Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полезные уроки, извлечённые из Аята Курси

 

1. Провозглашение пяти имён из Имён Аллаха: Аллах, аль-Хаййу, аль-Каййум, аль-‘Али, аль-‘Азим. (85)

2. Утверждение того, что Аллах – избранник для всего поклонения (аль-улюхия); Он Тот, кто единственный имеет право на поклонение Себе, и Он – Тот, кому поклоняются законно и заслуженно. «Никто не достоин поклонения, кроме Него»

3. Опровержение заявлений многобожников, которые устроили себе других богов, помимо Аллаха..

4. Провозглашение сифата (Атрибута) хайат (Жизнь) Аллаха, и что Его Жизнь – совершенна, не была предварена небытием (‘адами), не придёт к завершению и не характеризуется несовершенством. Наоборот, наша жизнь берёт своё начало в небытие и придёт к своему концу, и сопровождается несовершенством. В действительности, вся наша жизнь – несовершенна и поэтому Аллах дал ей название ад-дунийа.(86) Жизнь Аллаха, напротив, совершенна с любой точки зрения, что подтверждается словами Аллаха: «Нет никого, кто истинно живёт, кроме Него». И это в самом деле истина, потому что никто не отличается жизнью совершеннейшей, кроме Аллаха, Всемогущего и Величественного

5. Провозглашение аль-Каййумйи.(87) Это имя не применимо к людям. Нет ни одного человека, кто существует сам по себе, как и нет такого, кто взял бы на себя полное попечение над другими, благодаря чему они существую, ибо нет человека, который бы не нуждался в других. Мы нуждаемся в работниках и они нуждаются в нас. Мы нуждаемся в наших жёнах, и они в нас. Мы нуждаемся в наших сыновьях и дочерях, и они нуждаются в нас. Нет никого, кто бы взял на себя полное попечение над ними, уделяя им заботу поддержку, обеспечивая их и т.д. я могу взяться за попечение кого-либо, но в узком смысле. Поэтому Аллах Сказал: «Разве Тот, кто опекает (оберегает, поддерживает, обеспечивает) каждую душу и знает то, что она приобрела (подобен другим божествам. Которые ничего не знают)?». (ар-Ра’д 13: 33).

6. Аят, содержащий Величайшие Имена Аллаха (исмуллахи аль-‘азам), в Его словах: «Аллах, нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Вечно Живого, Того, кто обладает совершеннейшей Жизнью, и Самосущего, Того, кто утвердился Сам по Себе, и благодаря Которому всё существует».(88) Эти два имени упомянуты в трёх местах в Кур`ане: в двух сурах, известных, как аз-Захравайн (89) и в суре Та Ха (90). Обладатели знания сказали: «Самое великое Имя Аллаха присутствует только в двух именах, ибо они полностью охватывают самые Прекрасные Имена, и следовательно, Атрибут Совершенства заложен в этом Имени и Атрибут Ихсана (красоты) присутствует в нём».

7. Совершенство Жизни Аллаха и каййумийи, при том, что эти Атрибуты свободны от самого малого несовершенства. Доказательством этого, Его слова: «Ни дремота, ни сон не овладевают Им». Совершенство может быть обобщённым, исходя из того, что в нём является преимущественным или более многочисленным, хотя оно может и быть неполноценным в некоторых моментах. Однако, отрицание несовершенства означает, что совершенство является полным и во всех отношениях свободным от недостатков. В этом смысле данное отрицание присутствует в Его словах: «Ни дремота, ни сон не овладевают Им».

8. Провозглашение ас-сифат ас-салбийа (Атрибутов отрицания) для Аллаха, исходя из Его слов: «Ни дремота, ни сон не овладевают Им», и Его слов: «Не утруждает Его их охранение и оберегание». Сифат ас-салбия это Атрибуты, которые Аллах отверг и которые предполагают совершенство противоположного им.

9. Утверждение того, что Власть Аллаха объемлет всё. Свидетельством этому Его слова: «Ему принадлежит всё, что на небесах, и всё, что на земле». 10. Господство принадлежит единственно Ему. Доказательство этому в том же аяте: «Ему принадлежит всё, что на небесах, и всё, что на земле», в котором сказуемое (грам. Хабар) «Ему» предшествует подлежащему (грам. Мубтада), являющемуся соединительным существительным «всё». В данном случае, присутствует грамматическое состояние «хаср» (единственность, избранность), которое означает то, что Аллаху одному принадлежит всё, что на небесах и на земле.

11. Упоминание небес и земли в Его словах: «Ему принадлежит всё, что на небесах и всё, что на земле». «Небеса» это множественное число. Их семь по числу также, как и земель, что явствует из других священных текстов. (91)

12. Совершенство Царствования Аллаха, о чём свидетельствуют Его слова: «Кто сможет заступиться перед Ним, кроме как с Его позволения?». Царствование это не то же самое, что Его всеохватывающее Господство. В действительности, власть и совершенство Царствования более совершенны, чем просто всеохватывающее Господство.

13. Утверждение о заступничестве, которое будет одобрено Аллахом, как свидетельствуют Его слова: «…кроме как с Его позволения…». Иначе бы данное исключение не было бы уместным. Следовательно, не будь одобренное заступничество утверждено, исключение было бы неуместным.

14. Утверждение о «позволении», которое есть Его повеление: «(Никто не сможет заступиться), кроме как с Его позволения».

15. Утверждение об ‘илм (знании) Аллаха и о том, что Его знание охватывает прошлое, настоящее и будущее. Свидетельством тому Его слова: «И Аллах знает то, что произойдёт с ними в будущем, и что произошло в прошлом».

16. Опровержение заявлений экстремистов из кадаритов (92) провозглашением всеохватывающего Знания Аллаха на примере данного аята. Это представляет собой опровержение экстремистов из кадаритов, которые говорят, что Аллах знает деяния Своих рабов только после того, как они совершены, отрицая всеобъемлемость Знания Аллаха.

17. Опровержение двух сект – хавариджей (93) и му`тазилитов (94) утверждением о заступничестве. Обе секты отрицают общее заступничество, разрешенное для пророка(мир ему и благословение Аллаха) и других, которое коснётся грешников. Это их отрицание основывается на том положении, что человек, совершивший тяжёлый грех и умерший, не покаявшись, будет отправлен в Ад навечно. Однако, эти две секты разошлись в том, считать ли такого человека неверным или же не считать его ни неверным, ни правоверным. Хавариджи, смелые как в отрицании истины, так и в принятии её, сказали: «Тот, кто совершает тяжкий грех, тот неверный и не принадлежит более лону Ислама». Мутазилиты боялись противостоять ахль-ас-сунна и хавариджам. Они приняли трусливую позицию и сказали: «Мы будем сидеть посередине дороги и скажем, что совершивший тяжкий грех, находится где-то между ними; мы скажем, что он ни правоверный, ни неверный!». Обе секты, однако, сошлись в том, что в жизни будущей он окажется в Аду навечно. Поэтому, они отвергли шафа’а. Общий смысл аята опровергает позицию обеих сект: «Кто может заступиться пред Ним, кроме как с Его позволения?».

18. Никто никогда не постигнет ничего из Знания Аллаха, Его Слуха и Его Зрения: «И никогда не постичь им ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает». 19. Мы ничего не разумеем из знания об Аллахе, Его творениях, кроме того, что Он пожелал для нас. (95)

20. Запрещение такйифа (придания образа или вопрос «как») Атрибутам Аллаха, так как Он не сообщил нам каковы они. Поэтому, если мы претендуем на знание кайфии Его Атрибутов, тогда мы лжём.

21. Опровержение мутазилитов Его словами: «И никогда им не постичь ничего из Его знания». Это доказательство против мутазилитов, которые утверждают, что у Аллаха, например, нет настоящей Руки. Это влечёт отрицание ими одного из Его Атрибутов. В этой связи, обе секты, мутазилиты и последователи такйифа (мукаййифиты), лгут, ибо Аллах приписал этот Атрибут Себе. Соответственно, их утверждения о том, что истинные Атрибуты, подобно Руке, Лику, Глазам, не подобают Аллаху, являются лживыми и недействительными. Основанием этому является знание двух видов:
а) утверждение, и
б) отрицание.
Следовательно, вы не можете отрицать что-либо как качество кого-либо, не имея на то знания, также как и не можете приписать что-либо для кого-либо без знания. Итак, если эти секты отрицают истинность вышесказанных Атрибутов Аллаха, то тогда они должны привести свои доказательства, если они правдивы. К примеру, Аллах не отверг Атрибут Руки ни в одном аяте Кур`ана, чего также не делал пророк (мир ему и благословение Аллаха) ни в одном хадисе, так же как и праведные предшественники (ас-салаф ас-салих). Те секты, тем не менее, объявили о своём отрицании истинной и настоящей Руки Аллаха.

22. Опровержение позиции мутазилитов, уподобляющих Аллаха Его творениям. Так как аят: «И никогда им не постичь ничего из Его знания» предполагает опровержение мукаййифитов, то в любом отношении это также является опровержением мутазилитов.

23. Утверждение о маши`а (воле) Аллаха в Его словах: «Кроме того, что Он пожелает».

24. Опровержение кадаритов и мутазилитов, которые говорят, что Аллах, Всевышний, не пожелает ничего для человека, пока человек сам не пожелает. (96) Это видно из слов Аллаха: «И никогда им не постичь…». Зная, что постижение человеком чего-либо исходит из его качеств, а качества это создания Аллаха, то из этого следует, что воля человека зависти от Воли Аллаха.

25. Величие Курси, что ясно из Его слов: «Его Курси объемлет небеса и землю».

26. Величие Создателя Курси, ибо величие созданного подразумевает величие Создателя.

27. Куфр (неверие) человека, отрицающего небеса и землю, потому что это обуславливает обвинение Аллаха в неправде. Что касается земли, я уверен, что никто не будет отрицать её существование. Однако, касательно небес, есть те, которые отрицают их, говоря, что свыше только бесконечный и бескрайний космос, и что там только звёзды и рассеянная пыль (садум) и т.п. Несомненно, что человек, придерживающийся таких взглядов есть кафир, сам ли он верит в это или же он подражает людям, придерживающимся этого, при условии, что он знает истину, истекающую из доказательств Кур`ана и сунны.

28. Провозглашение Мощи Аллаха и доказательством тому Его слова: «Не утруждает Его охрана и оберегание их».


29. Отрицание машака (усталости) у Аллаха, Всемогущего и Величественного, из-за Его слов: «Не утруждает Его». Это один из сифатов ас-салбия, также как и слова Аллаха: «И сотворили Мы небеса и землю, и то, что между ними в шесть дней, и не коснулась На усталость». (Каф 50: 38).

30. Утверждение о том, что подразумевается в вышеприведённом изречении «Не утруждает Его охрана и оберегание их», то есть, в Атрибутах Знания, Могущества, Жизни, Милости, Мудрости и Силы.

31. Утверждение того, что небеса и земля нуждаются в том, кто охранит их, как явствует из слов: «Не утруждает Его охрана и оберегание их». Не будь охраны и оберегания их Аллахом, они бы рухнули. Аллах говорит:
«И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много». (аль-Хаджж 22: 20). И это также в Его словах:
«И Он держит небо, чтобы оно не упало на землю иначе, как с Его дозволения» (аль-Хаджж 22: 45).
«Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли. А если бы они исчезли, то никто не удержал их после Него; Он ведь Кроток, Прощающ». (Фатир 35: 4).

32. Утверждение о Превознесении Сущности Аллаха и Превознесении Атрибутов Аллаха в Его словах: «И Он – Всевышний…».

33. Опровержение как хумолитов (97), так и мутазилитов, которые отрицают этот Атрибут Аллаха. Хумолиты говорят: «Аллах не превыше всего, а повсюду». И мутазилиты, будучи людьми, отрицающими Атрибуты Аллаха, говорят: «Он не может быть описан как Тот, кто сверху или снизу, справа или слева, воедино или отдельно от Своих творений».

34. Предупреждение против притеснения других по причине Его слов: «И Он – Всевышний, Величайший».По этому же поводу Аллах сказал в суре ан-Ниса: «И если они повинятся, то не ищите против них пути, – поистине, Аллах – Возвышен, Велик» (ан-Ниса 4: 34). Таким образом, если вы возгордились, то вспомните Возвышенность Аллаха надо всем, Всемогущего и Величественного. И если вы возомнили в себе величие, то вспомните величие Аллаха.

35. Провозглашение величия Аллаха, согласно Его слов: «…Величайший…».

36. Провозглашение Атрибута Совершенства, который очевиден из совмещения Превознесённости и Величия.

37. Знание о том. что мулк (Господство) принадлежит Аллаху выводит следующее:
- Мы не должны поступать или действовать в Его Царстве никак иначе, кроме как в Его угоду, по причине Его слов: «Ему принадлежит всё, что на небесах и на земле».

- Правовые решения и установления среди людей должны основываться на повелении Аллаха. Поистине, полагание человека на законы, заложенные творениями и законодательства, устроенные людьми, является одним из видов придания сотоварищей Аллаху, Всемогущему и Величественному (ширк биллах (98)).

- Довольствование предопределением Аллаха, Всемогущего и Величественного, потому что, если вы знаете, что Господство принадлежит единственно Аллаху, тогда вы скажете: «Это промысел Владыки в Его Царстве, и Он имеет право делать то, что захочет». «Он не будет спрошен за то, что делал, а их (создания) спросят» (аль-Анбия 21: 25). Соответственно, такое мировоззрение было выражено в соболезновании пророка(мир ему и благословение Аллаха) своей дочери (после смерти её ребёнка), когда он сказал: «Что Аллах забирает, то принадлежит Ему и Ему принадлежит то, что Он дарует, и всё у Него имеет назначенный срок (в этом мире)». (99)

- Человек не должен быть самодовольным, достигнув чего-либо, ибо это достижение – от Аллаха и Господство подобает только Ему.
И Аллах знает лучше. Да будет салят и салям Аллаха над нашим пророком Мухаммадом, его семейством и всеми его сподвижниками.

Эта работа завершена с соизволения Аллаха, Который даровал мне возможность представить её для англо-говорящего сообщества мусульманской уммы. Она была окончена после салатуль-‘аср в субботу 2-го рабби’ аль-авваля 1419 г. Хиджры.
Прошу Аллаха Всевышнего, Который превыше всего, и Кому принадлежат Прекраснейшие Имена и Возвышенные Атрибуты, сделать этот труд искренним, ради Его Лика, и полезным для меня и для всех мусульман, и простить мои грехи и грехи моих родителей, и моей семьи, и учёных салафи, которые уже ушли и которые ещё живы, и верующих. Я прошу Его наделить меня и наших братьев искренностью в наших речах и поступках, и исправить наши дела в соответствии с путём нашего пророка Мухаммада(мир ему и благословение Аллаха) Я прошу Его спасти нас от Адского Огня и пожаловать нам Его Фирдаус в аль-Джаннате по Его Милости. Да наставит Аллах тех, кто отошёл от пути салафи, ведущего к истине, и тех. кто заблудился в поиске Его света. Да укрепит Он меня и мусульман стойкостью на пути ас-салаф ас-салих в этой жизни, во время смерти и в могиле. Амин.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

85) Шейх также выразил своё сомнение, является ли имя «илах» именем Аллаха, потому что оно – имя нарицательное (грам. Накира).

86) Ад-Дунийа: нечто низшее или второсортное.

87) Один из Атрибутов Аллаха, соответствующий имени аль-Каййум.

88) Аллах – Тот, кто кормит, защищает, подготавливает, ведёт дела всего сущего по Своей Воле, в соответствии со Своим Знанием, Мудростью, Справедливостью.

89) Двойственное число от захр: лучистые. Пророк (сас) сказал: «Читайте Кур`ан, ведь в День Воскресения он явится заступником для читающих его. Читайте две лучистые, аль-Бакару и суру Ал Имран, ведь в день Воскресения они явятся в виде двух облаков или двух сеней, или как две стаи птиц, заступаться за тех, кто читал их. Читайте суру аль-Бакара, ведь прибегание к ней это благо, а отказ от неё это злосчастие, и колдуны не смогут одолеть её». Сахих Муслим.

90) В Бакара (2: 255), в Ал Имран (3: 2) и в Та Ха (20: 111). Абу Умама (ра) передал, что пророк (сас) сказал: «Самые великие имена Аллаха – в трёх сурах Кур`ана: в суре аль-Бакара, Ал Имран и Та Ха». Ханим, Ибн Маджа, ат-Табарани, ат-Тахави и др. шейх аль-Албани подтвердил достоверность.

91) Шейх (хафизахуллах) высказался на данную тему в толковании суры аль-Кахф в месяц раби аль-авваль, 1419. доказательство имеется в суре аль-Талак и в согласованном хадисе: «Кто присвоит чью-либо землю несправедливо, на его шею будут нанизаны семь земель (в День Воскресения)». Сахих Бухари, т.3, №632).

92) Кадариты: они говорят, что действия человека полностью в его воле и в его силах, и что Воля Аллаха (маши`а) и Его мощь (кудра) не имеют никакого влияния на поступки человека. Они также говорят, что знание Аллаха не объемлет поступки творений до того, как они совершены.

93) Хариджиты – это одно из ранних еретических направлений, представители которого выступают против законного мусульманского правителя и считают неверующими мусульман, которые совершают тяжкие грехи. Их появление было предсказано еще Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха. В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что однажды, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, делил между людьми золото, к нему подошел человек и сказал: «О Мухаммад, побойся Аллаха!» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто будет покорен Аллаху, если не я? Мне доверили всех обитателей земли, а вы не доверяете мне?» Затем он сказал: «Из таких вот людей выйдет народ, который будет читать Коран, но он не будет проникать дальше их глоток. Они будут убивать мусульман и призывать язычников. Они выйдут из ислама подобно тому, как стрела пронзает дичь. Если вы застанете их, то убейте их так же, как некогда было убито племя ‘Ад».

94) Му‘тазилиты (букв. “обособившиеся, отделившиеся”) – представители первого крупного направления в каламе, которое появилось между 105 и 110 гг.х. Му‘тазилиты получили свое наименование в связи с обособлением от кружка аль-Хасана аль-Басри в Басре его учеников Василя ибн ‘Ата и ‘Амра ибн ‘Убейда. Воззрения этого толка были окончательно сформированы во времена му‘тазилита Абу аль-Хузейла аль-‘Аллафа и сводятся к следующим пяти основоположениям. Первое основоположение – справедливость (араб “аль-‘адль”). Они считают, что божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Аллаха творить только добро и недопустимость нарушения Аллахом установленного порядка вещей. Это положение опирается на кадаритские представления о божественном предопределении. Второе основоположение – единобожие (араб. “ат-таухид”). Му‘тазилиты отрицают не только политеизм и антропоморфизм, но и реальность и извечность божественных качеств. Они также отрицают речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Это положение сближает му‘тазилитов с джахмитами. Третье основоположение – обещание и угроза (араб. “аль-ва‘д ва аль-ва‘ид”). Они считают, что если Аллах обещал ввести покорных рабов в рай, а ослушников – в ад, то ни заступничество Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ни даже милосердие Аллаха не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. Четвертое основоположение – промежуточное состояние (араб. “аль-манзила бейна аль-манзилатейн”). Иногда это положение, которое послужило причиной обособления му‘тазилитов от кружка аль-Хасана аль-Басри, называют вопросом наименования и суждения (араб. “мас’алат аль-асма ва аль-ахкам”). Му‘тазилиты считают, что если мусульманин совершает тяжкие грехи, то он выходит из числа верующих, но не становится неверующим. Они называют его грешником (араб. “фасик”) и считают, что в будущей жизни он будет навсегда ввергнут в ад. Эти воззрения отличают му‘тазилитов от мурджиитов, хариджитов и салафитов. Пятое основоположение – повеление одобряемого и запрещение порицаемого (араб. “аль-амр би аль-ма‘руф ва ан-нахй ‘ан аль-мункар”). Приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины также признают необходимость повеления одобряемого и запрещения порицаемого, однако их взгляды отличаются от му‘тазилитских убеждений. Во-первых, му‘тазилиты считают дозволенным открыто выступать против несправедливого правителя, даже если он является мусульманином. Во-вторых, они считают дозволенным воевать с оружием в руках против мусульман, которые не разделяют их взглядов. Му‘тазилиты считают своими последователями только тех, кто признает эти пять основоположений, на основании которых они отрицают высокое местонахождение Аллаха. Некоторые из них считают, что Аллах находится повсеместно благодаря своей власти. Такого мнения придерживались Абу аль-Хузейл, аль-Искафи, Мухаммад ибн ‘Абд аль-Ваххаб аль-Джуббаи. В то же время Хишам аль-Фаути, ‘Ибад ибн Сулейман и Абу Зуфр считали, что у Аллаха вообще нет места.

95) см. оба толкования аята: «И никогда не постичь им ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает

96) То есть, человек имеет полную свободу и Воля и Власть Аллаха не распространяются на него.

97) От слова Хумол: установление, приземление, спускание, нисхождение и «воплощение». Наиболее общее определение это божественное воплощение в человеческом облике. В мистическом суфизме это относится к божественному воплощению в суфийских святых. Шейх уль-ислам Ибн Таймийа разделил хумолию на два вида. Первый, это частный хумол, подобно заявлениям христиан о том. что Аллах воплотился в ‘Ису и подобно заявлениям крайних рафидитов и суфийских мистиков о том. что Аллах воплотился в Али Ибн Аби Талиба, и в некоторых святых. Второй вид, это общий хумол и это относится к высказыванию того, что «Аллах Своею Сущностью находится повсюду». См. аль-Фатава т. 2, стр. 171-172.

98) Это может быть большая или малая форма ширка, в зависимости от мотивов такого полагания

99) Согласованный хадис см. Сахих аль-Бухари, т.2, №237.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этиология. В этиологии предполагается наличие одного из следующих заболеваний: эпилепсия, лимбический энцефалит | Анатолий Иванович




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.