Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные тенденции в изменении морали к началу III тысячелетия. 1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной науки как единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания






1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной науки как единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания человечества, например – разработка альтернативных источников энергии, от термоядерного синтеза до солнечных батарей. Как следствие возрастания роли фундаментальной науки возрастает значимость специального высшего образования и роль в обществе всех слоёв населения, которые обеспечивают возрастание темпов фундаментальных исследований.

2. Создание единых коммуникативных систем (транспорт, связь, средства массовой информации, компьютерные сети и т.д.). Это делает более высокими темпы обмена информацией между народами, знакомство со спецификой образа жизни и достижений, возможность усваивать лучшие образцы и находки не только в сфере технологий производства, но и в сфере поведения. Поведение человека, его мораль, приобретает всё более унифицированный характер.

3. Традиционная культура, которая издавна базировалась на господствующих религиозных ценностях, особенностях образа жизни и психологии конкретных народов, территорий, исторических периодов развития – уходит в сферу элитарного потребления, становится в силу ряда обстоятельств малодоступной значительным массам населения (сложность восприятия, требование специальной подготовки, необходимость знакомства с господствующими фундаментальными религиозными основами, время). Таким образом, в определённом смысле прерывается связь поколений, особенно в связи с тем, что из жизни большинства людей уходит традиционный национальный фольклор, который был другим носителем нравственности народа. Место традиционной культуры занимает массовая культура, которая по сути вненациональна и тиражирует унифицированные, усреднённые образцы внешнего поведения, покоящегося на подражании, заражении, а не на внутреннем принятии тех или иных стандартов в результате размышлений.

4. Возрастающий объём информации толкает общество к необходимости сокращать в образовании гуманитарную составляющую в целях увеличения практического прикладного знания и освоения новых научных дисциплин и открытий, в то время как забота о нравственности направляет нас на противоположный путь – увеличение гуманитарной составляющей. Один из путей – увеличение продолжительности образования, но в увеличении сроков образования есть существенная опасность: молодые люди всё позже вступают в социальную зрелость, то есть приобретают необходимые навыки для полноценной адаптации в обществе. В результате процесса акселерации, прокатившегося по развитым странам мира в 60 – 80-е гг. ХХ в. физическое созревание человека ускорилось. Образовался существенный разрыв (8 – 10 лет) между физическим развитием и социальной зрелостью.

5. Общество по своим социальным параметрам делится на всё большее количество групп: по профессии, по демографии, по этической составляющей. Большие потоки миграций породили проблему полукровок.

6. Рост крупных городов и городских агломератов (сращивание единого мегаполиса с рядом мелких городов в единую систему) привёл к существенному изменению в процессах формирования морали. Возникла мораль городских и сельских жителей. Это произошло в результате изменения традиционных механизмов формирования и передачи нравственности, контроля за её исполнением и функционированием. Эти традиционные механизмы по прежнему действуют в сельских и отдалённых от мегаполисов территориях. В городах же мораль начинает формироваться под влиянием других механизмов.

5.2 Урбанизация и её влияние на общество.

Урбанизация – это процесс ХХ века. Рост крупных городов был обусловлен развитием крупной машинной индустрии и необходимостью создать инфраструктуру, обеспечивающую всёвозрастающие количества рабочей силы (образование, медицина, система релаксации, обеспечения быта и т.д.). В результате крупные предприятия требовали в города всё больше людей для своего обслуживания. В начале ХХ века было всего несколько крупных городов (с населением свыше 1 млн. человек). К 60 гг. ХХ века крупных городов было свыше полутора сотен, росли они очень бурно, счёт населения шёл на миллионы. Темпы прироста городского населения оставались очень высокими всю вторую половину ХХ века. Города с населением в несколько миллионов человек получили название мегаполисов.

1. В сельской местности господствует многопоколенная семья, она, как правило, ведёт совместное хозяйство. Передача традиционных ценностей осуществляется естественным образом в повторении образа жизни предшествующего поколения. В городе господствует нуклеарная семья (родители + дети), которая демонстрирует гораздо большее разнообразие моделей поведения. Это будет зависеть от уровня образования родителей, материального достатка, социальных предпочтений.

2. В сельской местности очень сильны механизмы наблюдения за поведением людей в общине. Каждый считает себя ответственным за поведение другого. В городе – относительная анонимность поведения, ощущение относительной бесконтрольности. Человек начинает ориентироваться только на мнение его микросреды, а это намного более узкий круг, чем тот, что имеет место в сельской местности.

3. В любом обществе есть люди с отклоняющимся поведением, с разнообразными склонностями. В сельской местности возможность найти похожих людей значительно меньше, чем в городе. В результате город даёт более дифференцированное поведение. В городе больше возможностей познакомится и с этническими особенностями поведения людей, с религиозными особенностями поведения, более доступна культура и средства массовой информации. Существенное влияние на мораль в городах оказывает возрастающий темп жизни. Это приводит к тому, что в сфере массового общения всё больше распространяются унифицированные модели поведения, единые для всех социальных групп и слоёв в сфере массового поведения. Особенности морального поведения, в том числе религиозной нравственности уходят в сферу семьи, микросреды, клубов по интересам, - то есть в замкнутые общности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.