Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковь Симеона Столпника на Поварской

Уникальная во всех отношениях церковь, Объект культурного наследия РФ: приходской храм целого ряда русских литераторов, место венчания многих известных исторических деятелей, чудом сохранившаяся при прокладке Нового Арбата, является одним из ярких памятников Московского зодчества.

Храм относится к так называемым «огненным» храмам, которые возводились в Москве с середины XVI века (церковь святителя Николая в Пыжах, Знамения у Петровских ворот, Введения Богородицы во храм в Садовниках).

Первое упоминание о церкви относится к 1625 году, но предполагается, что она возникла еще в конце XVI века. Скорее всего, ее посвящение связано с тем, что венчание Бориса Годунова на царство в 1598 году пришлось на день святого Симеона Столпника. В память об этом в Москве появилось две симеоновских церкви – одна за Яузой, а другая в Поварской слободе.

Представление о том, как проходили службы в храме в конце XIX века, даёт заметка в «Московских епархиальных ведомостях» за 1871 год. 1-е сентября 1871 г., праздник в церкви Симеона Столпника, на Поварской.

< …> Местный настоятель, соборный протодьякон, превосходные певчие исполнили богослужение в этом небольшом, но полном древностей храме < …> Божественная литургия окончилась многолетием; в обычное же время для проповеди священник, совершавший службу, напомнил предстоящим об увлечении жизнью и её временными удовольствиями, разобрал источник такого соблазна, советовал, по слову Апостола, углубляться в невидимое и для того иметь образцом святых, признаваемых православной церковью. Речь отца Алексия была свободна, понятна, влиятельна. Аналой служил как бы обыкновенным признаком, что говорится проповедь, но на нём ничего не лежало. Отрадный факт такого привычного слова и спокойного сознания логической связи мыслей. Слово пастыря, которого мы, впрочем, в первый раз слышали, не было испещрено цитатами; язык был высок, но современного колорита < …>.

История храма удивительна, но в то же время типична для большинства православных храмов. Его стены помнят войны, революции, мерзость запустения и возрождение из небытия. Они помнят замечательных священников и прихожан, среди которых были и знатные москвичи, и простой люд.

Вместе со страной и народом храм прошел свой крестный путь — наполеоновское нашествие и пожар 1812 года; Первую мировую войну; «обновленцев»; закрытие и осквернение в 1930-е; гусеницы бульдозеров, под которыми он едва не погиб при строительстве Нового Арбата; Вторую мировую войну; реставрацию в 1960-х; наконец, возвращение здания Церкви в 1990 году долгое, трудное восстановление.

В Смутное время Деревянное здание сгорело, но вскоре было заново отстроено. Каменный храм возведен на средства казны по указу царя Федора Алексеевича в 1676–1679 годах.

Структура церкви выполнена традиционно: шатровая колокольня с запада примыкает к широкой трапезной с двумя одноглавыми приделами, а с востока расположен четверик с тремя алтарными апсидами. Основная часть храма увенчала пятиглавием, покоящимся на горке кокошников. Внимание привлекает карниз: он выполнен из кирпичей, поставленных под углом друг к другу. В южной и северной стенах церкви сохранилось несколько белокаменных надгробных таблиц XVII–XVIII веков – напоминание о существовавшем здесь приходском кладбище.

После создания каменного храма Симеоновским стал только один из приделов в трапезной. Главный же престол храма был освящен в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Еще один придел изначально был Никольским, а в 1759 году оказался переосвящен во имя святого Димитрия Ростовского.

Церковь известна как место венчания многих деятелей российской истории и культуры: в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала Заплатина и пленной турчанки, красавицы Игель-Сюм. В декабре 1918 года тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, со своим первым мужем — Юрием Мамонтовичем Неёловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА. А ещё через два года она разошлась с Неёловым и вышла замуж за самого командующего — Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова). в 1866 году – будущий обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев (его дед был священником Симеоновского храма) и Е.А. Энгельгардт.

1 августа 2005 года в церкви венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы. Место венчания также было выбрано не случайно. Некоторые эпизоды фильма «Счастье ты моё», в котором Николай Петрович снимался незадолго до аварии, проходили в церкви Симеона Столпника. В этом же храме крестили и его внучку Янину.

Но самое известное венчание происходило здесь в 1801 году: 6 ноября тут состоялось тайное венчание графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалёвой. Венчание проводилось в Москве — подальше от чопорного великосветского Петербурга, но все равно наделало немало шума в высшем свете. Дочь крепостного кузнеца Ковалёва, Параша с 7 лет была взята в шереметьевскую усадьбу Кусково для обучения театральному мастерству. Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова, жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса М. С. Синявская. Последний раз Жемчугова сыграла в спектакле «Самнитские бани» в театре подмосковной усадьбы Останкино в 1797 году. Её оперный талант была настолько велик, что говорили, что она могла бы занять одно из первых мест среди прославленных певиц Европы. Владелец крепостного театра граф Николай Петрович Шереметев страстно влюбился в актрису.

Церемонию пришлось проводить тайно: молодые не желали скандала, связанного со столь «неравнородным браком», в среде российского дворянства.

Были у Симеоновской церкви и знаменитые прихожане. Прежде всего, Н.В. Гоголь: он жил в доме Толстых на Никитском бульваре и перед смертью в 1852 году его причащал настоятель храма. В деревянном доме, стоявшем с севера от церкви до 1960-х годов, проживал известный русский актер П.С. Мочалов. С 1829 по 1832 год в доме № 2 по Малой Молчановке, совсем рядом с храмом, жил вместе со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой Михаил Юрьевич Лермонтов. Этот дом сохранился до наших дней, теперь в нём музей поэта.

Владельцем дома № 2 по Хлебному переулку был Михаил Петрович Забелин, дед великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Потом этот дом принадлежал одному из сыновей Михаила Петровича — Сергею Михайловичу Забелину, его имя встречается в метрической книге за 1854 год.

В деревянном доме № 4 по Хлебному переулку в 1809 году снимал квартиру Сергей Львович Пушкин, отец поэта. Это был деревянный дом, сгоревший во время пожара 1812 года. Дом, построенный на его месте, принадлежал Петру Васильевичу Победоносцеву, профессору Московского Университета, а потом его сыну Константину Петровичу, обер-прокурору Священного Синода. Победоносцевы были прихожанами церкви Симеона Столпника. А в доме № 27 по Поварской улице уже в 1830-е годы жил приятель А.С. Пушкина полковник С.Д. Киселев, у которого не раз бывал поэт. Кстати, в «Евгении Онегине» есть упоминание о храме. Приехав с дочерью в Москву, мать Татьяны Лариной спрашивает у своей кузины о кумире их молодости некоем Грандисоне. Та отвечает, что Грандисон.

 

В Москве живет у Симеона;

Меня в сочельник навестил;

Недавно сына он женил.

На Поварской улице в доме № 31 в 1850 году у А.И. Кошелева собирались славянофилы. Здесь бывал вернувшийся из ссылки декабрист С.Г. Волконский. Сам А.И. Кошелев был богатым откупщиком. Возможно, он стал прототипом «добродетельного откупщика» Костанжогло во втором томе «Мёртвых душ» Гоголя.

В именной ведомости церкви Симеона Столпника за 1816 год перечислены прихожане, люди разного достатка и социального положения. Это и граф Фёдор Шереметев, и князь Николай Григорьевич Щербатов, и княгиня Екатерина Алексеевна Волконская; тайный советник Данила Григорьевич Волчков и канцелярист Иван Степанович Попов; генерал-майор Дмитрий Витальевич Измайлов и отставной прапорщик Фёдор Абрамов Вечеслов; московский купец 1-ой гильдии Пётр Михайлович Чернов и «купечская жена» Аграфена Хлебникова; коллежский асессор Пётр Васильевич Победоносцев, и слесарь Василий Аверкиев; и многие, многие другие.

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Эти планы не были реализованы, но здание сильно пострадало, лишившись глав и шатрового завершения колокольни. она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести, чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. В. А. Десятников в своей книге писал: То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М. В. Посохина. Сохранил её для Москвы Л. И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г. В. Алферова и П. Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану 938 году церковь святого Симеона Столпника была закрыта и назначена к сносу.

После Внутри расположилась столярная мастерская

Во время строительства в 1961–1964 годах Нового Арбата церковь опять едва не снесли, но, в результате вмешательства деятелей культуры, напротив даже приступили к реставрации.

В 1966—1968 годах прошла его масштабная реставрация, в результате которой была восстановлена изначальная форма кровли, появились даже кресты, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства были срезаны; разобраны искажавшие вид здания пристройки и поздние элементы, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объём храма, первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление. В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII—XVIII вв. Их восстановили только в 1990 году, когда начался процесс возвращения здания общине верующих.

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т. д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. В 1990-х годах в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в эпизоде, где автомобили милиции и скорой помощи едут на вызов, эта церковь дважды попала в кадр, а один раз её изображение было наложено на видео. Обращает внимание надпись «Выставка» крупным шрифтом на щите перед зданием церкви.

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова).

Новейшая история храма преподобного Симеона Столпника начинается в 1991 году, когда храм вернули верующим, а его настоятелем стал протоиерей Сергий Никитин. Это назначение отцу Сергию не кажется случайным. «Еще в юношеские годы, — говорит он, — я часто бывал на Новом Арбате. И всякий раз, проходя мимо храма, видел, что над ним нет крестов. Да и вообще храм выглядел как-то мрачно, а высотный дом, который стоит рядом, «давил» на храм. И вот я, проходя по другой стороне проспекта, задавал себе вопрос: зачем власти оставили храм Симеона Столпника, почему не разрушили его до основания, как другие храмы? Это был дерзкий вопрос. Я тогда был ещё очень юн и многого не знал. И только сейчас Господь мне как будто отвечает на этот вопрос — отвечает моим назначением в этот храм».

В 1992 году церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Сегодня храм святого Симеона Столпника остался один на Поварской улице – все ее остальные церкви были уничтожены в ХХ веке. Историческое окружение храма также почти утрачено – его окружает Новый Арбат, к храму вернулась его былая краса. Снова звучит колокольный звон, раздаются слова молитвы. В храм приходят люди, которые во времена всеобщего поклонения золотому тельцу стремятся жить по заповедям Христовым.

А в 2014 году храму исполнилось 390 лет.

…Над Арбатом разносится колокольный звон. Он ещё раз напоминает о празднике и о том, что вся история храма — живое свидетельство веры тех, кто его строил и украшал, не дал ему погибнуть в 1960-е годы и помог возродиться во всей красе сегодня. Живое свидетельство подвижнического труда отца-настоятеля и прихожан и молитвенного заступничества великого святого — преподобного Симеона Столпника. Как бы ни менялась жизнь, во все времена неизменным остается вечное: вера, надежда, любовь и молитва.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии пересчёта результатов зачета в баллы. | Болаттың химиялық құрамы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.