Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прибегание (исти’аза) к кому-либо, кроме Аллаха является ширком






 

Всевышний Аллах сказал: «...Некоторые из числа людей искали покровительства у некоторых из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или их беззаконие)» (аль-Джин, 6). Хаула бинт Хаким рассказывала, что слышала, как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: " Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им! " — не постигнет никакой вред, пока он не покинет это место».

[Шейх Салих али Шейх говорит]: Таухид познается через то, что противоречит ему. И поэтому тот, кто хочет узнать о таухиде, должен узнать о том, что ему противоречит. Таухид включает в себя утверждение и отрицание. Таухид включает в себя веру в Аллаха и неверие в /тагъута/. Тот, кто соберет эти две вещи, будет из тех, кто узнал таухид. Поэтому шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб подробно рассказал о таухиде, а затем подробно рассказал о ширке. Шейх рассказал о малом ширке в словах и в делах, а также о большом ширке в делах и в убеждениях. В предыдущих главах шейх рассказал нам о жертвоприношении и обете /назр/ кому-либо, помимо Аллаха. Жертвоприношение и обет /назр/ - это два великих поклонения. Они явные. Жертвоприношение связано с делами. Что касается обета /назр/ то дают его словами, а исполняют делами. Шейх вначала рассказал о большом ширке в делах, а это жертвоприношение. Потом рассказал об обете /назр/, так как он исходит от языка.
То есть рассказал о деле, а затем о слове. В каждом из них есть убеждение и возвеличивание кого-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

 

﴿ ي ُ ح ِ ب ُ ّ و ن َ ه ُ م ْ ك َ ح ُ ب ِ ّ ا ل ل َ ّ ه ِ و َ ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا أ َ ش َ د ُ ّ ح ُ ب ً ّ ا ل ِ ل َ ّ ه ِ ﴾


«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее». (Сура аль-Бакъара, аят 165)
А также:

 

﴿ ت َ ا ل ل َ ّ ه ِ إ ِ ن ْ ك ُ ن َ ّ ا ل َ ف ِ ي ض َ ل َ ا ل ٍ م ُ ب ِ ي ن ٍ (97)إ ِ ذ ْ ن ُ س َ و ِ ّ ي ك ُ م ْ ب ِ ر َ ب ِ ّ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ ﴾


«Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров». (Сура аш-Шу’ара, аят 97-98)
Далее шейх рассказал об /исти’азе/ к кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха. /Исти’аза/ - это слова, которые следуют вместе с убеждением. И этот ширк - большой ширк.
«ا ل ا س ت ع ا ذ ة» - /аль-Исти’аза/ - это поиск убежища, надеясь на то, что тот, к кому он прибегает, спасет его от зла. Также есть термин /лияз/ - это прибегание к кому-то, с надеждой на добро.
В арабском языке формула «истаф’аля». От нее образовались такие слова, как /исти’аза/, /истигъаса/ и /исти’ана/. Эта формула в основном указывает на требование чего-то. Например, /истискъа/ - это требование дождя. Также бывает и другой смысл. Всевышний Аллах сказал:

 

﴿ و َ ا س ْ ت َ غ ْ ن َ ى ا ل ل َ ّ ه ُ ﴾


«Аллах обошелся без них». (Сура ат-Тагъабун, аят 6)
То есть тут /истигъна/ - это не требование богатства, а наоборот означает большое количество богатства у Всевышнего Аллаха.
Но чаще всего эта формула обозначает требование чего-то. Если тот, кто чего-то просит ниже чем тот, у кого он просит - это называется ду’а. И это со стороны языка, а также со стороны шариата.
/аль-Исти’аза/ - это поиск убежища. В нем содержится ду’а.
/аль-Истигъаса/ - это просьба о помощи в тяжелой ситуации. В этой просьбе также есть ду’а.
Если в нем ду’а, значит оно поклонение. Всевышний Аллах сказал:

 

﴿ و َ أ َ ن َ ّ ا ل ْ م َ س َ ا ج ِ د َ ل ِ ل َ ّ ه ِ ف َ ل َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا م َ ع َ ا ل ل َ ّ ه ِ أ َ ح َ د ً ا ﴾


«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом». (Сура аль-Джинн, аят 18)
А также:

 

﴿ و َ ق َ ض َ ى ر َ ب ُ ّ ك َ أ َ ل َ ّ ا ت َ ع ْ ب ُ د ُ و ا إ ِ ل َ ّ ا إ ِ ي َ ّ ا ه ُ ﴾


«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него». (Сура аль-Исра, аят 23)
А также:

 

﴿ و َ ا ع ْ ب ُ د ُ و ا ا ل ل َ ّ ه َ و َ ل َ ا ت ُ ش ْ ر ِ ك ُ و ا ب ِ ه ِ ش َ ي ْ ئ ً ا ﴾


«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей». (Сура ан-Ниса, аят 36)
Потому что любое требование чего-то - это ду’а. Прошение у равного себе называется /ильтимас/. Прошение у того, кто ниже тебя - это /амр/ - то есть приказ. Прошение у того, кто выше тебя - это ду’а.
Нет сомнения в том, что делающий /исти’азу/ или /истигъасу/ ниже, чем тот, к кому он обращается. Поэтому в этих вопросах можно приводить то доказательство, которое указывает на то, что наших ду’а достоин только Всевышний Аллах.
Но любая ли /исти’аза/ является ширком? Это требует разъяснения.
Некоторые ученые сказали: «/Исти’аза/ дозволена только к Аллаху. Запрещено прибегать к созданию, даже если оно может дать тебе убежище. Потому что смысл /исти’азы/ - это обращение сердцем, просьба об убежище, желание и страх». Поэтому такие дела можно посвящать только одному Всевышнему Аллаху.
Другие ученые сказали: «В некоторых доводах пришло об /исти’азе/ к созданиям в том случае, если это создание может помочь. /Исти’аза/ - это просьба защитить от зла. /Исти’аза/ будет большим ширком только тогда, когда тот, к кому обращаются не в силах помочь».
Поэтому данный вопрос следует разбирать подробно. /Исти’аза/ включает в себя дела сердец и дела органов. Внешнее проявление /исти’азы/ - это поиск убежища и защиты от зла. Но помимо этого в /исти’азе/ есть и внутренняя сторона, а это связь сердца.
Когда ученые говорят, что прибегать за убежищем можно только к Аллаху, они имеют ввиду /исти’азу/, которая включает в себя внутреннее и внешнее проявления вместе. Потому что связывать свое сердце можно только с Аллахом.
В /исти’азе/ есть внешнее и внутреннее проявления. Поэтому среди ученых разногласие в этом вопросе. Ты должен знать, что те люди, которые совершали ширк, придавая к Аллаху в сотоварищи джиннов, праведников и других, они собрали в своей /исти’азе/ внешнее и внутреннее проявления.
Поэтому ясна ложь тех многобожников, которые говорят о том, что делает /исти’азу/ к созданиям, якобы в том, что эти создания могут, заявляя, что Аллах дал им такую возможность. Ложность этих слов можно показать с двух сторон:
1 - Они заявляют, что мертвый или джинн, к которому они прибегают, может им помочь. Надо объяснить им ложность таких заявлений с помощью сунны, а именно необходимо указать ему на запретность связывания сердец с кем-либо, помимо Всевышнего Аллаха. /Исти’аза/ к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха - это большой ширк, так как в этом поклонение тому, к кому ты прибегаешь. Если же сердце раба спокойно и связано только с Аллахом, и он считает того, к кому он прибегает всего лишь причиной, то это внешняя /исти’аза/. И если нет связи сердца, то это дозволено.
Всевышний Аллах говорит:

 

﴿ و َ أ َ ن َ ّ ه ُ ك َ ا ن َ ر ِ ج َ ا ل ٌ م ِ ّ ن َ ا ل إ ِ ن ْ س ِ ي َ ع ُ و ذ ُ و ن َ ب ِ ر ِ ج َ ا ل ٍ م ِ ّ ن َ ا ل ج ِ ن ِ ّ ف َ ز َ ا د ُ و ه ُ م ْ ر َ ه َ ق ا ً ﴾


«Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)». (Сура аль-Джинн, аят 6)
До этого Всевышний Аллах сказал в начале данной суре:

 

﴿ ق ُ ل ْ أ ُ و ح ِ ي َ إ ِ ل َ ي َ ّ أ َ ن َ ّ ه ُ ا س ْ ت َ م َ ع َ ن َ ف َ ر ٌ م ِ ن ْ ا ل ْ ج ِ ن ِ ّ ﴾


«Скажи: " Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана"». (Сура аль-Джинн, аят 1)
В первом аяте пришло слово /рахакъа/. /Рахакъа/ - это страх или беззаконие. Когда джинны увидели, что к ним делают /исти’азу/, они посчитали себя великими и зло от них увеличилось. Многобожники думали, что в каждом месте на земле есть свой господин из числа джиннов. Он является хозяином определенного места и управляет им. И поэтому, останавливаясь в каком-либо месте, они говорили: «Прибегаем к господину этого места от ненормальных из его народа». Они надеялись, что этот господин спасет их от зла до тех пор, пока они в этом месте. Но джинны, напротив, увеличивали страх и беспокойство. И это было наказанием для людей, а наказание следует за грехом. А грех заключался в придавании к Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах приказал прибегать за убежищем только к Нему. Он сказал:

 

﴿ ق ُ ل ْ أ َ ع ُ و ذ ُ ب ِ ر َ ب ِ ّ ا ل ْ ف َ ل َ ق ِ ﴾


«Скажи: " Прибегаю к защите Господа рассвета"». (Сура аль-Фаляк, аят 1)
А также:

 

﴿ ق ُ ل ْ أ َ ع ُ و ذ ُ ب ِ ر َ ب ِ ّ ا ل ن َ ّ ا س ِ ﴾


«Скажи: " Прибегаю к защите Господа людей"». (Сура ан-Нас, аят 1)
А также:

 

﴿ ق ُ ل ْ ر َ ب ِ ّ أ َ ع ُ و ذ ُ ب ِ ك َ م ِ ن ْ ه َ م َ ز َ ا ت ِ ا ل ش َ ّ ي َ ا ط ِ ي ن ِ (97) و َ أ َ ع ُ و ذ ُ ب ِ ك َ [ر َ ب ِ ّ ] أ َ ن ي َ ح ْ ض ُ ر ُ و ن ِ ﴾


«Скажи: " Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов. Я прибегаю к Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне"». (Сура аль-Му’минун, аяты 97-98)
А также:

 

﴿ و َ إ ِ م َ ّ ا ي َ ن ْ ز َ غ َ ن َ ّ ك َ م ِ ن َ ا ل ش َ ّ ي ْ ط َ ا ن ِ ن َ ز ْ غ ٌ ف َ ا س ْ ت َ ع ِ ذ ْ ب ا ل ل ه ﴾


«А если дьявол станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха». (Сура аль-А’раф, аят 200)
Из этих аятов мы видим, что /исти’азу/ можно делать только к Аллаху. Всевышний Аллах приказал пророку (мир ему и благословение Аллаха) делать /исти’азу/ только к Нему. И мы привели доводы, что /исти’аза/ является поклонением. Поэтому тут же можно привести все аяты, которые указывают на то, что поклонения достоин только Всевышний Аллах.
Также насчет слов: «но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)», то Къатада и другие саляфы сказали, что /рахакъа/ - это грех. Это тоже верно, так как отсюда следует, что /исти’аза/ является поклонением.
Хауля бинт Хаким рассказывала, что слышала, как посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: " Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им! " — не постигнет никакой вред, пока он не покинет это место». Муслим, 2708.
Этот хадис упоминается в данной главе, потому что в нем пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил пользу обращения за помощью к Словам Аллаха. Приказал прибегать от нехороших созданий к Словам Всевышнего Аллаха. Некоторые ученые привели этот хадис, опровергая му’тазилитов. В этом хадисе указание на то, что Слова Всевышнего Аллаха не созданы. Они сказали: «Потому что запрещено делать /исти’аза/ к созданиям. И если делать ее к созданию, то это будет ширком». Это слова имама Ахмада и других ученых.
«Слова Аллаха» - им нет предела и никто не может их изменить. Всевышний Аллах сказал:

 

﴿ ق ُ ل ْ ل َ و ْ ك َ ا ن َ ا ل ْ ب َ ح ْ ر ُ م ِ د َ ا د ً ا ل ِ ك َ ل ِ م َ ا ت ِ ر َ ب ِ ّ ي ل َ ن َ ف ِ د َ ا ل ْ ب َ ح ْ ر ُ ق َ ب ْ ل َ أ َ ن ْ ت َ ن ف َ د َ ك َ ل ِ م َ ا ت ُ ر َ ب ِ ّ ي ﴾


«Скажи: " Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа"». (Сура аль-Кахф, аят 109)
А также:

 

﴿ و َ ل َ و ْ أ َ ن َ ّ م َ ا ف ِ ي ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ م ِ ن ْ ش َ ج َ ر َ ة ٍ أ َ ق ْ ل َ ا م ٌ و َ ا ل ْ ب َ ح ْ ر ُ ي َ م ُ د ُ ّ ه ُ م ِ ن ْ ب َ ع ْ د ِ ه ِ س َ ب ْ ع َ ة ُ أ َ ب ْ ح ُ ر ٍ م َ ا ن َ ف ِ د َ ت ْ ك َ ل ِ م َ ا ت ُ ا ل ل َ ّ ه ِ ﴾


«Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха». (Сура Лукман, аят 27)
А также:

 

﴿ و َ ت َ م َ ّ ت ْ ك َ ل ِ م َ ة ُ ر َ ب ِ ّ ك َ ص ِ د ْ ق ً ا و َ ع َ د ْ ل ً ا ل َ ا م ُ ب َ د ِ ّ ل َ ل ِ ك َ ل ِ م َ ا ت ِ ه ِ ﴾


«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов». (Сура аль-Ан’ам, аят 115)
Аллах повелел искать у Него защиты от зла, которое сотворил Сам Великий и Могучий Аллах. И хотя это откровение имеет общий смысл, оно относится только к творениям, которые причиняют зло, поскольку среди творений существуют добрые творения, которые не причиняют зла. К таким творениям относятся Рай, ангелы, посланники, пророки, праведники и т.д. [Конец слов шейха]
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Тафсир 6 аята из суры «аль-Джин».
2. Прибегать (исти’аза) к кому-либо кроме Аллаха является ширком.
3. Это подтверждается и приведённым хадисом, который учёные использовали в качестве аргумента в пользу того, что слова Аллаха не являются сотворенными, потому что прибегать (исти’аза) к созданиям является ширком.
4. Достоинство этой молитвы, несмотря на её краткость.
5. Если что-то приносит мирскую выгоду, отвращая зло или принося пользу, то это ещё не свидетельствует об отсутствии в этом ширка.

 

ب ا ب م ن ا ل ش ر ك أ ن ي س ت غ ي ث ب غ ي ر ا ل ل ه أ و أ ن ي د ع و غ ي ر ه

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.