Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Философское осмысление науки и техники.






Наука как вид духовного производства. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция Критерии научности. Важнейшие концепции научного познания и тех­ники в философии науки XIX—XX вв. Познавательные функции нау­ки и философии, их родство и различия. Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы современной науки. Этапы и уровни научного познания. Диалектика эмпирического и теоре­тического знаний. Язык науки.

Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Роль техники в жизни людей и преоб­разовании природы. Основные пробле­мы философии техники. Культ научно-технического про­гресса в XX веке и его противники. Технократические и антитехнократические утопии. Индустриальное, постин­дустриальное и информационное общество. Инженерная этика. Духовные ценности как регулятивы развития познания, науки и тех­ники.

НТП и глобальные проблемы: возникновение, сущность. Природная и социа­льно-культурная среда обитания человека: проблемы гар­монии. Разнообразие подходов к решению глобальных экологических проблем. «Сценарии» буду­щего: русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосфе­ры, информационное общество, коэволюция человека и природы. Концепция устойчивого развития мирового сообщества.

 

Тема 3. Нормы, ценности, идеалы. Природа этического и эстетического.

Аксиология как часть философского знания. Ценности, их природа и сущность. Сущее и должное. Познава­тельно-теоретическое отношение к миру: стремление к истине, объективному постижению сущего. Ценности как ядро культуры. Относительное и абсолютное в ценностях. Ценности конкретной эпохи и общечеловеческие, универсальные ценности.

Моральные ценности, их теоретическое освоение в этике. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функции, структура. Природа морали: добро­детели и нормы как основные формы ее проявления. Эти­ка как учение о высших нравственных целях и принципах выбора между разными целями (И. Кант). Понятия этики: добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье и др. Основные этические учения в истории философ­ской мысли. Проблема прав и обязанностей человека.

Понятие эстетического. Художественная деятельность, искусство. Проб­лемы трактовки прекрасного (Сократ, Платон др.). Эстетика как «фило­софия прекрасного. Красота как условие гармонии, полноты человеческого существа. Искусство как возвышение над натуральностью обыденного, побуждение к игре. Роль искусства в приобщении личности к эмо­циональному, нравственному опыту других людей, духов­ным ценностям народов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.