Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимоотношения между установками различных уровней 8 страница






Hritzuk J, Janzen H. A comparison of ustanovka and Einstellung: Uznadze and Luchins // Psychological investigations. A. S. Prangichvili (Ed.). Tbilisi, 1973.

Ittelson W. H. The constancies of perceptual theory // Psychol. Rev. 1951.58.

Jarvik M. E. Probability learning and negative recency effect in the serial anticipation of alternative symbols // J. Exp. Psychol.1951.41.

Kilpatrick F. P. Motivation, perception and action. Washington, 1953.

Luchins A. S. Mechanization in problem solving // Psychol. Monogr. 1942. Vol. 54.

Marks R. W. The effect of probability, desirability and «privilege» on the stated expectations of children // J. Personal. 1951. 19.

Messick S. J., Soliey C. M. Probability learning in children: Some exploratory studies //J. Genet. Psychol. 1957. 90.

Oldfield R. C., Zangwill O.L. Bartlett’s theory of memory // Brit. J. Psychol. 1942. 32.

Park C. The Soviet theory of set — an evaluation. A thesis. Univ. of Alberta, Alberta, 1974.

Paschal F. The trend in theories of attention // Psychol. Rev. 1941.48.

Postman L., Crutchfield R. S. The interaction of need, set and stimulus structure in a cognitive task // Amer. J. Psychol. 1952. 65.

Sherif M. A. A study of some social factors in perception //Arch. Psychol. 1935. Vol. 187.

Siipola E. M. A group study of some effects of preparatory set // Psychol. Monogr. 1935. Vol. 46.

Solley C. M., Haigh G. A note to Santa Claus. TPR. The Menninger Foundation, 1957. Vol. 18.

Solley С. M., Murphy G. Development of the perceptual world, N.Y., 1960.

Solomon R. L., Howls D. Word frequency, personal values and visual duration thresholds // Psychol. Rev. 1951. 58.

Stephens J. M. The perception of small differences as affected by self-interest //Amer. J. Psychol. 1936. 58.

Vernon M. D. The functions of schemata in perceiving // Psychol. Rev. 1955. 62.

Vernon M. D. Cognitive inference in perceptual activity // Brit. J. Psychol. 1957.48.

Woodworth R. S. Dynamic psychology. N.Y., 1918.

Woodworth R. S. Reenforcement of perception I I Amer. J. Psychol. 1947. 60.

Раздел III. Деятельность — объяснительный принцип в психологии

Принципы психологического анализа в теории деятельности[14]

Общепсихологическая теория деятельности, созданная Л. С. Выготским, А. Н. Леонтъевым, А. Р. Лурией и их последователями на пороге XXI века вступила в критическую фазу своего развития. Внешним симптомом наступления этой фазы являются участившиеся дискуссии о роли категории деятельности в построении концептуального аппарата психологической науки. В целом ряде выступлений все настойчивее звучит мысль, что категории деятельности грозит превращение в некое чудовище, готовое поглотить все другие психологические понятия. Внутренним симптомом возникновения критической фазы развития теории деятельности является разрыв между большим фактическим материалом, полученным в различных специальных областях психологии, разработка которых ведется на основе теории деятельности, и исходными принципами этой теории, сформулированными еще в период ее становления. В результате возникает парадокс: теория, рожденная запросами практики, начинает восприниматься как теория вне практики. Критическая фаза в развитии той или иной теории, как и кризис в развитии жизни ребенка, означает начало нового этапа в ее судьбе. Для того чтобы он наступил, на наш взгляд, необходимо предпринять по меньшей мере три следующих шага. Первый шаг должен быть нацелен на вычленение исходных принципов теории деятельности. Второй шаг заключается в анализе сквозь призму этих исходных принципов фактического материала, накопленного в специальных отраслях психологии и в общей психологии. Итогом этого анализа будет преодоление разрыва между ключевыми принципами теории деятельности и фактическим материалом, а также уточнение и изменение самих этих принципов. И наконец, третий шаг — разработка перспектив фундаментальных и прикладных исследований, т. е. определение зоны ближайшего развития психологии, строящейся на основе общепсихологической теории деятельности.

Задача нашей статьи вычленить исходные принципы общепсихологической теории деятельности (т. е. попытка осуществить этот первый шаг). Принципы, о которых пойдет речь, выкристаллизовались в борьбе с различными направлениями зарубежной психологии. Поэтому мы считаем целесообразным раскрыть их, противопоставив принципам и постулатам других психологических теорий, причем не отбрасывая положений всех этих концепций, а «снимая» их в процессе сопоставительного анализа.

В качестве основных принципов теории деятельности могут быть выделены принципы предметности, активности, неадаптивной природы человеческой деятельности, анализа деятельности «по единицам», интериоризации и экстериоризации, опосредствования, а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и историзма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.