Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины






 

Результатом освоения дисциплины «Ювенальное право» является соответствующий требованиям ФГОС-3 по направлению «030900.62 – Юриспруденция» уровень развития указанных ОК и ПК.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные положения ювенального права;

- понятия и категории ювенального права;

-положения и рекомендации, выработанные судебными и правоприменительными органами;

- основные теоретические концепции, сложившиеся в области ювенологии, в том числе и, прежде всего, ювенальной юстиции;

- психологические и педагогические особенности правового обучения и воспитания несовершеннолетних;

- основные российские и международные нормативно – правовые акты и документы, касающиеся правового регулирования образования несовершеннолетних, предупреждения правонарушений с их стороны, правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции), несения несовершеннолетними юридической ответственности;

- основные подзаконные акты, в том числе и акты правоохранительных органов, регламентирующих их деятельность в ювенально – правовой области и, прежде всего, в области ювенальной юстиции;

- принципы, формы, способы, механизмы обеспечения защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в поле профессионального внимания правоохранительных органов.

уметь:

- правильно применять нормативные правовые акты, толковать ювенальное законодательство различных уровней;

- проводить сравнительно – правовые анализы действующего российского и международного ювенального законодательства;

- на практике применять знания, полученные в ходе изучения курса в профессиональной деятельности, в освоении других учебных предметов по учебному плану по направлению подготовки.

владеть:

- научной терминологией;

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы: 108 часов, из них

- по очной форме обучения: 54 часов аудиторной работы (включая сдачу дифференцированного зачета), 18 часа самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часа на экзамен.

- по заочной форме обучения (на базе ВПО): 10 часов аудиторной работы (включая сдачу дифференцированного зачета), 98 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы);

- по заочной форме обучения (на базе СПО): 10 часов аудиторной работы (включая сдачу дифференцированного зачета), 98 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы);

- по заочной форме обучения (на базе СПОО): 12 часов аудиторной работы, 60 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часа на экзамен.

 

4.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

 

ЗЕТ/ общее кол-во часов семестр Количество часов контрольная работа курсовая работа форма промежуточного контроля
Аудиторная работа самостоятельная работа экзамен
всего лекции семинары (практ.) лабораторные работы/ в т.ч. интерактивно
Очная форма обучения
3/108         -       - Экз.
Заочная форма обучения (СПО)
3/108       - -   - - - -
        -   -   - Диф. з.
Заочная форма обучения (ВПО)
3/108       - -   - - - -
        -   -   - Диф. з.
Заочная форма обучения (СПОО)
3/108       - -   - - - -
    -   -     - - Экз.

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
МОДУЛЬ 1. Общие положения ювенального права
  Общее понятие ювенального права как научной и учебной дисциплины. Источники ювенального права. Общее понятие ювенального права как научной и учебной дисциплины. Ювенальное право, ювентология, правовая ювеналистика. Ювенальное право и ювенальная юстиция. Ювенальная криминология и ювенальная виктимология. Значение изучения ювенального права для профессиональной подготовки, будущих юристов. Структура учебной дисциплины «Ювенальное право». Ювенальное право как комплексный институт права. Предмет ювенального права. Задачи ювенального права: правовые (регулятивные, охранительные, правовоспитательные), в том числе международно-правовые, нравственные, политические, образовательные. Разработка и осуществление эффективных юридических гарантий прав несовершеннолетних как центральная задача ювенального права и практической ювеналистики. Методология ювенального права как научной дисциплины: понятие, содержание, значение. Общенаучные, специальные и частнонаучне методы исследования в области ювенального права. Теория ювенального права и практика правовой ювеналистики. Система источников ювенального права. Конституция Российской Федерации о правовом регулировании положения несовершеннолетних, предупреждение правонарушений с их стороны, правосудия в отношении несовершеннолетних. Законодательные акты РФ, субъектов РФ, подзаконные акты РФ, субъектов РФ, по вопросам правового регулирования положения несовершеннолетних. Юридическая практика в области ювеналистики (практическая ювеналистика) как источник ювенального права. Международные акты и документы в области ювеналистики как источник российского ювенального права.
  Международно-правовые стандарты в области ювенального права. Международно-правовые стандарты в области ювеналистики во Всеобщей Декларации прав человека, Европейской конвенции по защите прав ребенка. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Проблемы имплементации международно-правовых стандартов в области ювеналистики в российском ювенальном законодательстве и практической ювеналистики.
  Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Понятие, состав (структура) и виды правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Понятие и элементы системы защиты прав несовершеннолетних. Понятие и разновидности юридических гарантий прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Критерии и факторы эффективности юридических гарантий. Нормативно-правовые гарантии: конституционные, законодательные (федеральные и на уровне субъектов Российской Федерации), международно-правовые, подзаконные, муниципальные, локально-правовые. Прокурорский надзор и деятельность адвокатуры как гарантии прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Деятельность специализированных служб и подразделений государственных органов и органов местного самоуправления, органов внутренних дел по обеспечению решения задач, стоящих перед ювенальным правом. Опыт деятельности ювенальных омбудсманов в субъектах Российской Федерации.
МОДУЛЬ 2. Особенности гражданско-правового статуса несовершеннолетнего и предупреждение их нарушения.
  Гражданско -правовой статус несовершеннолетних и гарантии его осуществления.     Несовершеннолетний как субъект гражданско-правовых отношений: общая характеристика. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Имущественные права ребенка. Личные неимущественные права несовершеннолетнего. Имя, честь и достоинство ребенка. Эмансипация несовершеннолетних. Формы и способы нарушения гражданских прав несовершеннолетних. Субъекты гражданско-правовых деликтов в отношении несовершеннолетних. Система гарантий гражданских прав и свобод ребенка. Юридические гарантии. Профилактика нарушений гражданских прав и свобод несовершеннолетних. Опека и попечительство. Деятельность специализированных государственных и негосударственных органов, организаций по профилактике нарушений гражданских прав и свобод несовершеннолетних. Самозащита несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего как субъекта семейного права. Права детей по семейному законодательству. Основные вопросы профилактики нарушений прав детей в семье (социально-правовые программы и меры). Критерии и факторы эффективности профилактики насилия в семье. Основные особенности специального предупреждения насилия над детьми со стороны административных, образовательных, воспитательных, судебных органов и общественных организаций.
  Несовершеннолетний как субъект трудовых, жилищных и административно – правовых отношений.   Несовершеннолетний как субъект трудового права, его права и обязанности. Особенности трудовых правоотношений с участием несовершеннолетнего. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего по трудовому законодательству. Формы и способы нарушения трудовых прав несовершеннолетних. Субъекты трудовых деликтов в отношении несовершеннолетних. Система гарантий и трудовых прав несовершеннолетних. Юридические гарантии. Несовершеннолетний как субъект жилищного права. Его жилищные права и обязанности. Особенности жилищных правоотношений с участием несовершеннолетнего. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего по жилищному законодательству. Формы и способы нарушения жилищных прав несовершеннолетних. Субъекты жилищных деликтов в отношении несовершеннолетних. Система гарантий жилищных прав несовершеннолетних. Юридические гарантии. Несовершеннолетний как субъект административного права. Особенности административных правоотношений с участием несовершеннолетнего. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего по действующему российскому законодательству об административных правонарушениях. Несовершеннолетний как субъект административного правонарушения. Административная ответственность несовершеннолетних. Субъекты, формы и способы нарушения прав несовершеннолетних при привлечении его к административной ответственности. Система гарантий прав несовершеннолетних в сфере административной юстиции. Юридические гарантии.
МОДУЛЬ 3. Ювенальная юстиция.
  Задачи, генезис и проблема ювенальной юстиции современной России Предпосылки и история возникновения ювенальной юстиции за рубежом и в России. Принципы ювенальной юстиции. Суд по делам несовершеннолетних – центральный элемент системы действующей ювенальной юстиции. Судебная власть и ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция, гражданское общество и правовое государство. Первый суд для несовершеннолетних. Исторический и современный американский, английский, французский и германский опыты создания и функционирования системы ювенальной юстиции. Становление и развитие ювенальной юстиции в России. Состояние и перспективы развития ювенальной юстиции в современной России на Федеральном уровне, в субъектах РФ и на уровне муниципальных образований. Правотворчество в сфере ювенальной юстиции. Опыт субъектов РФ в сфере ювенальной юстиции. Ювенальные технологии.
  Несовершеннолетний как субъект уголовно-правовых отношений. Несовершеннолетний как субъект уголовного права. Особенности уголовно-правовых отношений с участием несовершеннолетнего. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетнего по действующему Российскому уголовному законодательству. Несовершеннолетний как субъект преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Общая характеристика состояния и причин преступности среди несовершеннолетних. Психологический портрет личности несовершеннолетнего преступника. Формы и способы участия несовершеннолетних в преступной деятельности, использование взрослыми детей в качестве орудия преступной деятельности. Задачи, содержание ювенальной криминологии и ювенальной виктимологии. Несовершеннолетний как субъект уголовно-исполнительного права. Правовой статус несовершеннолетнего осужденного. Особенности режима и содержания несовершеннолетних осужденных. Юридические гарантии прав несовершеннолетнего осужденного.
  Судопроизводство в отношении несовершеннолетних Несовершеннолетний как субъект уголовно-процессуального права. Права несовершеннолетнего как участника уголовного процесса. Особенности уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетнего. Предмет доказывания по делам несовершеннолетних. Формы и способы нарушения прав несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Роль и значение защитника в делах с участием несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Профилактика нарушений прав несовершеннолетнего при отправлении правосудия. Прокурорские органы, адвокатура, средства массовой информации, правозащитные организации как субъекты профилактики нарушений прав несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Самозащита несовершеннолетнего.

 

4.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Содержание дисциплины Количество часов
Заочная форма обучения (на базе СПО) Заочная форма обучения (на базе ВПО) Заочная форма обучения (на базе СПОО) Очная форма обучения
лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа
МОДУЛЬ 1. Общие положения ювенального права
1. Тема 1. Общее понятие ювенального права как научной и учебной дисциплины. Источники ювенального права. 0, 5   -   0, 5 -   0, 5 0, 5        
2. Тема 2. Международно-правовые стандарты в области ювенального права. - -   - -   - -        
3. Тема 3. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации. 0, 5 -   0, 5 -   0, 5 0, 5        
МОДУЛЬ 2. Особенности гражданско-правового статуса несовершеннолетнего и предупреждение их нарушения.
4. Тема 4. Гражданско-правовой статус совершеннолетних и гарантии его осуществлении   0, 5     0, 5     0, 5          
5. Тема 5. Несовершеннолетний как субъект трудовых, жилищных и административно-правовых отношений   -     -     -          
МОДУЛЬ 3. Ювенальная юстиция.
6. Тема 6. Задачи, генезис и проблема ювенальной юстиции современной России 0, 5 -   0, 5 -   0, 5          
7. Тема 7. Несовершеннолетний как субъект уголовно-правовых отношений                        
8. Тема 8. Судопроизводство в отношении несовершеннолетних                        
  ИТОГО:                        

 

 

4.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа студента по дисциплине «Ювенальное право» предусмотрена учебным планом и составляет 54 часа по очной форме обучения и по заочной форме: 98 часов (на базе ВПО), 98 часов (на базе СПО), 96 часов на базе СПОО).

Студенты очной формы обучения выполняют следующие виды вариативных самостоятельных заданий:

- выполнение практических заданий;

- подготовка доклада (сообщения);

- подготовка к участию в деловой игре и дискуссии;

- самоконтроль студента с помощью тестов;

- выполнение научно-исследовательской работы (по выбору студента), подготовка к участию в предметной олимпиаде, конкурсе студенческих работ;

- конспектирование источников.

Студенты заочной формы обучения выполняют следующие виды вариативных самостоятельных заданий:

- подготовка доклада (сообщения);

- подготовка к участию в деловой игре и дискуссии;

- самоконтроль студента с помощью тестов;

- самостоятельное изучение темы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.