Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И контрольных работ






 

1. Археологические памятники Бурятии. Общие сведения и история научного исследования.

2. Палеолит Бурятии.

3. Древнейшие государства на территории Бурятии.

4. История закаменских бурят.

5. История тункинских бурят.

6. Эвенки Бурятии.

7. Шаманизм.

8. Природно-климатические условия Прибайкалья в эпоху верхнего палеолита, мезолита и нового камня.

9. Хозяйственные занятия и общественный строй населения в эпоху палеолита. История археологического изучения Бурятии.

10. Памятники пребывания людей в Прибайкалье эпохи камня. Хозяйственные занятия.

11. Общественный строй населения Прибайкалья в эпоху неолита. Неолитическая революция.

12. История агинских бурят.

13. Бронзовый век на территории Прибайкалья, особенности его культуры.

14. История аларских бурят.

15. Могильники и поселения культуры плиточных могил и курганов-херексуров.

16. Оленные камни Прибайкалья и их историко-этническая интерперетация.

17. Петроглифы Забайкалья в трудах русских и советских археологов и этнографов.

18. Обычное право хоринских и селенгинских бурят.

19. Зарождение и распространение производящего типа хозяйства в Прибайкалье.

20. Памятники Хунну в Забайкалье. История археологического изучения.

21. Древние государственные образования Прибайкалья. Хозяйственные занятия, общественный строй.

22. Проблема происхождения бурятского народа. Миграционная и “автохтонная” теории в этногенезе бурят.

23. Источники этногенеза бурят. Проблемы культурно-языковой и этнической интерпретации.

24. Баргуджин-Токум и его взаимоотношения с Монголией.

25. “Сокровенное сказание”, “Сборник летописей” Рашид-ад-дина – памятники письменной истории монгольской эпохи.

26. Становление хозяйственного уклада жизни бурят в XV-XVI вв.

27. Духовная и материальная культура, быт бурят и эвеков Прибайкалья накануне присоединения к России.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТЕМЫ И ПОРЯДКУ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА И КОНТРОЛЬНОЙ/КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В отличие от научных статей, диссертаций, монографий, имеющих целью получение нового знания в ходе самостоятельного исследования и введение его в научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Как видно из сказанного, реферат - это не простой пересказ прочитанного, а серьезная работа, требующая, вообще говоря, довольно основательной подготовленности автора. Напомним, что наряду с главной задачей ознакомления с трудами ученых-историков, реферат ставит не менее важные учебно-методические цели, присущие и научной работе. Это - обдуманный выбор темы, библиографический поиск, отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов, их группировка, логичное изложение в соответствии с планом и собственной оценкой автора реферата, составление справочного аппарата (сносок и списка использованной литературы) и оформление всего текста. Работая над рефератом, учащийся получает возможность обрести навыки анализа научной литературы, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы. Написание даже небольшого сочинения на избранную научную тему, безусловно, содействует более глубокому ознакомлению с материалами, относящимися к соответствующему историческому периоду, способствует овладению целым рядом полезных навыков, в частности, умению самостоятельно работать с книгой, помогает выявить интерес и определить круг возможных дальнейших научных занятий.

Рассмотрим процесс работы над рефератом по этапам. Во-первых, очень важно правильно выбрать тему. Она не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы (20-30 страниц) не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо поинтересоваться, насколько она освещена в имеющейся научной литературе. Для этого существуют тематические каталоги библиотек и библиографические указатели литературы. Например, существует специализированный указатель по археологической литературе, выходившей в СССР начиная с 1918 г. Работы последних лет отражены в ежемесячных указателях литературы по истории, археологии и этнографии, издаваемых Научно-исследовательским институтом общественных наук (ИНИОН). Подобного рода указатели и библиографии имеются в справочно-библиографических отделах всех крупных библиотек. Информацию о литературе можно также почерпнуть из справочно-библиографического аппарата (ссылок) изданий посвященных данной теме.

Если тема реферата или курсовой работы связана с использованием материалов и документации, полученных в ходе недавних полевых работ и еще не введенных в научный оборот посредством публикаций, то необходимо заранее заручиться разрешением авторов этих работ на использование подобных материалов. То же самое касается археологических и документальных коллекций, хранящихся в музеях и архивах - нужно заранее договориться с администрацией и хранителями о возможности работы с этими коллекциями. Однако, учитывая существующие правила, которые ограничивают доступ школьников и студентов младших курсов к подобным материалам, они, как правило, ограничиваются анализом литературы. Это представляется методически верным, так как знакомство с любой научной проблематикой следует начинать с освоения имеющейся основной научной литературы.

Выбор темы, конечно, должен быть осознанным, то есть, прежде всего, должен отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем или руководителем работы, который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы. Начинающим исследователям можно рекомендовать темы, связанные с историей археологии как научной дисциплины, с историей изучения тех или иных памятников, культур, регионов, так как именно такие историографические экскурсы лучше всего позволяют познакомиться с методами археологического исследования и приблизиться к конкретной научной проблематике.

Когда выбор сделан, следует приступать к чтению соответствующей литературы. Здесь нужно различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного, а зачастую, и псевдонаучного характера, что для малоопытного читателя не такая уж простая задача. К сожалению, и раньше, а особенно в последние годы, издается огромное количество публикаций весьма сомнительного качества. Особенно этим грешат научно-популярные журналы и периодическая печать. В погоне за сенсациями они помещают на своих страницах дилетантские недостоверные статьи, " опровергающие" устоявшиеся проверенные мнения, традиционные датировки или связывающие древние памятники, например, с деятельностью каких-то мистических сил или космических пришельцев. В первую очередь это касается проблем древнейших цивилизаций, широко известных сооружений древности (мегалитов, пирамид, огромных статуй), поиска сокровищ и исчезнувших городов, типа легендарной Атлантиды. Появляются целые отрасли псевдонаучных знаний, вроде " пирамидологии", пытающейся решать с помощью точных обмеров египетских пирамид загадки вселенной или " новой хронологии", опровергающей всю традиционную хронологию древнего мира и средневековья. Подобные " труды" издаются в солидных издательствах, а авторы их могут иметь и научные звания, и солидные регалии. Поэтому здесь тоже не лишним будет обратиться за консультациями к руководителю или специалистам.

Отличительными чертами научной литературы являются наличие справочно-библиографического аппарата, публикации в изданиях академических институтов, крупных университетов, музеев. Чтение научной литературы, по сравнению с художественной, развлекательной или информационной, требует специфических навыков и подходов. При встрече с непонятными терминами нужно не лениться заглянуть в словари. Существуют специальные словари археологических терминов. Очень желательно составление кратких конспектов прочитанного, где можно отмечать основные подходы, выводы автора. Полезно делать выписки фрагментов текста, которые потом могут быть использованы в работе. Необходимо сразу же составлять библиографические карточки, на которые заносить выходные данные, почерпнутые из прочитанных изданий, используя принятые стандарты библиографического описания (автор, название, место и год издания, издательство, страницы). Например, для монографий: Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. М*., Издательство АН СССР, 1959; для статей в сборниках: Столяр А. Д. О научном предвидении в археологии // Древности Русского Севера. Вып. I. Вологда, 1996. С. 3-11.; для статей в журналах и периодических изданиях: Курочкин Г. Н. Раскопки скифского " царского" кургана на юге Сибири // Археологические вести. 1993. № 2. С. 31-43. Названия работ иностранных авторов приводятся только на языке оригинала. Начинать знакомство с избранной научной темой лучше всего с чтения работ обобщающего характера, относящихся к данному периоду, региону, постепенно входя в проблематику и переходя к узкоспециальной литературе.
Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное для избранной темы, следует, сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки лучше записывать на свободном поле листа конспекта или карточки, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скобки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом. Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем предстоит выбрать, сконструировать из наработанного конечный вариант реферата и составить его план.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ

  1. Особенности ландшафтов и природно-климатических условий Прибайкалья в эпоху верхнего палеолита, мезолита и нового камня. Изменения в характере поселений и образе жизни людей на основных этапах древней истории края.
  2. Хозяйственные занятия и общественный строй населения в эпоху палеолита. История археологического изучения Бурятии.
  3. Памятники пребывания людей в Прибайкалье эпохи камня (захоронения, писаницы, древние поселения и т.п.): Варварина гора, Санный мыс, Мальта, Буреть, Каменка, Фофанова гора и др.
  4. Хозяйственные занятия. Общественный строй населения Прибайкалья в эпоху неолита. Неолитическая революция.
  5. Бронзовый век на территории Прибайкалья, особенности его культуры.
  6. Памятники. Могильники и поселения культуры плиточных могил и курганов-херексуров. Оленные камни. Наскальная живопись (петроглифы).
  7. Зарождение и распространение производящего типа хозяйства. Эпоха раннего железа в Прибайкалье. Появление социального неравенства. Разложение родового строя.
  8. Памятники Хунну в Забайкалье. Могильники Ильмовая падь, Дырестуйский култук и Нижнеиволгинское городище. Ноин-Улинские курганы хуннской знати.
  9. Древние государственные образования Прибайкалья. Хозяйственные занятия, общественный строй. Образование государства и взаимоотношения с Китаем.
  10. Проблема происхождения бурятского народа. Миграционная и “автохтонная” теории в этногенезе бурят.
  11. Время появления первых монгольских племен в Предбайкалье. Источники этногенеза бурят.
  12. Расселение племен и народов на территории Прибайкалья в период образования и развития единого монгольского государства во главе с Чингисханом. Баргуджин-Токум и его взаимоотношения с Монголией.
  13. “Сокровенное сказание”, “Сборник летописей” Рашид-ад-дина. Историческое значение и характер монгольских завоеваний.
  14. Становление хозяйственного уклада жизни бурят в XV-XVI вв. Кочевое скотоводство как основа хозяйственной жизни бурят. Роль земледелия, охоты, рыболовства, собирательства, ремесла.
  15. Духовная и материальная культура, быт бурят накануне присоединения к России.. Социальные отношения, формирование родовой аристократии.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.