Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сервисные и комплексные свободные зоны.






Такие зоны формируются с целью развития сферы услуг, информационных систем на уровне регионов, что способствует более быстрому социально-экономическому развитию территорий отдельных административных образований.

Процесс создания СЭЗ довольно противоречив. Эти противоречия можно подразделить на общие и специфические.

Разрешить общие и специфические противоречия могут различные типы свободных экономических зон (табл. 2).

Свободная торговая зона (зона беспошлинной торговли, свободная таможенная зона, зона " порто-франко", таможенные склады и др.) является частью территории страны, на которой вводится специальный правовой режим, согласно которому эта часть территории выводится за пределы таможенной территории страны-учредителя СЭЗ. В этой зоне товары иностранного происхождения сохраняются, покупаются, продаются без уплаты пошлины и таможенных сборов или с ее отсрочкой. Такая зона создается с целью активизации внешней торговли (экспорт, импорт, транзит) путем предоставления таможенных льгот, услуг по хранению и перевалке грузов, предоставления в аренду складов, помещений для выставочной деятельности, доработке, сортированию, пакетированию товаров.

Зона научно-технического развития (" технопарк", " технополис", инновационные центры и агропарки) является частью территории страны с высокой концентрацией высокотехнических производств, расположенных вблизи крупных научных центров.. Создание такой зоны направлено на развитие научного и производственного потенциала, достижение нового инновационного качества экономики путем стимулирования фундаментальных и прикладных исследований с последующим внедрением результатов научных разработок в производство.

Сервисные и комплексные свободные экономические зоны снимают противоречия в диспропорции развития отдельных регионов, способствуют развитию уникальных экономико-географических образований, привлекают инновации и инвестиции, вводят новый хозяйственный механизм, способствующий экономическому росту и интенсивному развитию регионов. Комплексные СЭЗ являются многопрофильными, формируются на больших территориях в границах областей и городов.

 

Таблица 2

Решения противоречий в интеграционных процессах
путем создания свободных экономических зон [18]

Общие противоречия Типы СЭЗ Специфические противоречия Типы СЭЗ
Между тенденцией к интеграции национальной экономики в мировое хозяйство и МРТ Торговые, промышленно ориентированные Между инертностью экономической системы и внедрением инноваций Торговые, промышленно ориентированные, научно-технического развития, комплексные
Между экономикой Украины и полюсами диспропорций в территориальном размещении производительных сил Торговые, промышленно ориентированные, сервисные, комплексные Между традиционными хозяйственными механизмами национальной экономики и качественно новым хозяйственным механизмом СЭЗ Торговые, промышленно ориентирован-ные, комплексные
Между центростремительными тенденциями в Украине и региональным сепаратизмом Торговые, промышленно ориентированные Между геополитическим положением и ЭГП территории и видами СЭЗ Сервисные, комплексные
Между сложившейся структурой хозяйства и новыми хозяйственными структурами Торговые, промышленно ориентированные, комплексные Между государственной промышленной политикой и зональной промышленной политикой Промышленно ориентирован-ные, научно- технического развития
    Между интересами населения СЭЗ и интересами государства, между интересами населения СЭЗ и инвесторами Торговые, комплексные

 

С учетом того, что экспортный потенциал промышленности Украины в настоящее время ограничен продукцией, в основном, добывающей и перерабатывающей промышленности первых переделов, а широкий импорт продукции конечного спроса поставил национального производителя в условия почти полной неконкурентоспособности, целесообразно создание нового типа СЭЗ - свободных промышленно ориентированных зон (СПОЗ) как своеобразных точек роста экономики региона, которые отличаются от всех ныне существующих в Украине проектов СЭЗ в первую очередь тем, что их функционирование ориентировано на развитие украинской промышленности, работающей на экспорт. Предполагается, что не вся продукция будет изготавливаться на территории СПОЗ – она будет проходить здесь первую стадию изготовления. Последующие стадии доработки будут происходить на территории внутреннего производственного рынка, благодаря чему предприятия Украины также будут задействованы в производстве продукции на экспорт. В этом случае развивается не только промышленность самой СПОЗ, производящая конкурентоспособную продукцию, но и региональная промышленность.

Целевые задачи создания СПОЗ возможно сформулировать следующим образом:

- стимулирование структурных преобразований в промышленности с ориентацией

на структуру потребностей внутреннего и внешнего рынков;

- наращивание экспортного потенциала в наиболее прогрессивных, с точки зрения

мировой конъюнктуры, отраслях и производствах;

- расширение ассортимента выпуска импортозамещающей продукции для внутреннего рынка;

- создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и новых технологий;

- активизация создания новых рабочих мест;

- заимствование современного организационного и управленческого опыта, а также новых методов хозяйствования;

- создание современной производственной и социальной инфраструктуры.

Экономический кризис в Украине содержит глубокие корни. Структура многих отраслей народного хозяйства и, прежде всего, промышленности не адаптирована к структуре мировой экономики. Падение объемов производства, ликвидация рабочих мест, снижение уровня квалификации работающих, физическое и моральное старение производственного парка, отсутствие основ рыночной экономики и другие сопутствующие кризису негативные явления привели к тому что даже отрасли высокотехнологических производств теряют завоеванные ранее позиции. Именно поэтому структурные преобразования в промышленности требуют продуманной стратегии, а ее реализация - использование всех доступных форм и механизмов стимулирования, включая и создание СПОЗ.

В отношении целевой задачи СПОЗ на наращивание экспортного потенциала или импортозамещения нет единых точек зрения. Мировой опыт показывает самые различные возможности. Наиболее весомым аргументом в пользу экспортной ориентации СПОЗ является создание свободных экспортно-промышленных зон (СЭПЗ) в мире.

Особенности современного состояния внутреннего рынка Украины таковы, что продукция, прежде всего, конечного спроса, выпускаемая ранее национальным производителем стала замещаться товарами импортного происхождения. Конкурентоспособность национального производителя по широкому ассортименту подавлена. Именно поэтому идеология функционирования свободных промышленно ориентированных зон с ориентацией на производство импортозамещающей продукции может рассматриваться как предпочтительная или, во всяком случае, не ущемленная по отношению к стратегии экспортной ориентации СПОЗ.

Целевой характер привлечения иностранных инвестиций является одной из важнейших задач создания СПОЗ. Особое внимание при этом обращается на объем и качество вклада этих инвестиций. Во многих случаях предпочтение отдается даже не столько финансовому капиталу, сколько современной технике, технологиям и интеллектуальному потенциалу. Именно такие целевые задачи предусматривались в СЭЗ Мексики, Малайзии, Бразилии и многих других.

Мировой опыт функционирования СЭЗ свидетельствует, что цель создания рабочих мест является переходной, особенно в третьих странах. Примерами могут служить СЭЗ в Индии, Шри-Ланке, Доминиканской Республике, Египте и т. д. Однако не всегда создание рабочих мест ориентировано на высококвалифицированный труд. Чаще всего в этих странах решалась проблема занятости вообще, причем с учетом населения с низкой квалификацией. Естественно, что и уровень технологии производства в таких СЭЗ является более низким, чем в развитых странах, соответственно более низкой остается и оплата труда.

Для экономики Украины такой подход к созданию рабочих мест в свободных промышленно ориентированных зонах нельзя признать удовлетворительным, поскольку в таком случае невозможно рассчитывать и на привлечение новых технологий.

Целевая задача заимствования современного организационного и управленческого опыта, новых методов хозяйствования в СПОЗ также является весомой. Формирование рыночных отношений в экономике Украины находится на начальном этапе. Остается слабой институциональная база рыночных реформ, и, естественно, рыночная инфраструктура. Зарубежный опыт работы в рыночных условиях не только учит, но и способствует развитию рыночных отношений. В этом аспекте СПОЗ в Украине могут стать своеобразными полигонами отработки современных мировых подходов в хозяйствовании с последующей ориентацией на использование этого опыта внезональными субъектами хозяйствования.

Создание современной производственной и социальной инфраструктуры является не только следствием деятельности СПОЗ, но и необходимым условием начального этапа ее функционирования. Как правило, принимающая страна несет неизбежные расходы для обеспечения благоприятных условий иностранным и отечественным инвесторам СПОЗ. Все это в совокупности является достаточно мощным стимулом инфраструктурного развития не только собственно территории СПОЗ, но и прилегающих районов.

Основополагающими принципами формирования любых типов СЭЗ должны быть:

- создание механизма взаимодействия зоны с окружающей средой, что подразумевает гибкость и динамичность управления СЭЗ, в том числе с учетом возможности быстрого и адекватного реагирования на изменения в конъюнктуре внутреннего и внешнего рынков;

- принцип научности планирования первоначальных стадий развития СЭЗ;

- конкурентоспособность СЭЗ, которая проявляется на национальном и международном уровнях; использование анализа " затраты - результат" при расчете технико-экономического обоснования свободной зоны;

- соответствие приоритетных направлений специализации СЭЗ особенностям размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства, а также приоритетным направлениям развития региона;

- промышленная и социальная политика, ориентированная на экономический рост, в результате чего создается способность СЭЗ решать задачи привлечения иностранных валютных средств за счет роста объемов промышленного производства;

- способность свободной зоны к эволюции; гибкость и динамизм СЭЗ, которые позволяют изменить экспортную ориентацию их деятельности в импотозамещение;

 

Таблица 3

Законодательное обеспечение создания
территорий приоритетного развития (ТПР) со специальным режимом инвестиционной деятельности (СРИД)

Название ТПР (регион) Основа создания Срок действия Начало деятельности
  СРИД на ТПР Донецкой области Закон ВР [4] 30 лет 21.07.1998
  СРИД на ТПР Луганской области Закон ВР [13] 30 лет 04.02.1999
  СРИД в Закарпатской области Закон ВР [8] 15 лет 29.01.1999
  СРИД на ТПР Автономной Республики Крым Закон ВР [12] 30 лет 01.01.2000
  СРИД в городе Шостка Сумской области Указ Президента Украины [23] 30 лет 01.01.2000
  СРИД на ТПР Житомирской области Указ Президента Украины [24] 30 лет 01.01.2000
  СРИД на территории города Харьков Закон ВР [14] 30 лет 01.01.2000
  СРИД на ТПР Черниговской области Указ Президента Украины [25] 30 лет 01.01.2000
  СРИД на ТПР Волынской области Закон ВР [15] 30 лет 01.01.2000

 

индустриализация отсталых районов страны и включение населения в процесс производства в новых экономических условиях;

- учет требований национальной безопасности.

Правовое поле создания и функционирования СЭЗ в Украине обеспечивается рядом законодательных и нормативных актов: Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности», Законом Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», Постановлением Кабинета Министров Украины «Концепция создания специальных (свободных) экономических зон в Украине» №167 и Постановлением Кабинета Министров Украины «Программа развития в Украине специальных (свободных) экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 года», около 20 законов по отдельным специальным зонам и около 30 нормативных актов.

Правовые способы существования специальных (свободных) экономических зон любых типов определяет базовый Закон.

Этим законом специальная (свободная) экономическая зона определяется как «часть территории Украины, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины». Им определяются и виды зон, среди которых свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные, страховые, банковские.

Специального законодательства, которое бы регламентировало создание и деятельность территорий приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности, в Украине не существует.

Законом Украины «О занятости населения» от 01.03.1998 г. введено понятие «территория приоритетного развития». Кроме того, правовые способы для введения специального экономического и организационно-правового режима хозяйствования созданы Законами Украины «О местных советах народных депутатов и местном самоуправлении», «О местном самоуправлении в Украине», «О бюджетной системе Украины», «О системе налогообложения», «О налогообложение доходов предприятий и организаций», «О плате за землю», «О занятости».

В процессе практической работы по созданию территорий приоритетного развития было принято 12 законов и целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретные вопросы деятельности территорий приоритетного развития (ТПР). Они фактически и сформировали нормативно-правовую базу размещения ТПР (табл.3).

Основным отличием ТПР от СЭЗ является то, что СЭЗ создаются с конкретной, четкой целью и на относительно небольшой территории, а ТПР создаются на территориях в границах административных районов, городов (ТПР г. Харьков) или областей (ТПР в Закарпатской области).

Поскольку базовым Законом не определен конкретный экономический и организационно-правовой механизм каждого типа СЭЗ и только в общем виде описана возможная система управления, на практике каждая СЭЗ создавалась и действует в рамках специального законодательства (табл. 4).

В этих зонах местные и иностранные инвесторы до 2005 г. (момента снятия льгот со всех СЭЗ) пользовались специальными льготами, относящимися к налогообложению, таможенному режиму, финансовым и другим аспектам.

Дополнительные льготы предоставлялись высокоприоритетным предприятиям, а также предприятиям, работающим на экспорт или выпускающим продукцию, заменяющую импорт. Привилегии включали налоговые льготы (освобождение на 5 лет от налога на прибыль, на 3 года от земельного налога и предоставление 50% скидки по истечении этого срока), а также освобождение от импортного и акцизного сборов и от НДС на импорт.

Однако, уровень риска, неуверенность в получении социально-экономических результатов вследствие функционирования свободных зон в Украине остается очень высоким.

 

 

Таблица 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.