Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования канонической и комментирующей частей Чжоу и.







1.1.Историки горячо спорят о времени появления " Чжоу и" на свет. Обсуждение этой проблемы было углублено на конференции привлечением новых археологических материалов. Американский специалист, главный редактор издаваемого в Гонолулу " Журнала китайской философии" Чэн Чжун-ин полагает, что истоки идей " Чжоу и" могут восходить даже к неолитическим представлениям о взаимодействии неба и человека, рождениях и превращениях тьмы вещей. Эти представления материализовывались в ритуальных нефритовых предметах эпохи Ся (XXI-XVI вв. до н.э.), гадательной практике на панцирях черепах эпохи Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э.), гадательной практике на тысячелистнике эпохи Чжоу, затем были осмыслены Конфуцием и теоретически выражены в " И чжуани". Развитие тут шло от символов (сян) к числам (шу) [130], от чисел к символам, от символов и чисел к умозрению, сформировавшему нумерологическую теорию единой сущности и многих начал, изложенную в " И чжуани". Чжоу Ли-шэн считает, что гуапроисходят от чисел, возникавших в гадательной практике на тысячелистнике и подвергнутых графической символизации. Система гуавозникла в середине или конце эпохи Западной Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.). Развитие шло следующим образом: изначальное гадание на тысячелистнике – " Лянь шань" – " Гуй цзан" – " Чжоу и". Шэнь Чи-хэн утверждает, что знания древних людей о природе были закреплены в понятиях иньи ян(темной и светлой силы), обусловивших появление восьми триграмм, на основе которых затем был создан текст " Чжоу и". Цао Фу-цзин привел доказательства в пользу того, что последний не мог возникнуть раньше периода Чунь-цю и позже 672 г. до н.э., т.е. датировал его создание полувеком между 722 и 672 г. до н.э.

1.2.Ранее многие исследователи склонялись к тому, чтобы считать учение о трех видах " И" – " Лянь шани", " Гуй цзане" и " Чжоу и" недостоверным изобретением текстологов эпохи Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.). Однако теперь специалисты начинают иначе смотреть на эту проблему. В частности, Лю Да-цзюнь, Чжоу Ли-шэн, Ван Син-е, Чжан Ли-вэнь и другие считают неправильным пренебрегать данным учением. Согласно Чжоу Ли-шэну, некоторые надписи на гадательных костях подтверждают существование " Лянь шани" [131]. По мнению Ван Син-е, в основе системы " Лян шани" лежало расположение гуа, зафиксированное в одном из комментариев, входящих в состав " И чжуани", – " Шо гуа" и известное ныне как порядок триграмм по Вэнь-вану (XI в. до н.э.).

1.3.Продолжает обсуждаться и традиционное представление о Конфуции как авторе " И чжуани". У И и многие математики убеждены, что Конфуций изучал текст " И", но не был автором " И чжуани". В то же время У И полагает, что " И чжуань" заключает в себе Конфуциеву идею небесного пути (дао) и является вторым " Лунь юем", а " И цзин" был превращен древним мудрецом из гадательной книги в канон конфуцианской теории перемен. Однако не утратила сторонников и традиционная точка зрения. Согласно Цзинь Цзин-фану, основу " И чжуани" создал сам Конфуций, а Ван Ши-шунь считает, что его кисти принадлежит все это произведение в целом [132].

1.4.Дискутируется и отношение к " И чжуани" основателя даосизма, Лао-цзы. Лю Да-цзюнь, Чэнь Гу-ин и многие математики придерживаются мнения, что " Дао дэ цзин" древнее " И чжуани". Согласно Лю Да-цзюню, один из комментариев, входящих в " И чжуань", – " Си цы" был создан позже " Дао дэ цзина", но раньше " Чжуан-цзы". Чэнь Гу-ин отмечает большое влияние " Дао дэ цзина" на " И чжуань". Оригинальную точку зрения отстаивает Хуан Чжао-цзэ, полагающий, что выраженное в " Дао дэ цзине" понимание небесного предопределения (тянь мин), твердого и мягкого (ган жоу), иньи ян, даоглубже и совершеннее, чем в " И чжуани", и, следовательно, последний текст древнее. В целом же все специалисты признают значительную идейную близость двух выдающихся памятников древнекитайской философии [133].


Исследования гадательной практики, символов и чисел, нумерологических планов и схем.


Чэн Чжун-ин, Ли Янь, Фань Ши-сянь и другие трактуют гадательную практику как древнейшую прогностику, которая при отсутствии научных методов познания позволяла получать более или менее достоверные предвидения. " Чжоу и" несет в себе методологию такой прогностики, тесно связанной с общефилософскими и этическими представлениями.

Отличительной особенностью описываемой конференции явилось повышенное внимание к символам и числам, нумерологическим планам и схемам (ту шу). Чэн Чжун-ин, Чжоу Ли-шэн, Ван Чжун-чжан, Янь Бин-ган и другие настаивают на взаимосвязи и единстве символов и чисел, трактуя логику развития " Чжоу и" по схеме: символы → числа → символы. Янь Бин-ган указывает на наличие у символов " Чжоу и" многих функций – символизационной, идейной, суггестивной, этической, мантической и прочих. Юй Цзай-ся выделяет четыре разновидности чисел " Чжоу и" – числа гадания на тысячелистнике, числа позиций черт в гуа, числа времен, числа вещей. Линь Чжун-цзюнь, сопоставив числовые построения " И чжуани" с пифагорейскими, подчеркивает, что для пифагорейства характерна геометризация и гармонизация, а для " И чжуани" – арифметизация и трансформация чисел.

Лю Да-цзюнь при анализе нумерологических планов и схем " Чжоу и" обратился к их сравнению с новейшими археологическими открытиями – текстом на " Гадательном блюде девяти дворцов и Великого единого" (" Тай и цзю гун чжань пань") и оригинальным расположением триграмм в самом древнем списке " Чжоу и", мавандуйском шелковом манускрипте. В итоге он пришел к выводу, что " магический крест" Хэ ту(" План [из Желтой] реки"), магический квадрат Ло шу(" Писание [из реки] Ло"), а также " План преднебесного расположения" (" Сянь тянь ту") гуа(по Фу-си), несомненно, уже существовали в начале эпохи Хань и даже в период Чжань-го (V-III вв. до н.э.). Цзинь Вэнь-цзе считает эти схемы первоисточником теории перемен, а " План Великого предела" (" Тай цзи ту") – изображением движения. Описанная в комментарии " Си цы" последовательность: Великий предел, двоица образов, четыре символа, восемь триграмм – продукт Хэ ту. По мнению Чжао Го-хуа, Хэ туможет восходить к неолитической баньпоской культуре (начало VI тысячелетия до н.э.) [134]. Цзинь Чунь-фэн видит в расположении чисел Ло шусимволическое изображение небесного круга, а в расположении чисел Хэ ту– символическое изображение земного квадрата. Согласно Сяо Хань-мину, такого рода схематическая символизация является особой формой выражения философских идей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.