Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перемещения выгод и сферы действия программ общественных расходов






 

Программа ОР нередко приносит выгоды не одним только своим непосредственным реципиентам.

Реципиенты – те, кто получает какие-либо блага или денежные средства непосредственно из общественного сектора.

Сфера действия программы ОР – тот круг лиц, на которых в конечном счете распространяются выгода (приращения полезности), обусловливаемые данной программой.

Если результатом ОР становится создание чистого общ. блага, то в роли реципиентов выступают все члены общества и проблема перемещения выгод, по сути, не стоит. Однако во многих случаях основным либо побочным результатом программы является создание или перераспределение частных благ (как правило, это происходит, когда соответствующий процесс связан со значительными позитивными экстерналиями.)

Рассмотрим программу денежных выплат безработным. Полученные средства используются, в частности, для приобретения продуктов питания. Т.о. одно из последствий принятия программы – увеличение спроса на продовольственные товары. Если эластичность предложения этих товаров относительно не высока, то следствием становится рост цен и частичное перемещение выгод от реципиентов (''адресатов'') программы в пользу производителей и продавцов продовольствия.

Помощь безработным может быть осуществлена в форме субсидирования работодателей, создающих новые рабочие места, либо субсидирования учреждений проф. образования, которые осуществляют переподготовку безработных, чтобы облегчить им поиск новой сферы занятости. В обоих случаях непосредственными получателями общественных благ (реципиентами) будут не сами безработные, а иные лица. Но замысел состоит в том, что выгоды в конечном счете переместятся к безработным, которые в итоге окажутся в сфере действия программы.

Программа переподготовки может и не принести значительных выгод ни безработным, ни потенциальным работодателям (например, если спрос на труд недостаточно эластичен). Но даже неэффективная, сточки зрения нуждающихся, программа может при определенных усилиях принимаются. Любые ОР приносят выгоды кому-либо. Специфические черты той или иной программы способны иногда обеспечивать особую заинтересованность в ней со стороны отдельных звеньев гос. аппарата. Если сторонники программы образуют сплоченную, хорошо организованную группу специальных интересов, они могут эффективно защищать эту программу, особенно когда вопрос о сфере её действия недостаточно прояснен

Иногда это идет на пользу получателей помощи, а выгода достигаются за счет тех, кто финансирует программу.

Для программы международной помощи характерно снижение их эффективности из-за того, что значительная часть выгод достается различного рода посредникам. Но с другой стороны иногда без лоббистского движения групп спец. интересов, создаваемых такими посредниками, помощь была бы более ограниченной по размерам и срокам.

Итак, как и для налогов, в отношении программ ОР верно следующее: для того, чтобы определить реальную сферу действия мероприятий, проводимых в общественном секторе, необходимо тщательно проанализировать характер рынков, на которых действует непосредственный плательщик или получатель средств. Выгоды от программы в принципе способны перемещаться на тех, кто выступает контрагентами налогоплательщиков или реципиентов на любом из этих рынков. Причем преимущество в эластичности благоприятствует как смещению налогового бремени на контрагентов, так и перемещению выгод на себя.

Перемещение выгод основная причина по которой сфера действия программы подчас не отвечает замыслам тех кто ее поддерживал, ориентируясь на интересы избирателей. Однако иногда несовпадение возникает и вследствие недостаточно продуманных процедур определения круга потенциальных и действительных реципиентов.

Принять обоснованное решение о целесообразности финансирования программы можно лишь при наличии достаточных гарантий совпадения действительной ее сферы с предполагаемой. Для этого необходим тщательный анализ, базирующийся на изучении фактического положения и ожидания реципиентов, а также исследований конкретных рынков на которых они действуют. Это особенно актуально, когда имеются активные группы специальных интересов, способные извлекать выгоды в результате ускользающих от общественного внимания изменений в сферах действия программ.

 

58. Специфика ценообразования в общественном секторе.

 

Существуют различия в ценообразовании в зависимости от сегментации общественного сектора:

1) Для чистых и социально значимых общественных благ характерно неценовое регулирование

3) Смешанные общественные блага, созданные естественными институциональным монополиями, перегружаемые общественные блага => ценовое регулирование.

Чистое общественное благо:

1) Неисключаемость тех, кто не готов покупать

2) Предельные издержки потребления новых потребителей равны нулю => нет рыночной цен, т.е. их финансирование происходит за счет налогов, цена устанавливается с помощью неценового механизма. Характеристика неценового механизма:

- соблюдение бюджетно-финансового равновесия на основе баланса налоговых поступлений и нормативного финансирования

- установление режима функционирования с помощь карточек и очередности получения общественных благ.

- использование социального института голосования

- существует теневой рынок, злоупотребление должностным положением

Инструменты неценового равновесия (аналог рыночных цен): налоги, финансовые нормы, временные нормы очередности, голоса избирателей-налогоплательщиков.

Особенности неценового бюджетного равновесия:

1) Бюджетное равновесие базируется на принципе соотношения социальных затрат и социальных выгод, т.е. приоритет отдается соц. критериям, а не экономическим.

2) Принцип учета эффекта целого.

3) Преобладающе обязательного характера установления финансовой сбалансированности в соответствии с принципом единой кассы. Например:

налоги -» общая сумма (касса) ~> расходование в зависимости от социального приоритета.

4) Существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ и их использованием. Методы сведения общественных благ к частным:

Метод денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ. В основе лежит гедонистическая теория. Пример: труд Т. Веблена «Эффект сноба», X. Либенстайна «Эффект толпы цена устанавливается не по внутренним качествам, а на основа соц. факторов, таким образом цена - это выражение ценностных установок общества. Ценообразование в общественном секторе за исключением некоторых видов смешанных общественных благ представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции (например, госрегулирование естественных монополий). Помимо регулирования цен естественных монополий ценовой механизм и ценовая политика общественном секторе широко используется для трансформации внешних экстернальных эффектов цены товаров и услуг, производимых в коммерческом секторе. Так, отрицательный внешний эффект (вредные производственные воздействия н окружающую среду, вредные привычки (алкоголь, табак, азартные игры)) учитывается в цене с помощью налогов (налогов Лигу). Это экологический налог, акцизы на алкоголь и табак. Положительный внешний эффект учитывается при помощи субсидий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.