Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шансы специфических долгосрочных последствий развода






Сложности обращения с агрессивностью, как уже говорилось выше (раздел 1.4. Неспецифические по­следствия развода), заключаются в первую очередь в том, что «дети разводов» не только обладают, как правило, повышенным агрессивным потенциалом, но им присущи также большие страхи перед (собст­венной и чужой) агрессивностью.

Какие способности Я могут оказаться в состоянии смягчить обостривши­еся внутренние конфликты? С одной стороны, это любая деятельность, которая в состоянии сублимиро­вать агрессивные наклонности, например, в форме спортивной или интеллектуальной конкуренции, с другой, — это деятельность, способная ослабить со­циальные конфликтные ситуации, например, готов­ность к беседам и примирению путем доставления ра­дости другим, умение вникнуть в чужие проблемы и т. д. Это означает, что особенно развитые способности к сублимации агрессивности или умение ослабле­ния конфликтных ситуаций могут развиться на почве именно той компетентности, которая рождается, не в последнюю очередь, при помощи опыта развода.

Каждое из этих свойств может не только стоять на службе защиты против страха, в дальнейшем эти свойства могут принести и социальное признание.

Обостренные трудности с оценкой собственной полноценности у большинства «детей разводов» за­ключаются прежде всего в том, что их самооценка в гораздо большей степени зависит отгзнешнего под­тверждения (раздел 1.4. Проблемы с чувством собст­венной полноценности). Каждое действие, приносящее признание и восхищение, уменьшает страх перед соб­ственной неполноценностью. Таким образом, често­любие становится тем свойством, которое в опреде­ленных обстоятельствах образуется именно из опыта развода. В честолюбивом преследовании собствен­ных целей потребность в признании предвосхищает­ся и, как минимум, берется под контроль.

Таким образом, мы видим, что честолюбие в качестве укрепленной черты характера со временем может выйти далеко за пределы своей изначальной задачи преодоления внутренней конфликтной ситуа­ции и принести успех, благодаря упорству, прилежа­нию, стремлению к получению образования или го­товности к риску.

Для развития половой ориентации большую роль играет любовный опыт с разнополым родителем и идентификация с однополым. Потеря (пусть даже ча­стичная) родителя мужского пола и будничный кон­такт только с женской половиной со всей вытекающей отсюда амбивалентностью отношений к обоим роди­телям вносит большой разлад в психическую жизнь: у мальчиков в этом случае появляется склонность к идентификации с (сильной) матерью, с идеализируе­мым отцом или же с агрессивностью отца, направлен­ной против матери.

А девочки склонны к идентифика­ции с проблематичными аспектами матери (например, с ее подчиненностью) или к идентификации с отцом (см. раздел 1.4. Проблемы в обращении с агрессивнос­тью). Негативный опыт «разведенного» ребенка с ма­терью и отцом может, однако, привести к образованию дифференцированных, специфических по полам идеалов Я, где находят место как «женские», так и «мужские» аспекты. Подобная «селективная идентификация» обеспечивает детям, с одной стороны, достаточную близость к обоим родителям, а с другой, — защищает необходимую внутреннюю дистанцию.

Таким обра­зом, облегчается амбивалентность объектных отноше­ний, поскольку у ребенка появляется возможность не принимать некоторые (агрессивные, обидные) аспек­ты родителей, но в то же время это не подвергает опас­ности его отношения с родителями в целом.

С течением времени такие селективные иден­тификации с измененными внутренними образами ведут к представлениям о том, что присуще (или должно быть присуще) женщине и что — мужчине. Эти изменения образов могут быть более радикаль­ными, чем это присуще в целом разнице поколений, но в отношении эмансипации их можно оценить и достаточно положительно.

В будущем все это отражается на формирова­нии партнерских и супружеских отношений, на развитии способностей Я и непосредственных защитных аффектах. Мне хотелось бы выделить здесь один осо­бенно важный аспект: страх перед повторением трав­мы разлуки, активизируемый (путем процессов пере­носа) в партнерских отношениях тех многих мужчин и женщин, чьи родители в свое время развелись, он-то нередко и вынуждает к (порой слишком поспеш­ному) прекращению отношений.

Возможные пре­имущества этих страхов повторения заключаются не в образовании дополнительных способностей Я, а в том, что в защиту индивида уже включена значи­тельная способность Я к расставанию. Конечно, ак­тивная склонность к разлуке может привести к тому, что окажутся неиспользованными все еще имеющие­ся шансы существующих отношений, но, с другой стороны, она может быть также, в своем роде, благо­словенной способностью. Разлука содержит в себе также возможность нового начала, в котором могут раскрыться новые жизненные возможности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.