, возник. в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юр-ции.

В системе фед. судов общей юр-ции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов.. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ.

Система общих судов включ. в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юр-ции относятся и мир. судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к фед. судам общей юрисдикции, а формир. органами законодат. власти субъектов РФ.

Система арбит. судов создана преимущ. для разрешения эконом. споров, возник. между юр. лицами, хотя арбит. суды имеют и иные полномочия. В наст. время система арбит. судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, фед. арбит. суды арбит. округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мир. судей и констит. (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мир. – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встреч. в повседневной жизни граждан.

Констит. (уставные) суды созданы для рассмотр спорных прав. вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ норматив. правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные прав-ные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;

– органов внут. дел;

– фед.службы безопасности;

– органов гос. охраны;

– органов гос. налоговой службы;

– тамож. органов;

– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварит. расследования;

– органов юстиции.

Система прав-ных органов призвана реализовать такие важ. ф-ции, как:

– конст. контроль;

– отправление правосудия;

– прокур. надзор;

– расслед. преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение суд. решений;

– оказание юр. помощи и защиты по уг. делам;

– предупреждение преступлений и иных правонаруш.. Все эти ф-ции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

Взаимодействие прав-ных органов с другими органами. Кач. решение задач, стоящих перед прав-ными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими гос-ными органами.

Прав-ные органы осущ. суд. и исп. власть. Взаимодействие их с органами законодат. власти происходит, как правило, через действующее и перспективное закон-во. Прав-ные органы не вправе критиковать законы, давать им полит. оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд прав-ных органов наделен правом законодат. инициативы. Это высшие суд. органы: Констит Суд РФ, Верх. Суд РФ,

Основная сфера взаимод. Прав-ных органов с иными органами – обеспеч. законности и безопасности. По сути, ни одна обществ. и гос-ная структура не может сущ. независимо от прав-ных органов. Последние осущ. охрану жизни, здоровья лиц, работ. в иных органах, а также принадлеж. им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными гос-ными органами и общ-ными объединениями, привлекаются силы прав-ных органов.

Прав-ные органы РФ взаимод. с аналогичными структурами иностр. гос-в. для упорядочения этой деят-ти разраб. соотв. договоры.

 

3. Предмет и назн. дисциплины «Прав-ные органы».

Предметом дисциплины является изуч. компетенций уполномоч. гос-вом ПО, их организац. структуры, основных направлений деят-ти, их взаимодействия м/у собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

Система – это сов-ть отдельных элементов, сост. единое целое.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В общей части рассматриваются: понятие правоохранит. органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодат. акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учеб. дисциплинами.

В особенной части рассматриваются вопросы орг-ции и деят-ти конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, осн. направления деят-ти, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

Также курс связан с админ. правом, так как нормы админ. законодательства опред. систему и структуру органов гос. управления.

Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонаруш. регламентируется админ., гражд., арбитражным, головным процесс. правом. ПО в совей деят-ти по осущ. предостав. им гос-вом полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практич. деят-ти ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, зем., семейного и т.д.

4. Общая характеристика источников дисциплины «Прав-ные органы».

Правоохранительные органы и учреждения в своей дея­тельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, зако­нами Российской Федерации, РСФСР и действующими зако­нами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; поста­новлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжения­ми Председателя Верховного Суда РФ, приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Гене­рального прокурора РФ, иными ведомственными нормативны­ми актами, конституциями республик, уставами, а также зако­нами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, при­нятыми в пределах их полномочий, и другими нормативными актами.

Однако основ. источниками курса «Прав-ные органы» являются законы.

Среди всех законов высшую юр. силу на террито­рии РФимеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конст. РФ во всех необходимых слу­чаях применяется в качестве акта прямого действия. Так, суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Кон­ституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положе­ния, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не указывают на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие поло­жения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, дей­ствовавший на территории РФ до вступле­ния в силу Конст. РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конст. РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конст. РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, при­нятый субъектом РФ, противоречит Конст. РФ, а фед. закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Если статья Конституции РФ является отсылочной, право­охранительные органы должны применять закон, регулирую­щий возникшие правоотношения. Наличие решения Консти­туционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конститу­ции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). Иногда вопросы правового статуса, организационной структу­ры и компетенции правоохранительного органа могут быть урегулированы постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения закона отличаются от требований, изло­женных в таком постановлении, действует статья закона.

Прав-ным органам надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы м/народного пра­ва, закреп. в м/народных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав чело­века, М/народном пакте о гражд. и полит. правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры РФ являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Никто не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Россий­ской Федерации международным договором, решение о согла­сии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные Правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила м/народного договора РФ.

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и граж­данина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным по­ложением правоохранительный орган не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и граждани­на. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен. Федеральным законом от 14.06.94 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Пре­зидента РФ от 05.04.94 № 662 «О порядке, опубликования и вступления в силу федеральных законов». Федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы подлежат, офици­альному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Офиц. опубликованием фед. констит. закона, фед. закона считается первая публи­кация его полного текста в «Парламентской газете», «Рос­сийской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром право­вой информации «Система», также являются официальными.

Федеральные конст. законы, фед., зако­ны вступают в силу одновременно на всей Территорий РФ по истечении десяти дней после дня их офи­ц. опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Действие закона прекращается в случаях, когда:

а) вступил в силу новый закон, который фактически ис­ключает действие прежнего; б) закон отменен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.