Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы в обращении с агрессивностью






В противоположность неспецифическим по­следствиям, при специфических долгосрочных послед­ствиях речь идет об определенных чертах личности, образование которых началось с переживаний разво­да и связано с условиями развити, или - с прогности­ческой точки зрения — о чертах, характерных для де­тей, за плечами которых стоит опыт развода.

Я не ста­ну повторять имеющееся в эмпирической литературе описание этих черт на уровне конкретных симптомов или свойств, мне интереснее коснуться (в известном смысле лежащих под ними) психических требований действий, поскольку конкретные симптомы, черты характера или поведение, в которых находят выраже­ние трудности преодоления этих определенных пси­хических требований действий, зависят от многих факторов и часто от таких, которые не связаны непо­средственно с «разводной судьбой».

Возьмем, к примеру, первое из так называемых специфических долгосрочных последствий: пробле­мы в обращении с агрессивностью54. Направит ли че­ловек свои агрессивные чувства, фантазии и стремле­ния, с которыми он не в силах справиться, против своей собственной персоны (что приведет к депрес­сивным настроениям), вытеснит ли он их и станет ли выражать субтильно (в недоброжелательности и злос­ти), окажется ли он подвержен приступам ярости или станет проецировать55 свою агрессивность на других (в том числе на свои любовные объекты), разовьются ли в нем страхи параноидного характера (например, ревность, недоверие) — все это невозможно предска­зать с полной уверенностью, и на этот счет не сущест­вует никаких статистических выводов: слишком уж сложен комплекс индивидуальных, социальных и си­туативных факторов, на основе которых образуются конкретные симптомы. Но тот факт, что у бывших «детей разводов» проблемы в обращении с агрессив­ностью тенденциозно гораздо более велики, снова и снова находит свое подтверждение.

Это обстоятельство, собственно, не должно удивлять: с одной стороны, у «детей разводов», по причине пережитых обид и разочарований, агрес­сивный потенциал, в общем, значительно выше, а с другой - у них, по многим причинам, вся область агрессивности гораздо больше связана со страхом, чем у детей из более или менее благополучных семей.

 

 

Я уже указывал на то (Кн. 1, гл. 11), что проблемы в обращении с агрессивностью занимают некое промежуточное место между неспеци­фическими и специфическими последствиями развода, но данная диффе­ренциация для практических целей все же не очень надежна.

Quot; Также и проекция является одним из механизмов защиты. При этом нежелательные черты собственной личности приписываются другим персонам. Особенно извращает реальность проекция агрессивных влечений, потому что тогда только другой кажется злым и поэтому вос­принимается как угроза.

 

И это по причине отсутствия или ограничения воз­можности триангулирования: страх потерять любовь матери (от которой ребенок теперь полностью зави­сим) чрезвычайно велик; эти дети боятся также поте­рять сохранившийся контакт с отцом. Наконец, мы не должны забывать, что у родителей, которые любят друг друга, дети учатся тому, что ссора - это всего лишь «второй акт драмы», где «третьим актом» явля­ется примирение.

В конфликтной же семье именно родительские ссоры привели к полному разрыву от­ношений. Иными словами, дети убедились, что аг­рессивность приводит к разлуке и потере объекта! В этом случае ребенок боится своей агрессивности и ему остается одно - вытеснение или защита путем образования симптомов.

Нарушения, вытекающие из этого обстоятель­ства, идут гораздо дальше предполагаемого страда­ния из-за симптомов. Люди, вытеснившие свою аг­рессивность, стесняются и нервничают, когда им приходится отстаивать свое мнение или защищать свои интересы (и многое другое), итак, они платят за это ценой потери важных факторов социальной ком­петентности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.