Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема бюрократии.






 

Особое место в процессе принятия общественных решений занимает исполнительная власть и прежде всего управленче­ский аппарат (бюрократия). Снижается значение следующих функций парламента: во-пер­вых, уменьшается вклад парламента в формирование политики; во-вторых, падает вес парламента в контроле за исполнительной властью; в-третьих, ослабевает законотворческая функция.

В силу самого статуса исполнительной власти и специализа­ции государственного аппарата служащие редко имеют дело не­посредственно с предпочтениями избирателей во всем их много­образии.

Аппарат исполнительных органов не только реализует приня­тые политические решения, но фактически участвует и в подго­товке большинства из них. При этом бюрократия проявляет свою заинтересованность в ослаблении ресурсных ограничений и не слишком жестком определении задач. Служащие специализиро­ванных государственных органов имеют значительные преиму­щества в информированности по тем конкретным вопросам, на которых сфокусировано их внимание. Это позволяет им в суще­ственной степени формировать мнения политиков.

Бюрократия заинтересована в максимизации объема своей управленческой деятельности, стремится иметь как можно больший объем бюджета управленческого аппарата, так как от этого зависят размеры окладов и различных льгот, продвижение по службе, сила политического влияния и привлекательность рабо­ты в аппарате. Для бюрократии альтруистские цели и обще­ственные нужды, как правило, являются побочным, сопутст­вующим мотивом их службы.

Бюрократия часто с казенной собственностью обра­щается как со своей личной, часто путает государственный карман со своим. Поэтому история бюрократии—это история казнокрадства.

Бюрократия является неотъемлемым спутником государст­ва, ибо управление государственными делами нуждается в ком­петентных управленческих кадрах, государственных служащих. Без них не может работать государственная машина. Чем масштабнее огосударствление в обществе, тем сильнее его бю­рократизация.

По сравнению с работниками частного сектора государст­венные служащие обладают преимуществом с точки зрения ста­бильности занятости и материального положения.

Демократическая концепция обращала и обращает главное внимание на укрепление конституционно-правовых основ го­сударственности и развития гражданского общества. В соот­ветствии с этим решаются задачи ограничения власти бюрокра­тического аппарата и повышения эффективности его работы.

Особый интерес представляет развитие общественных форм управления и усиление контроля за исполнительской дисципли­ной государственного аппарата, в частности строгое соблюде­ние установленных сроков завершения программ и Не менее важное значение имеет усиление правовых основ самостоятельности первичного звена общественного сек­тора—некоммерческих организаций, широкое использование в их работе способов и методов, имеющих аналогию с рыноч­ным механизмом хозяйствования. Все это призвано предотвра­тить бюрократизацию общественно-политической жизни и уп­равления государством.

 

24. Изъяны государства

Изъян государства — это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.

Выделяются четыре группы факторов, негативно сказывающихся на выработке и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой относится ограниченность доступной информации. Само по себе участие госу­дарства далеко не всегда позволяет решить эти проблемы. В ряде случаев общественный сектор лучше справляется с перераспре­делением информации, чем с увеличением ее объема. Между тем каждое конкретное решение, прежде чем быть при­нятым, нуждается в анализе с точки зрения возможных потерь. Там, где не хватает объективных данных, позволяющих с достаточ­ной достоверностью прогнозировать результаты, следует, как пра­вило, воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответст­венности государства и экспансии общественного сектора.

Вторая группа факторов - это неспособность государства пол­ностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Общественный сектор - лишь одна из составных частей рыноч­ного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики. Государство не может и не стремится нейтрализовать их активность, оно лишь в некото­рой мере ее модифицирует.

Третья группа связана с несовершенствами политического про­цесса. Под воздействием обстоятельств, в частности рационального неведения избирателей, при­нятия произвольных и манипулируемых решений, политика государст­ва отнюдь не всегда обеспечивает даже ту меру эффективности и справедливости, которая в принципе достижима на основе до­ступной информации и фактического влияния на рыночные про­цессы.

Четвертая группа факторов касается ограниченности контроля над государственным аппаратом. Особенности положения и пове­дения бюрократии способны усиливать не­эффективность функционирования общественного сектора, в част­ности, вести к его чрезмерному разрастанию и неоправданному увеличению затрат.

В силу изъянов государства на практике не удается обеспечи­вать равновесия Линдаля,, а значит, при производстве общест­венных благ возникают потери эффективности. Очевидно, на­пример, что ограниченность информации, обусловленная, в част­ности, сокрытием предпочтений, препятствует достижению точ­ного соответствия между налогом и индивидуальной готовнос­тью платить за общественное благо.

Для реальной экономики, не укладывающейся в рамки эле­ментарных моделей, характерны ситуации, когда одновременно дают о себе знать и изъяны рынка, и изъяны государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается, лишь усиливая влияние других. На практике редко встречаются идеальные решения. Одна­ко в любой ситуации важно выявлять все имеющиеся варианты действий. Варианты, предполагающие активное государственное вмешательство, помогают преодолевать изъяны рынка, но часто связаны с изъянами государства. Принимая политическое реше­ние, следует сопоставить экономические последствия тех и других, чтобы определить оптимальную форму и меру вмешательства. Экономика общественного сектора помогает, насколько это возможно, избегать как изъянов рынка, так и изъянов государства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.