Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила и приемы деловых взаимоотношений






Как показывают исследования, восемьдесят процентов рабоче­го времени руководителя проходит в общении с людьми. Для того чтобы заслужить высокий деловой авторитет и обеспечить распо­ложение к себе подчиненных, коллег, вышестоящих руководителей, а также партнеров по бизнесу, руководитель должен обладать ком­муникативной привлекательностью.

Необходимым условием коммуникативной привлекательности является следование нормам деловой этики. Этика - это совокуп­ность принципов человеческого поведения. Деловая этика — это со­вокупность принципов, регулирующих поведение людей в сфере деловых контактов, осуществляемых для достижения целей органи­зации.

Одним из важнейших принципов деловой этики является чест­ность и порядочность, стремление заключить с партнером взаимо­выгодные соглашения. Этот основной постулат этики бизнеса мо­жет быть выражен девизом, под которым выходила газета деловых кругов дореволюционной России «Биржевые ведомости»: «При­быль превыше всего, но честь превыше прибыли».

Следующим основополагающим принципом деловой этики яв­ляется терпимость, которая рождает взаимное доверие и помогает гасить конфликтные ситуации.

Деловые взаимоотношения требуют также тактичности и дели­катности. Тактичность предполагает ориентацию на гуманность и благородство. Под деликатностью понимается вежливость, умение щадить самолюбие других. Деликатность - это форма проявления корректности и искренности при общении. От такта она отличается большей степенью внимания и предупредительности к конкретному человеку. Такт следует соблюдать во всех случаях, деликатность - в соответствии с ситуацией, и адресуется она, как правило, людям, достойным уважения.

В формировании положительного имиджа руководителя важ­ную роль играет его авторитет. Чтобы заслужить высокий авторитет и расположение своих сотрудников, руководитель, прежде всего, должен исключить из своего служебного обихода какие бы то ни было злоупотребления должностным положением, которые могут проявляться в самых разнообразных формах. Грубость и хамство кажутся наиболее безобидными формами такого злоупотребления, однако подобный стиль общения приводит к ухудшению межлич­ностных отношений, вызывает морально-психологическую подав­ленность или, напротив, агрессивность сотрудников, что, естест­венно, негативно сказывается на имидже руководителя.

Разговаривая с подчиненными, руководитель должен быть предельно внимателен и корректен. Любое проявление категорич­ности суждений, раздражительность противопоказаны стилю дело­вых взаимоотношений и ведут к потере авторитета руководителя. Это, конечно, не означает, что тот должен говорить своим подчи­ненным только приятные вещи. Если отдельные аспекты поведения или работы сотрудника не устраивают руководителя, он обязан, от­крыто сказать об этом подчиненному. Нет смысла скрывать свои оценки, а тем более придерживать их до «лучшей поры». Если руководитель хочет дать отрицательную оценку действиям подчинен­ного, он должен помнить о следующем:

1)не стоит давать отрицательных оценок публично;

2) «критика» должна быть обращена не к сотруднику, а к его действиям, целесообразно воздержаться от выводов о нем как о ра­ботнике вообще;

3) важно, чтобы «критика» носила конструктивный характер, чтобы сотрудник усмотрел в форме выражения отрицательной оценки не стремление унизить его и наказать, а заботу об интересах дела и попытку нахождения совместных решений по преодолению возникших проблем.

Здесь следует подчеркнуть, что служебный этикет требует, чтобы для всех членов коллектива применялись одинаковые мерки к оценке их работы, независимо от личных симпатий и антипатий руководителя. Несправедливость считается одним из самых отрица­тельных качеств руководителя и наиболее болезненно воспринима­ется подчиненными. Использование выработанного классиком ме­неджмента немецким ученым М. Вебером принципа «равной соци­альной дистанции» кажется нам наиболее правильным для установ­ления справедливых отношений с подчиненными.

На имидже руководителя существенным образом сказываются его отношения не только с подчиненными, но также с коллегами и с вышестоящими руководителями. Выстраивая свои взаимоотноше­ния в этой сфере, руководитель должен:

1) проявлять лояльность к высшему руководству (подчинен­ные всегда ассоциируют своего руководителя с руководством во­обще, поэтому критика высшего руководства при подчиненных яв­ляется не только некорректной, но и неуместной, свидетельствует о слабости руководителя и его неумении решать стоящие задачи «на­верху»);

2) не бояться высказывать откровенно свое мнение руково­дству и открыто обсуждать трудности и проблемы;

3) принимать самостоятельные решения в пределах своей ком­петенции, не переадресовывая задания коллегам и другим лицам;

4) постоянно информировать руководителя о своей деятельности;

5) во всех случаях, когда решение проблемы выходит за рамки компетенции, докладывать руководству и советоваться с ним;

6) искать пути совершенствования своей деятельности, вно­сить соответствующие предложения в вышестоящие инстанции;

7) смотреть на руководителя, прежде всего, как на человека, но на работе вести себя, строго придерживаясь рамок служебных отношений, оказывать уважение в соответствии с его старшинством, неподводить в делах;

8) не вмешиваться в решения руководителя, находящиеся ис­ключительно в его компетенции;

9) координировать свою работу с сотрудниками того же уровня;

10) не критиковать своих коллег в присутствии начальника, регулировать возникающие проблемы во взаимоотношениях с коллегами на своем уровне;

11) не проводить в кабинете шефа больше времени, чем в об­щении с коллегами и подчиненными, не обращаться к руководите­лю без нужды;

12) честно признавать свои ошибки, не скрывать своих недостатков, но и не выпячивать их наружу.

Одной из основных составляющих делового имиджа руководи­теля является его речь. Однако дело здесь не только в имидже: от того, насколько руководитель владеет навыками устной и письмен­ной речи, зависят эффективность создаваемых им коммуникаций и, в конечном итоге, эффективность управления. Ниже мы остановим­ся на рассмотрении вопросов, касающихся выработки навыков эф­фективного речевого общения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.