Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенции, формируемые у обучающегося в процессе освоения дисциплины.






№ п/п Код компетенции Содержание компетенции
  ОК – 8 Осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности
  ОК – 1 Владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи.
  ПК – 1 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучаемых литератур, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории развития филологии.
  ПК-22 Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом
  ПК – 6 Способность проводить под научным руководством локальные научные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.

Тематический план

 

Темы Количество часов
Всего в том числе
Лекции Практ. занятия Самос-тоят. работа
Тема 1.XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Общая характеристика литературного процесса. Барокко и классицизм. Особенности творческого метода и стиля.          
Тема 2. ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.Драматургия испанского Ренессанса в первой половине XVII века. Барочные тенденции в позднем творчестве Лопе де Вега («драмы чести» и др.).          
Тема 3. Педро Кальдерон де Ла Барко (1600 - 1681). Основные барочные тенденции создания характеров в «драмах чести» Кальдерона («Стойкий принц» и др.). Жанровое многообразие драматургии Кальдерона в различные периоды его творчества. Философско-аллегорическая концепция разума, свободы и власти в драме «Жизнь есть сон». Готика и Кальдерон. Луис де Гонгора. Культеранизм (гонгоризм) как барочная художественная система в испанской поэзии XVII века.          
Тема 4. Консептизм как барочная художественная система в испанской прозе XVII века. Испанский плутовской роман XVII века (эволюция жанра). Тип барочного комизма в романе Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос». Консептизм (язык, стиль) в романе Кеведо. Барочный вариант народно-смеховой культуры Ренессанса в романе. Особенности художественной структуры романа Л.В. де Гевары «Хромой бес».            
Тема 5. Французский классицизм. «Поэтическое искусство» Н.Буало. Развитие трагедии во французском театре классицизма. «Сид» П.Корнеля.          
Тема 6. Идейно-художественное своеобразие трагедий Ж.Расина. «Андромаха», «Федра».            
Тема 7. Творчество Мольера.            
Тема 8. Английская литература XVII века. «Потерянный рай» Дж.Мильтона – английский эпос XVII века.          
Тема 9. Немецкая литература XVII века. Немецкое барокко и роман Г.Я.К. Гриммельсгаузена «Симплициссимус» как немецкий вариант барочного плутовского романа XVII века.            
Тема 10.ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА. Историко-литературный процесс в XVIII в. Идеологическая сущность эпохи Просвещения.. Концепция мироустройства и человека у просветителей. Эстетические принципы Просвещения. Периодизация литературы Просвещения. Художественные методы литературы Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, рококо, сентиментализм, предромантизм.            
Тема 11. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Раннее английское Просвещение. Особенности и периодизация английской просветительской литературы данного периода. Жизнь и мировоззрение Дефо. Жанровое своеобразие романа " Робинзон Крузо". Тип просветительского образа в романе. Жизнь и мировоззрение Свифта. " Письма суконщика" и ирландское освободительное движение. Особенности художественного стиля " Сказки бочки" как антиклерикальной сатиры. Характер структуры, идейный смысл романа " Путешествия Гулливера". Художественные функции фантастики в романе. Тип просветительской сатиры в романе. Свифтианство как художественный метод оценки мира и человека.            
Тема 12. Расцвет английского Просвещения. Социально-этические проблемы семейно-бытовых романов Ричардсона. С.Ричардсон и просветительская утопия. (" Памела, или Вознагражденная добродетель" и др.). Тип просветительского идеала в романе. Ричардсон и психологическое направление в просветительском романе 18 века. Творческий путь Г. Филдинга. Пародийная стилистика комедий Г.Филдинга. Г.Филдинг — создатель " комических эпопей в прозе". Филдинга " История Тома Джонса, найденыша" — высшее достижение просветительского реализма, картина социальной действит-ти Англии середины века. Просветительский гуманизм Филдинга. Особенности композиции и системы образов романа. Эстетика комических романов Филдинга. Т.Смоллетт. Сатирическая оценка социальной действительности Англии в романах " Приключения Перигрина Пикля" и " Приключения Родрика Рэндома". Особенности жанра, просветительское содержание романов. Элементы психологизма в романе " Путешествие Хэмффи Клинкера". Углубление и разработка средств сатиры в романах.          
Тема 13. Английский сентиментализм. Концепция реализма в сентиментальном английском романе 18 века. Роман О.Голдсмита " Векфильдский священник". Характер лиризма в поэзии Голдсмита (" Покинутая деревня" и др.) Социальные идеалы Голдсмита. Л.Стерн. " Жизнь и мнения Тристама Шенди", как реакция на художественные традиции просветительского рационализма. Особенности жанра и композиции романа. " Шендизм" и полемика Стерна с английскими романистами 40-50 гг. Творческий метод Стерна в романе " Сентиментальное путешествие". Эстетика комических романов Стерна. Основные мотивы поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э.Юнг, Т.Грей, У.Каупер). Поэзия и драматургия английского Просвещения. Драматургическое творчество Шеридана. Социальная сатира в сатирической комедии нравов Шеридана " Школа злословия". Поэзия Р.Бернса (народный характер, фольклорная основа, демократические идеалы). Р.Бернс и мировая литература.        
Тема 14.ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ. Своеобразие Просвещения во Франции. Роль просветителей в подготовке Французской буржуазной революции. Этапы развития Просвещения во Франции. Ш.Монтескье и раннее французское Просвещение. " Дух законов" как идейная программа третьего сословия. Характер общественного строя и человека в оценке автора " Персидских писем". Просветительское содержание романа. Своеобразие жанра французского философского романа. Расцвет французского Просвещения. Драматургия Вольтера. Социальные, политические и философские взгляды Вольтера. Своеобразие просветительского классицизма Вольтера в трагедиях " Заира", " Магомет" и др. Вольтер как эпический поэт (" Генриада", " Орлеанская девственница"). Философские повести " Задиг", " Кандид", " Микромегас", " Простодушный". Художественный метод, жанровые особенности, характер сатиры Вольтера. Д.Дидро — создатель " Энциклопедии". Социально-политическая и философская основа эстетики Дидро (" Письмо о слепых в назидание зрячим", " Парадокс об актере"). " Монахиня" Дидро как произведение просветительского реализма. Характер психологизма в романе.        
Тема 15.Ж.-Ж. Руссо. Социальные, политические и философские взгляды Руссо. (" Рассуждения", " Общественный договор" и др.). Руссо и французская революция. Руссо и французский сентиментализм. Педагогические идеи Руссо в романе " Эмиль". " Новая Элоиза" и жанр сентиментального романа. Тип психологического анализа в романе. Проблема нравственной ценности человека в романе. " Исповедь" Руссо и жанр романа-автобиографии. Руссо и предромантизм. Бомарше. Эстетика драматургического творчества. Своеобразие и историческое значение комедий " Севильский цирюльник" и " Женитьба Фигаро". Проблема человека третьего сословия в комедиях.        
Тема 16. ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ. Своеобразие Просвещения в Германии. Особенности и этапы развития немецкой просветительской литературы. Классицизм в Германии. (И.-К. Готшед). Классицистическая эстетика Винкельмана. Лессинг — основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды Лессинга-" Лаокоон", " Гамбургская драматургия". Лессинг и немецкая просветительская драматургия. " Эмилия Галотти" (просветительский характер конфликта, особенности психологической оценки героев).        
Тема 17. Литература немецкого сентиментализма (Ф.-Г. Клопшток и др.). Немецкая эстетика и литература движения " Бури и натиска" (Гердер, Клингер и др.). Особенности эстетики штюрмеров в предромантический период. Руссоизм и Гердер. Ф.Шиллер. Ранний период творчества Шиллера. Характер художественного конфликта в драмах " Разбойники", " Коварство и любовь" и др. Тип просветительских героев. Особенности жанра исторических пьес Шиллера " Мария Стюарт", " Орлеанская дева". " Вильгельм Телль" как тираноборческая драма. Образ народа в драме. Жанровое своеобразие драмы. Баллады Шиллера (стилевые черты). Шиллер в период " веймарского классицизма".        
Тема 18.И.В.Гете. Гете и литература " Бури и натиска" (" Гец фон Берлихинген"). Лирика Гете-штюрмера. " Страдания юного Вертера" (концепция художественного метода в романе, идеал и действительность в романе). Гете в период " веймарского классицизма". Философско-художественное содержание драмы " Эгмонт". Проблематика " воспитательного" романа " Вильгельм Мейстер". " Фауст" Гете как художественное выражение историко-культурного развития мира и человека (" Пра-Фауст", 1-я и 2-я части). Своеобразие жанра трагедии " Фауст". Идейный замысел. Философская проблематика трагедии. Философский смысл образов Фауста и Мефистофеля. Художественная система символов и мифологем в трагедии. Язык и стиль трагедии. Идейно-образный смысл финала. Гете и романтизм.        
Итого часов        
КСР        
Экзамен        
Итого по дисциплине 89 часов  
2, 5 ЗЕ  

Содержание учебной дисциплины

Содержание основных тем дисциплины

Семестр   № п/п Наименование темы Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме Код форми-руемых компе-тенций
    Тема 1. Культурологическая концепция XVII века как переходного периода в процессе становления литературы и искусства Нового времени. Тенденции историко-культурного развития Западной Европы, определение своеобразия XVII века. Кризис ренессансного гуманизма и антропоцентризма в период позднего Возрождения. Религиозная эстетика и культура протестантизма и Реформации. Трагизм XVII века как периода противостояния Реформации и Контрреформации. Новая оценка человека и мира в науке и философии XVII века и своеобразное отражение их в основных художественных системах этого времени - барокко и классицизме. Концепция реализма XVII века в современном литературоведении. Барокко, как миропонимание и как литературная эпоха. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК-6
    Тема 2. Бароккокак антинормативная система XVII века (Э. Тезауро, Б. Грассиан). Художественный стиль маньеризма в период Чинквеченто -начальная стадия литературы и искусства барокко. Поэтика и стиль литературы барокко - сложная, антиномичная образная картина мира. Новые формы художественной выразительности (театральность, сложный метафоризм, повышенная экспрессия и динамика). Понятие о барочной риторике. Два направления в стилевой (языковой) системе барокко. Национальные варианты барокко (гонгоризм, маринизм, прециозная литература). Традиции Возрождения и барокко. Барокко и XX век. Понятие о типологической природе литературы и искусства барокко (готика - барокко -романтизм - модернизм XX века). Концепции барокко в гуманитарной науке XIX - XX веков. ОК-8 ОК- 2 ПК- 1 ПК-6 Пк-22
    Тема 3.   Классицизмкак нормативная эстетическая система (Н. Буало и др.). Классицизм XVII в. и философские принципы рационализма (Р. Декарт). Идеалы Ренессанса в эстетической системе классицизма. Процесс формирования государственной идеологии и национального самосознания в XVII веке и основные категории новой классицистической системы -образец, разум, вкус. Национальные варианты классицизма XVII века. Барочные тенденции в классицизме XVII века. ОК- 1 ОК- 8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
    Тема 4. ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.Драматургия испанского Ренессанса в первой половине XVII века. Барочные тенденции в позднем творчестве Лопе де Вега («драмы чести» и др.). Элементы маньеризма и барочной структуры в пьесах Тирсо де Молина. Театр барокко XVII века - новый период развития испанской драматургии (Кальдерон, Рохас, Морето). Педро Кальдерон де Ла Барко (1600 - 1681). Художественная стилистика национальной испанской комедии интриги (Лопе де Вега и Кальдерон). Основные барочные тенденции создания характеров в «драмах чести» Кальдерона («Стойкий принц» и др.). Жанровое многообразие драматургии Кальдерона в различные периоды его творчества. Философско-аллегорическая концепция разума, свободы и власти в драме «Жизнь есть сон». Готика и Кальдерон. Гуманистические традиции Ренессанса в творчестве Кальдерона («Саламейский алькальд» и др.). Барочный художественный стиль драматургии барокко. ОК- 1 ОК- 8 ПК- 1 ПК-6 ПК-22
    Тема 5. Луис де Гонгора. Культеранизм (гонгоризм) как барочная художественная система в испанской поэзии XVII века. Трансформация жанра ренессансного сонета у Гонгоры. Поэтика литературного маньеризма и барокко в стихотворениях и поэмах Гонгоры. Барочная эстетика Б. Грассиана («Остроумие, или Искусство изощрённого ума», «Карманный Оракул»). Консептизм как барочная художественная система в испанской прозе XVII века. Испанский плутовской роман XVII века (эволюция жанра). Тип барочного комизма в романе Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос». Консептизм (язык, стиль) в романе Кеведо. Барочный вариант народно-смеховой культуры Ренессанса в романе. Аллегоризм новелл-фантазий Кеведо «Сновидения». Особенности художественной структуры романа Л.В. де Гевары «Хромой бес». ОК- 1 ОК-8 ПК-22 ПК-6 ПК-1  
    Тема 6. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА.Мотивы немецкой литературы в период Тридцатилетней войны (1618 -1648). Поэтика классицизма в творчестве М. Опица и Первой силезской группы поэтов. Пантеистические мотивы в творчестве П. Флеминга и лейпцигской группы поэтов. Горацианские мотивы в лирике С. Даха и кёнигсбергской группы поэтов. Барочная религиозно-ортодоксальная поэзия (Ф. Шпее, П. Герхард) и религиозно-мистическая поэзия XVII века (Я. Бёме, А. Силезиус и др.). Барочно-прециозная поэзия нюрнбергской и Второй силезской группы поэтов середины XVII века (К.-Г. Гофмансвальдау и др.). Трагические мотивы немецкого барокко в поэзии А. Грифиуса. Немецкий вариант барочного плутовского романа XVII века и 30-летняя война. Жизнь и творчество Г. Я. К. Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус» как характерное явление художественного стиля барокко. Система аллегорий в романе барочная утопия и реальность в его сюжетно-образной структуре. Формы барочной риторики в романе. Своеобразие композиции. Роман и немецкий фольклор. ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-22  
    Тема 7. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Периоды и этапы историко-литературного развития Франции в XVII веке. Основные черты французского барокко в первой половине XVII века. Прециозный стиль пасторального романа О. д'Юрфе «Астрея». Барочный аллегоризм, образная структура «трагических поэм» А. д'Обинье. Мотивы барочной лирической поэзии (А. де Сент-Аман, Г. де Вио, В. Вуатюр и др.). Расцвет прециозной культуры в период Фронды (отель де Рамбуйе, галантно-героический роман М. де Скюдери и др.). Барочно-трагическое видение мира и человека в литературе второй половины XVII века («Мысли Паскаля», «Максимы» Ларошфуко и др.). Тенденции фарсового искусства XVII века. Французский вариант испанского плутовского романа (Ш. Сорель «Франсион»). Социально-бытовые коллизии в «Комическом романе» П. Скаррона. Философский научно-фантастический роман С. де Бержерака «Государство и империи с большой Луны». Религиозные основы оппозиционного движения во французской литературе XVII века (Янсенизм Пор - Рояля). Специфика стилевого единства произведений французского барокко и вольномыслия (Т. де Вио, Сент-Аман, П. Скаррон и др.). ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-22  
    Тема 8. Классицизм как основная философская и эстетическая система в художественной жизни Франции. Философский рационализм Р. Декарта. Мотивы политической и философской поэзии Ф. Малерба. Систематизация теоретических принципов классицизма в поэме Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Социально-политические условия существования художественной доктрины классицизма во второй половине XVII века (Фронда, абсолютизм Людовика XIV). Специфика стилевого единства классицистических и барочных явлений в литературе и искусстве Франции XVII века (Ж. Шаплен, Лафонтен, Ларошфуко и др.). Пьер Корнель - классицист-драматург первой половины XVII века. Три этапа («манеры») его творчества. Классицистический неостоицизм главных героев трагедий «первой манеры» («Сид», «Гораций», «Полиевкт» и др.). Драматический конфликт разума и чувства в «Сиде». Проблема жанра и художественного метода «Сида». «Сид» в оценке Ж. Шаплена («Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид»). Новая концепция личности героя в трагедии «Гораций». Идеал государственности в «Уинне». Барочные идейно-структурные тенденции в трагедиях «второй манеры» («Родогонда», «Никомед» и др.). Гуманистические идеалы Ренессанса в трагедиях Корнеля. Художественный психологизм Корнеля. Жан Расин - классицист-драматург второй половины XVII века. Трагедии Расина - новый этап художественного мироощущения. Влияние янсенизма Пор - Рояля в различные периоды жизни и творчества Расина. Новая классицистическая концепция характера и конфликта у Расина. Трагедии Расина - начало новой художественной концепции психологического анализа личности человека в мировой литературе. Трагизм судьбы человека в условиях несвободы жизненного выбора («Андромаха»). Деспотизм монарха как классический образец эволюции деспотического типа характера («Британик», «Баязет»). Своеобразие драматургического конфликта как борьбы противоположных начал в личности человека («Федра»). Классицистическая категория разума, гуманистический нравственный идеал в трагедиях Расина. Античность и Расин («Ифигения в Авлиде»). Лирическое начало в трагедиях Расина («Береника», «Эсфирь»). Барочный тип психологизма в трагедиях Расина. ОК-1 ОК-8 ПК- 1 ПК-22 ПК-6  
    Тема 9. Жан Батист Мольер - классицист-комедиограф второй половины XVII века. Жанровое многообразие драматургии Мольера. Истоки формирования жанра «высокой» комедии Мольера. Эстетика комедийного творчества Мольера (классицизм и Мольер). Художественная интерпретация идей разума, здравого смысла, независимости личности человека в комедиях «Смешные жеманницы», «Урок мужьям», «Урок жёнам». Драматургическая концепция отрицательного начала, темы зла и деструктивных сил в обществе и в сознании человека («Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой» и др.). Авторская позиция в «буржуазных» комедиях Мольера («Мещанин во дворянстве» и др.). Понятие об интеллектуальном герое у Мольера как герое комедий Нового времени («Мизантроп» и др.). Гуманистический положительный идеал, образы людей из народа в комедиях Мольера. Особенности художественного психологизма Мольера. Барочные идейно-структурные тенденции в позднем творчестве Мольера. Комедии Мольера и театральное искусство XVII - XX вв. Жан Лафонтен. Два периода его литературной деятельности. Тенденции французского вольномыслия в мировоззрении и творчестве Лафонтена. Классицизм и Лафонтен. Литературная традиция и «Басни» Лафонтена. Эволюция идейно-образного и философского содержания басен двух периодов творчества (60-е и 70-е годы XVII в.). Трагическое начало в баснях («Человек и уж» и др.). Положительный идеал в баснях («Крестьянин с Дуная» и др.). Лафонтен и басенное творчество XVII - XX веков. Расцвет классицистической прозы в 60-90-х годах XVII века. «Мемуары» Ф. де Ларошфуко как хроника жизни аристократа периода Фронды. Поэтика художественного рационализма, морально-философские проблемы в книге афоризмов Ларошфуко «Максимы и моральные размышления». Жанровые особенности книги фрагментов Ж. Лабрюйера «Характеры или Нравы этого века». Барочно-драматические тенденции в «Максимах» и «Характерах». Роман М. де Лафайет «Принцесса Клевская» как новый тип психологического романа. Элементы психоанализа в романе. Роман М. де Лафайет и традиция создания женского характера в литературе XVIII - XX вв. Философия и литература предпросвещения во Франции в конце XVII века (Бейль, Фонтенель). Формирование жанра философского романа в творчестве Фенелона («Приключения Телемака»). Основные принципы полемики «древних» и «современных» (Ш. Перро и др.). ОК-1 ОК-8 ПК-1 ПК-22 ПК- 6  
    Тема 10. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.Периоды и этапы историко-литературного развития в Англии в XVII веке. Кризис идеалов Ренессанса, резкая поляризация культуры в эпоху Английской буржуазной революции. Философские основы миропонимания и литературного процесса в Англии (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Д. Локк). Морально-религиозная эстетика и культура английского пуританизма. Английская литература первой половины XVII века. Поэзия Д. Донна и школы «поэтов-метафизиков» как художественный синтез литературных традиций Ренессанса и новых стилевых тенденций маньеризма и барокко. Драматическое начало в лирике Д. Донна. Метафоризм как основа поэтической стилистики Д. Донна, Д. Герберта, Ф. Кверлза и др. Творчество Б. Джонсона и формирование классицизма в английской литературе. Античная традиция и Бен Джонсон. Универсализм обратной структуры в комедиях Б. Джонсона («Вольпоне», «Ярмарка в день св. Варфоломея» и др.). Барочно-пасторальные мотивы в поэзии Р. Геррика и школы «поэтов-кавалеров». Идеалы гуманистического антропоцентризма в творчестве пуритан. Д. Мильтон - крупнейший поэт и публицист английской революции. Новая концепция образа молодого человека в поэзии раннего Д. Мильтона. Пуританская коллизия добродетели и порока в пьесе-маске Мильтона «Комус». Публицистика Д. Мильтона в многообразие трактатов в защиту свободы слова и протестантского вероучения («Ареопагитика»), о правомерности казни короля Карла I («Иконоборец») и др. Публицистика лидера левеллеров Д. Лильберна и лидера диггеров Д. Уинстенли в годы республики. Английская литература второй половины XVII века. Новый этап развития театрального искусства в период реставрации. Жанровое многообразие английской комедии (У. Конгрив и др.). Барочно-прециозные и классицистические тенденции в поэзии и драматургии Д. Драйдена. Сатира Драйдена. Высшее проявление английской сатиры XVII века - героико-комическая поэма С. Бетлера «Гудибрас». Стилистическая бурлеска в поэме. Творчество Д. Мильтона в период Реставрации. Библейская аллегорика эпических поэм Мильтона. Творческий метод Мильтона как синтез ренессансного, барочного и классицистического стилей. Особенности авторского сознания и характер идейного смысла поэмы «Потерянный рай». Христианский идеал в поэме «Возвращение в рай». Тираноборческая тема в поэме «Самсон-борец». Лирико-психологическое начало в поэмах Мильтона. Стилистика условно-аллегорического повествования в творчестве прозаика-пуританина Д. Беньяна («Странствия паломника», «Жизнь и смерть мистера Бэдмена»). Обличительный пафос произведений Беньяна. Философские идейно-стилевые предпосылки формирования литературы английского просвещения XVIII века. ОК-1 ОК-8 ПК- 6 ПК- 1 ПК-22
    Тема 11. ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА. Историко-литературный процесс в XVIII в. Идеологическая сущность эпохи Просвещения. Общественные задачи и роль искусства в системе Просвещения. Концепция мироустройства и человека у просветителей. Эстетические принципы Просвещения. Периодизация литературы Просвещения. Художественные методы литературы Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Эпоха Просвещения как система философских (Дж.Локк, И.Кант, Гольбах и др.), эстетических (Монтескье, Лессинг и др.) и литератуно-художественных учений и теорий (Дидро, Гердер, Гете и др.). Традиции литературы Просвещения и литература XIX и XX вв.   ОК- 1 ОК- 8 ПК-22 ПК-6 ПК-1
    Тема 12. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Раннее английское Просвещение. Философско-дидактическая, классицистическая поэзия А.Попа. Д. Аддисон, Р. Стил - создатели нравоописательной классицистской журналистики в Англии. Особенности и периодизация английской просветительской литературы данного периода. Жизнь и мировоззрение Дефо. Жанровое своеобразие романа " Робинзон Крузо". Тип просветительского образа в романе. Жизнь и мировоззрение Свифта. " Письма суконщика" и ирландское освободительное движение. Особенности художественного стиля " Сказки бочки" как антиклерикальной сатиры. Характер структуры, идейный смысл романа " Путешествия Гулливера". Художественные функции фантастики в романе. Тип просветительской сатиры в романе. Свифтианство как художественный метод оценки мира и человека. Особенности стиля мещанской драмы Просвещения (Д. Лилло, Э. Мур). Балладная опера (Д.Гей). ОК- 1 ОК-8 ПК- 22 ПК- 1 ПК-6
    Тема 13. Расцвет английского Просвещения. Социально-этические проблемы семейно-бытовых романов Ричардсона. С.Ричардсон и просветительская утопия. (" Памела, или Вознагражденная добродетель" и др.). Тип просветительского идеала в романе. Ричардсон и психологическое направление в просветительском романе 18 века. Творческий путь Г. Филдинга. Пародийная стилистика комедий Г.Филдинга. Г.Филдинг — создатель " комических эпопей в прозе". " Джозеф Эндрюс" и идеологический смысл полемики Филдинга с Ричардсоном. Стиль просветительской сатиры в романе " История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого". Роман Филдинга " История Тома Джонса, найденыша" — высшее достижение просветительского реализма, картина социальной действительности Англии середины 18 века. Просветительский гуманизм Филдинга. Особенности композиции и системы образов романа. Эстетика комических романов Филдинга. Т.Смоллетт. Сатирическая оценка социальной действительности Англии в романах " Приключения Перигрина Пикля" и " Приключения Родрика Рэндома". Особенности жанра, просветительское содержание романов. Элементы психологизма в романе " Путешествие Хэмффи Клинкера". Углубление и разработка средств сатиры в романах. ОК- 1 ОК-8 ПК- 22 ПК- 1 ПК-6
    Тема 14. Английский сентиментализм. Концепция реализма в сентиментальном английском романе 18 века. Роман О.Голдсмита " Векфильдский священник". Характер лиризма в поэзии Голдсмита (" Покинутая деревня" и др.) Социальные идеалы Голдсмита. Л.Стерн. " Жизнь и мнения Тристама Шенди", как реакция на художественные традиции просветительского рационализма. Особенности жанра и композиции романа. " Шендизм" и полемика Стерна с английскими романистами 40-50 гг. Творческий метод Стерна в романе " Сентиментальное путешествие". Эстетика комических романов Стерна. Основные мотивы поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э.Юнг, Т.Грей, У.Каупер). Поэзия и драматургия английского Просвещения. Драматургическое творчество Шеридана. Социальная сатира в сатирической комедии нравов Шеридана " Школа злословия". Поэзия Р.Бернса (народный характер, фольклорная основа, демократические идеалы). Р.Берне и мировая литература. Предромантизм в английской литературе. Макферсон и его " Поэмы Оссиана" как тенденция предромантизма. Художественная стилистика " Поэм Оссиана". " Готические романы" Г. Уолпола, А. Радклиф и М. Льюиса. Творчество писателей Англии в период Французской революции (поэзия У.Блейка, роман У. Годвина " Калеб Вильяме", поэма Вордсворта " Прелюдия"). ОК- 1 ОК-8 ПК- 22 ПК- 1 ПК-6  
    Тема 15. ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ. Своеобразие Просвещения во Франции. Роль просветителей в подготовке Французской буржуазной революции. Этапы развития Просвещения во Франции. Романы А. Лессажа " Хромой бес" и " Жиль Блаз" (особенности жанра, своеобразие сатирического изображения французского дворянства). Психологизм в романе А.Прево " История кавалера де Грие и Манон Леско". Ш.Монтескье и раннее французское Просвещение. " Дух законов" как идейная программа третьего сословия. Характер общественного строя и человека в оценке автора " Персидских писем". Просветительское содержание романа. Своеобразие жанра французского философского романа. Расцвет французского Просвещения. Драматургия Вольтера. Социальные, политические и философские взгляды Вольтера. Своеобразие просветительского классицизма Вольтера в трагедиях " Заира", " Магомет" и др. Вольтер как эпический поэт (" Генриада", " Орлеанская девственница"). Философские повести " Задиг", " Кандид", " Микромегас", " Простодушный". Художественный метод, жанровые особенности, характер сатиры Вольтера. Д.Дидро — создатель " Энциклопедии". Социально-политическая и философская основа эстетики Дидро (" Письмо о слепых в назидание зрячим", " Парадокс об актере"). " Монахиня" Дидро как произведение просветительского реализма. Характер психологизма в романе. Оценка общественного сознания в " Племяннике Рамо". Жанровое своеобразие повести-диалога. Просветительский идеал.в произведениях Дидро. ОК- 1 ОК-8 ПК- 22 ПК- 1 ПК-6  
    Тема 16. Ж.-Ж. Руссо. Социальные, политические и философские взгляды Руссо. (" Рассуждения", " Общественный договор" и др.). Руссо и французская революция. Руссо и французский сентиментализм. Педагогические идеи Руссо в романе " Эмиль". " Новая Элоиза" и жанр сентиментального романа. Тип психологического анализа в романе. Проблема нравственной ценности человека в романе. " Исповедь" Руссо и жанр романа-автобиографии. Руссо и предромантизм. Бомарше. Эстетика драматургического творчества. Своеобразие и историческое значение комедий " Севильский цирюльник" и " Женитьба Фигаро". Проблема человека третьего сословия в комедиях. Поэзия Французской революции. Расцвет революционного классицизма /М.-Ж.Шенье и др. ОК- 1 ОК- 8 ПК-25 ПК-6 ПК-22 ПК-1
    Тема 17. ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ. Своеобразие Просвещения в Германии. Особенности и этапы развития немецкой просветительской литературы. Классицизм в Германии. (И.-К. Готшед). Классицистическая эстетика Винкельмана. Лессинг — основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды Лессинга (" Лаокоон", " Гамбургская драматургия"). Лессинг и немецкая просветительская драматургия. " Эмилия Галотти" (просветительский характер конфликта, особенности психологической оценки героев). Литература немецкого сентиментализма (Ф.-Г. Клопшток и др.). Немецкая эстетика и литература движения " Бури и натиска" (Гердер, Клингер и др.). Особенности эстетики штюрмеров в предромантический период. Руссоизм и Гердер. Ф.Шиллер. Ранний период творчества Шиллера. Характер художественного конфликта в драмах " Разбойники", " Коварство и любовь" и др. Тип просветительских героев. Особенности жанра исторических пьес Шиллера " Мария Стюарт", " Орлеанская дева". " Вильгельм Телль" как тираноборческая драма. Образ народа в драме. Жанровое своеобразие драмы. Баллады Шиллера (стилевые черты). Шиллер в период " веймарского классицизма". ОК-1 Ок-8 ПК- 1 ПК-6 ПК-22  
    Тема 18. И.В.Гете. Гете и литература " Бури и натиска" (" Гец фон Берлихинген"). Лирика Гете-штюрмера. " Страдания юного Вертера" (концепция художественного метода в романе, идеал и действительность в романе). Гете в период " веймарского классицизма". Философско-художественное содержание драмы " Эгмонт". Проблематика " воспитательного" романа " Вильгельм Мейстер". " Фауст" Гете как художественное выражение историко-культурного развития мира и человека (" Пра-Фауст", 1-я и 2-я части). Своеобразие жанра трагедии " Фауст". Идейный замысел. Философская проблематика трагедии. Философский смысл образов Фауста и Мефистофеля. Художественная система символов и мифологем в трагедии. Язык и стиль трагедии. Идейно-образный смысл финала. Гете и романтизм. ОК-1 ОК-8 ПК- 1 ПК-22 ПК-6  
    Тема 19. ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Своеобразие историко-литературного развития Италии в эпоху Просвещения. Эстетические взгляды К.Гольдони, его борьба за просветительскую реформу итальянской комедии. Демократизм комедийного творчества Гольдони (" Слуга двух господ", " Бабьи сплетни" и др.). Особенности жанра театральных сказок К.Гоцци (" Турандот" и др.). ОК-1 ОК-8 ПК- 1 ПК-22 Пк-6
    Тема 20. ЛИТЕРАТУРА США. Общие тенденции историко-литературного развития Северной Америки во второй половине 18 века. Ранний этап Просвещения (Б.Франклин). Второй этап американского просвещения (Т.Пейн, Т. О. Джефферсон). Жанровое своеобразие демократической публицистики США. Просветительские мотивы в поэзии Ф.Френо. ОК-1 ОК-8 ПК- 1 ПК-6 ПК-22





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.