Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Доклад на тему: Право и искусство Сурикова Василия Ивановича






МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА Минюста России)

 

 

Доклад на тему: Право и искусство Сурикова Василия Ивановича

«Утро стрелецкой казни»

 

 

Работу выполнила:

Зубакова Виктория, НБоо-15-4

 

 

Иркутск 2015

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1: Описание картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». 4

Глава 2: Собственная позиция. 6

Приложение 1. 8

Заключение. 9

Список художественной литературы.. 10

 

 

 

Введение

Творчество В. И. Сурикова (1848-1916) представляет вершину русской исторической живописи второй половины XIX века. Однажды художника поразил образ - зажженная днем свеча - как символ трагедии и обреченности. Мастер масштабных исторических полотен много лет вынашивал его в себе, пока не воплотил тему расправы над стрельцами в картине «Утро стрелецкой казни». Тусклый в сизом воздухе хмурого утра огонек свечи в еще живой руке ассоциировался с казнью. Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние скрещенных взглядов стрельца с рыжей бородой и царя Петра. Пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом царя. Тема исполнения наказания присутствует в творчестве В.И. Сурикова. Художник рассказывал, что видел в детстве и телесные наказания, и даже смертную казнь. Суриков говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же мне дала дух, и силу, и здоровье». (Рассолов, страница 162)

 

 

Глава 1: Описание картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Картина «Утро стрелецкой казни» написана В. Суриковым в 1881 году. В ней он впервые обратился к жанру, составляющему суть его живописи – изображению русского народа в яркие, переломные моменты истории.

На полотне описаны события, происходившие в Москве в 1698 году, в эпоху Петра I, когда был жестоко подавлен Стрелецкий бунт, а стрельцы казнены. Художник тщательно исследовал свидетельства очевидцев, но изобразил событие в соответствии со своим пониманием его исторического смысла.

На полотне мы видим не саму казнь, а полные огромного психологического напряжения минуты перед неотвратимой казнью. Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.

Персонажи картины разбиты на два непримиримых лагеря.

В левой части стержневыми фигурами являются шесть стрельцов в белых погребальных рубахах, с горящими свечами в руках. Они окружены близкими, провожающими их в последний путь, и толпой зевак. Наиболее колоритна фигура рыжебородого старца, так и оставшегося непокорённым.

Справа на полотне те, на чьей стороне сила, а в данных исторических условиях и право. Центральная фигура здесь Петр I. Есть свидетельства того, что он собственноручно участвовал в казнях и организовывал по этой части «соревнования» среди приближённых. Сам Петр, изображенный в стороне, также напряжен. Он сидит на коне, как бы возвышаясь над происходящем и наблюдая за тем, как его солдаты и офицеры готовят приговоренных к казни. Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. Он также полон ненависти к стрельцам, но эта ненависть дополняется осознанием своего могущества в эту тяжелую минуту.

Рядом с Петром — иностранцы и русские вельможи, одетые на европейский манер; один из приближенных о чем-то спрашивает Петра. По всему видно, что он правая рука императора, возможно, это Александр Менщиков, принимавший ближайшее участие в усмирении стрелецкого бунта. В дневнике дипломата Корба, очевидца казни стрельцов, упоминается, что Меншиков стоял рядом с Петром.

 

Задумчиво созерцает происходящее иностранец в чёрном кафтане.

Один из стрельцов впал в отчаянье и повесил голову, другой – седовласый старик – смотрит на окружающих невидящим взглядом и не может поверить в реальность происходящего. Лицо стрельца с черной длинной бородой полно внутреннего напряжения, он собрал всю силу воли, чтобы с честью пережить грядущую казнь. И только рыжеволосый стрелец в красной шапке с ненавистью смотрит в сторону молодого царя.

Среди зрителей – седобородый боярин, который в душе, возможно, сочувствует стрельцам, но умело скрывает свои истинные чувства.

Народ олицетворяется как главное действие картины, где отражены воистину мужественные характеры, которыми наделены стрельцы, не боящиеся гневного царя.

В окно царской кареты лицо женщины. Имеется предположение, что это сестра царя Марфа Алексеевна. Как и другая сестра, София, она была замешена в стрелецких бунтах и в назидание оказалась в принудительном порядке на месте казни.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.