Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и динамика научного познания






1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Их различия и единства.

2. Структура эмпирического исследования. Факт, как форма научного исследования.

3. Проблем и гипотеза как формы торического познания.

4. Понятие, структура и функции научной теории.

 

Литература:

Микешина – Философия науки, учебное пособие. Москва, 2005.

Стёпин – Философия науки: Общие проблемы. Москва, 2006. Философия – учебное пособие.

 

2 уровня:

1. Эмпирический.

2. Теоретический.

ИХ не следует отождествлять с чувственным и рациональным.

2 уровня научного познания отличаются по следующим признакам:

1) предмет и характеру исследования;

2) посредство исследования;

3) метод исследования.

На эмпирическом уровне наблюдение, эксперимент, описание. На теоретическом формализация, идеализация, аксиоматический метод, математический. Это 2 различных уровня познания, но не означает что они идут последовательно или параллельно. Они органично связаны между собой.

Эмпирическое исследование не бывает на пустом месте.

Эмпирическое исследование направлено не непосредственное изучение объектов, получения фактов и первичную обработку фактов. Исходит из результатов наблюдения.

Если 2 вида фактов:

1) реальные;

2) научные.

Реальные факты – любой фрагмент действительности, то есть состояние объекта, ограниченное во времени и пространстве.

Кто-то писал, что всё, что имеется во селенной, я называю фактом.

Требования:

1. Факты должны быть зафиксированы языком науки.

2. Их воспроизводимость, доступность для многократной проверки.

Первичной обработкой являются 3 способа:

1. Обобщение.

Выделение свойств, присущие многим объектам.

2. Систематизация.

Приведение фактов в определённую целостность, имеющее структуру.

3. Классификация.

Эмпирические законы – наиболее развития.. эмпирического знания,.. количественные и иные зависимости, полученные опытным путём.

Переход от эмпирии к теории достаточно сложен.

Эйнштейн что-то там писал, но это сказали так быстро, что и ничего не успеть записать.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием понятийного аппарата науки и направлено познание действительности в её существенных связях и закономерностях.

Можно выделать 2 подуровня:

1) частные теоретические модели (касаются конкретной области);

2) общие теоретические модели или развитая теория.

Динамика научного знания представляет из себя цепочку.

Проблемная ситуация – противоречие между новыми фактами и старой теорией.

Проблема – научный вопрос, для решения которого необходимо выйти за пределы уже известного знания.

Проблемные ситуации могут быть глобальными или локальными.

Пример. На рубеже 19-20 века произошли выдающиеся открытия физики.

Псевдопроблемы – это как бы мнимые проблемы, связанные с заблуждениями.

Карл Попер высказал мнение по поводу роли проблем. Выделил 3 частим мира: мир физических объектов, ментальный мир, объективное содержание мышления. Принцип фальсификации.

Гипотеза – предположение решить проблему определённым способом.

Гипотеза должная быть максимально простой, объяснять широкий круг вопросов, на её основе можно предсказать и быть доступная для экспериментальной проверки (главное требование).

Экспериментальная проверка. Практическая деятельность. Предсказание новых фактов. Логический анализ.

Теория – система понятий, принципов, законов какой-либо науки.

Основные элементы:

1. Содержательные.

1) понятия;

2) принципы;

3) законы;

4) идеи.

2. Формальные.

1) правила;

2) символы;

3) знаки.

Реальные объекты выражены в теории абстрактных объектов.

Абстракция предполагает в себе 2 операции: 1) выделении некоторых свойств объекта, которые интересны в данном исследований; 2) отвлечение от всех других свойств объекта.

Идеальные объекты имеют место тогда, когда создаются несуществующие в действительности объекты, но имеющие реальные прообразы.

Основные функции научной теории:

1) синтезирующая;

2) объясняющая;

3) прогнозирующая;

4) конструирующая.

Теория не есть какая-то данная свободность, она не догматичная, развивается. Причём развитие такое, что какие-то старые элементы теории не выбрасываются, а частично входят в новую.

Метатеоретический. 3 основных элемента:

1) научная картина мира: общая, частная;

2) идеалы и нормы научного исследования;

3) философские основания науки.

Девиантная наука – научное направление, отклоняющееся от традиционных теорий, но признающая многие научные принципы, правила.

Паронаука – собирательное название гипотетических концепций, характеризующихся антисемитскими.

Алхимия, астрономия, народная медицина, парапсихология.

Изотеризм – способ восприятия действительности, который основан на магических действиях.

В России есть дионетика (сектанты).

1.

2.

1) кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса;

2) развитие науки как единство дифференциации и интеграции научного знания;

3) экстенсивное и интенсивное развитие науки.

3. Природа и типы научных революций.

К метатеоретическому уровню относятся, прежде всего, научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки.

Научная картина мира бывает 2 видов:

1) общая;

2) специальная.

Научная картина мира – синтез научных исследований на конкретном этапе развития.

Мир – это обозначение сущего в целом.

Научная картина мира – мир, понятый человеком.

Есть понятия модель мира, интегральный образ, схемы какие-то.

Научная картина мира развивается в связи с развитием всего там. В этом развитии научной картины мира движение от конкретного наглядного образа к абстрактному.

Основные этапы:

1. Механистическая картина мира.

Существовала как результат исследования Галилея и Ньютона. В этот период механика была основной наукой. 16-17 век, частично 18 и даже 19. Характерно, что мир состоит из каких-то неделимых корпускул, причём они движутся в абсолютном пространстве и времени. Ещё механистический детерминизм. С его точки зрения определённая причина вызывает строго определённой следствие. Оппозиция объекта и субъекта.

2. Неклассическая картина мира.

Характерно то, что формируются многие другие науки. Ещё создание специальных картин мира (электродинамическая картина мира и разные другие).

3. Постнеклассическая – современная картина мира.

Представление мира как чего-то целостного. Моисеев: «Вселенная там что-то». Принципы:

1) единство мироздания;

2) принцип глобального эволюционизма (1) нелинейность развития, 2) многовариантность развития).

Идеалы и нормы научного поведения существуют в виде ценностных и целевых установок.

Ценность – совокупность явления, значимых для чего-либо.

1. Интерес, предпочтения, установки, эмоционально окрашенные.

2. Формы и способы описания, объяснения и доказательства знания.

Они уже мировоззренчески окрашены.

3. Объективно-истинное знание.

«Ценностная сторона в науке, безусловно, важна».

4. Философские основания науки.

Современная философия исходит из многообразия способов познания. Оно признано начиная с конца 20-го века. Характерно:

1) открытая рациональность;

2)

Стиль научного познания – единая система принципов, которые принимаются учёными как образец стандартных канонов.

Во-первых, выполняет критическую функцию. Во-вторых, селективную функцию. В-третьих, выполняет вербальную функцию. В-четвёртых, прогностическая.

Стиль отличается от методов. Если метод рассматривается на каком-то узком этапе развития науки во времени, то стиль присутствует всегда. Отличия по масштабу исследования.

Борн: «Можно выделить 3 стиля в истории научного познания: антропологический, ньютоновский, новая эра». Премия ему дана за разработку нового стиля мышления, связанного с созданием квантовой механики.

2 концепции научного прогресса:

1. Кумулятивные теории.

Кумулятивные теории рассматривают прогресс науки как постепенно, последовательное накопление знаний. Методологические принципы:

1) признание абсолютно истины;

2) научные и ненаучные знания жестко отделены друг от друга;

3) заблуждения не являются элементами науки.

2. Некумулятивные теории.

Акцент на относительности знаний. Кун, Фернан выдвинули концепцию теории несоизмеримости знаний. То есть теории несовместимы.

Томас Кун – Структура научных революций.

Он исходит из таких понятий, как научное сообщество, парадигма, нормальная наука и научная революция. И всё это выстраивается в единую цепочку.

Научное сообщество – коллектив учёных, которые исследуют проблему. Все члены научного сообщества едины и не выходят из этой парадигмы.

Парадигма – совокупность теоретических и методологических принципов, объясняющих научную проблему определённым способом.

Нормальная наука –

Научное исследование делится на 3 периода:

1) непарадигмальная наука (анормальная);

2) нормальная наука или парадигмальная;

3) экстраординарная наука или..парадигмальная.

Смена парадигмы – научная революция.

Дифференциация науки в 19-20 веке. На базе одной научной дисциплины появляются другие.

Дифференциация – деление.

Интеграция – взаимопроникновение.

Экстенсивные (развитие вширь) методы. Интенсивные (развитие вглубь) методы.

Научная революция – коренное изменение теоретических и методологических оснований науки.

3 вида:

1) миниреволюция;

2) местные революции;

3) мировые революции.

Стёпин:

1) естествознание;

2) становление дисциплинарной науки;

3) неклассическое естествознание;

4) современная стратегия научного знания.

Основные характеристики:

1) взаимодействие различных наук;

2) переплетение научных результатов;

3) неклассическая открытая рациональность.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.