Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Однако на здоровье детей переезды с места на место и частые публичные выступления отражались плохо. Силы их расходовались беспощадно, к тому же брат и сестра часто болели.






В ноябре 1766 года, с триумфом выступив в Париже, ряде городов Швейцарии, Германии, семья Моцарта вернулась в родной город Зальцбург, пробыв за границей почти три с половиной года».

(3), стр.45): «Прославленная, счастливая, но уставшая семья Моцартов возвратилась в родной город. Это был 1766г, Амадею было 10 лет».

(3), стр.45): «Но долгожданный отдых длился недолго».

(4), стр.115; (2), стр.119-120): «Тотчас по возвращении домой отец возобновил с детьми серьезную и планомерную работу. Продолжались занятия на скрипке, клавесине и органе, серьезно изучалась музыкальная композиция. Успешно шли занятия арифметикой. Кроме того, Вольфганг приступил к изучению латыни».

(3), стр.45): «Леопольд Моцарт хотел закрепить блестящий успех сына и стал готовить его к новым выступлениям. Начались усиленные занятия композицией, работа над концертными программами.

Наряду с этим Вольфганг занимался историей, географией, рисованием.

Тщательно продолжал изучать иностранные языки – французский, английский, итальянский. Итальянским языком, необходимым в то время для всякого композитора, Моцарт в последствии владел в совершенстве».

( Голос девочки переносит нас

из Прошлого в Настоящее.)

«Сальери», всхлипывая, сказала:

- А я еще знаю, что он болел оспой. Мне так жалко его: он, хотя был и гениальным музыкантом, но болел так же, как и обыкновенные дети.

Учительница на секунду задумалась, вспоминая при каких это было обстоятельствах, и потом ответила:

- Ты права, ни талант, ни способности человека не спасают его от горя, бед и болезней.

Да, когда Моцарту было 11 лет. (4), стр.115-116, (4а), 149-150): «Предстоявшее в конце 1767 года бракосочетание эрцгерцогини Марии Жозефы с королем Неаполя Фердинандом, без сомнения послужило поводом для того, чтобы приехали Леопольд Моцарт вместе со всей своей семьей.

11 сентября того же года отправился в Вену; он надеялся, что благоприятные обстоятельства помогут ему доказать самой блистательной публике, какие успехи сделал его сын.

В Вене им сразу не повезло. Они не могли попасть ко двору, так как всеобщая любимица прелестная принцесса Жозефа заболела оспой, от которой и умерла, …естественно, что из-за этого стали невозможными выступления перед знатными семьями… Наконец, в конце октября Леопольд Моцарт вместе с детьми бежал в город Ольмюц от все шире распространявшейся эпидемии. Но все же оба ребенка – сначала Вольфганг, а затем и Марианна – заболели. …Благодаря заботливому присмотру и медицинскому уходу, дети благополучно перенесли болезнь, хотя она протекала в такой сильной форме, что Вольфганг девять дней пролежал ослепшим».

Теперь ее перебил мальчик в очках, у окна и с негодованием сказал:

- Я тоже об этом читал! Да! Конечно же, (4), стр.112, (5), стр.18-21): «Восторженные приемы во дворцах и салонах, ласки и покровительство знати, общение с выдающимися людьми искусства и науки, непрерывный поток оваций, похвал и подарков – все это придает детским путешествиям Моцарта по разным странам Европы сказочно-феерический характер… На самом деле это был тяжкий, зачастую непосильный для ребенка трудВсе видят наши успехи и не знают, как мы устаем и болеем!

И тут его поддержал «Моцарт», бурно жестикулируя руками, указывая на географическую карту:

- Точно! (4), стр.112, (5), стр.18-21): «Стоит лишь представить себе, сколько городов посетил мальчик хотя бы за первые три года путешествий по Германии, Франции, Англии, Голландии и Швейцарии, не говоря уже о позднейших поездках в Италию, представить количество и характер выступлений, чтобы понять, какой жестокой профессиональной и житейской школой оказалось для него это десятилетие.» Из-за этого постоянного выживания все тоже удивляются моей «взрослой серьезности».

( Показать календарь тех времен с датой 10 января 1768 года,

который переносит нас из Настоящего в Прошлое.)

Учительница удивилась начитанности мальчиков:

- Да, вы правы. (4), стр. 116; (4а), стр. 149-150, 152-153): «В Вене, куда Моцарты вернулись 10 января 1768 года, им приходилось преодолевать одну трудность за другой. Правда, они получили доступ ко двору раньше, чем сами того ожидали. Едва лишь императрица Мария Терезия узнала об опасной болезни, перенесенной детьми, которые восхищали ее раньше, как тут же (19 января) приказала вызвать семью к себе… Два часа Моцарты провели в этом семейном кругу. Так как Мария Терезия со времени смерти своего супруга больше не посещала ни оперу, ни комедию и не держала у себя музыкантов, то приглашение играть при дворе могло исходить только от императора. Однако Йозеф II был мало расположен к тому, чтобы проявлять по отношению к артистам ту щедрость, которую раньше считали неотъемлемым признаком высочайшей милости и блестящего положения государя… Дворянство следовало примеру двора и избегало проявлять расточительную роскошь.

Очарование «чудо-ребенка» было уже утрачено Моцартом. Теперь публика гораздо меньше интересовалась его художественными успехами; товарищи же по профессии признали в нем равного соперника. Они дали ему возможность в избытке узнать старые пороки их сословия – зависть и ремесленническую ревность.

Вот что отец рассказывает об этом:

 

(Снова «оживает» картина «Менует» перенося нас

из Настоящего в Прошлое: отец сидит и рассказывает соседу)

«Я понял, что все клавессинисты и композиторы в Вене противятся нашему успеху… Главное правило этих людей – то, что они самым старательным образом избегают любой возможности увидеть и убедиться в познаниях Вольфгангерля. А почему? Дабы в тех многочисленных случаях, когда их спрашивают, слышали ли они этого мальчика и как они его находят, всегда можно было сказать, что его не слышали и невозможно, чтобы это могло быть правдой; что это – мошенничество и шутовство, что, вероятно, условлено давать ему играть музыку, которую он уже знает, что было бы смешно думать, будто он сочиняет, и так далее.

…Один из подобных типов попался на мой крючок. Мы договорились кое с кем, что он тайно даст знать, если такой появится. Он должен был прийти, чтобы передать этому лицу действительно чрезвычайно трудный концерт, который следовало предложить Вольфгангу.

Итак, мы пришли ради этого и тем самым, оный получил возможность услышать свой концерт, сыгранный с листа Вольфгангом так, как будто он знал концерт наизусть.

Удивление этого композитора и клавессиниста, его выражения и обороты речи, которыми он пользовался в момент своего потрясения, позволили нам принять все, о чем я уже говорил выше, и под конец он сказал: «Как порядочный человек, я не могу не сказать, что сей мальчик является величайшим человеком, ныне живущим на свете: поверить в это было невозможно».

Но тут от самого императора подоспело предложение, выполнение которого смогло бы показать способности Вольфганга в самом блестящем свете. Йозеф II предложил ему написать оперу и подчеркнул при этом, что охотно увидел бы его дирижирующим за клавиром».

 

( Показать здание Венского оперного театра: Моцарт репетирует с артистами, эта сцена переносит нас из Настоящего в Прошлое. )

(Голос учительницы «за кадром»)

Из за того, что (3), стр.46): «шли заказы на новые произведения - маленький композитор, наравне со взрослыми, усиленно сочинял музыку.

Так, Венский оперный театр заказал ему комическую оперу «Мнимая простушка», и он с успехом справился с этим новым для себя и сложным жанром. Репетиции с артистами театра предвещали успех.

Но это первое оперное произведение Моцарта не было поставлено на венской сцене, несмотря на настойчивые хлопоты отца.

«Мнимую простушку» удалось поставить лишь в Зальцбурге. Вольфганг тяжело переживал свою первую неудачу.

Начинала сказываться зависть и недоброжелательное отношение музыкантов к своему двенадцатилетнему сопернику.

Для них Вольфганг перестал быть чудо-ребенком и превратился в серьезного, уже прославленного композитора. Завистники боялись померкнуть в лучах его славы».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.