Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий вклад туристической отрасли в ВВП Казахстана по итогам 2012 года составила 5,2%. По данному показателю Казахстан занимает 17 место из 20 стран Европы .






Инфраструктура

Лекция № 13. Проблемы и перспективы развития туристской отрасли в Республике Казахстан

1. Проблемы и перспективы развития туристской отрасли в Республике Казахстан

2. Прямые иностранные инвестиции, как фактор развития экономики

3. Перспективы развития туристской индустрии Казахстана

Проблемы развития туристской отрасли в Республике Казахстан

Формирование рыночной экономики в Ка­захстане усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Раз­витие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкурен­ции и коммерциализации туристской деятель­ности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений зна­чительная часть населения Казахстана пользо­валась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной куль­туры.

Нередко туризм оказывался в разных стра­нах тем рычагом, использование которого по­зволяло оздоровить всю национальную эконо­мику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнитель­ных рабочих мест и обеспечении занятости на­селения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, произ­водство товаров народного потребления и дру­гие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизне­са в мире.

Продолжающийся рост мирового туризма подтверждает, что туризм стал одним из важней­ших компонентов современного экономического пространства. В то же время, являясь одной из наиболее динамично развивающихся миро­вых индустрий, туристский рынок Казахстана демонстрирует низкие темпы развития. Огра­ниченные материальные возможности граждан, недостаточно развитая туристская инфраструк­тура, несогласованность интересов государства и частного сектора являются сдерживающими факторами для развития туристской отрасли Ка­захстана.

Отсутствие или неэффективное участие за­интересованных сторон является одним из ос­новных препятствий на пути реализации кон­цепций по устойчивому развитию туризма (ST) и неопределенности в отношении того, как наи­лучшим образом решить эту проблему.

Опыт зарубежных стран показывает, что до­стичь конкурентоспособности на мировом ту­ристическом рынке возможно за счет развития новых форм экономической интеграции между государством, туристическим бизнесом и на­селением страны [3]. Поэтому формирование и создание благоприятных условий для эффектив­ного функционирования туристических класте­ров является одним из приоритетных направле­ний государственной туристической политики Казахстана.

Несмотря на то, что Казахстан обладает об­ширной территорией, на которой расположе­ны потенциально привлекательные туристские зоны, туристическая отрасль страны характе­ризуется недостаточным уровнем развития. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет около 1, 6%.

Общий вклад туристической отрасли в ВВП Казахстана по итогам 2012 года составила 5, 2%. По данному показателю Казахстан занимает 17 место из 20 стран Европы.

В то же время нельзя не отметить положи­тельную динамику развития туристической от­расли Казахстана.

За четыре года объем доходов от туризма увеличился на 43, 6% и по итогам 2012 года пря­мой вклад туристической отрасли в ВВП Казах­стана составил 486, 79 млрд. тенге (рисунок 2).

Количество занятых в отрасли составило 126500 человек. Сюда включается численность персонала отелей, турагентств, услуги транс­порта (за исключением пригородного), ресто­ранов, индустрии досуга, т.е. непосредственно занятых в обслуживании туристов.

Анализ въездных туристских потоков в Ка­захстане показывает, что республика остается недостаточно привлекательной для зарубежных туристов. По экспорту туристических услуг Казахстан занимает 78 место в мире и 8 место среди стран Европы, за исключением ЕС (рису­нок 3).

По доступности, цене и уровню сервиса ту­ристские услуги Казахстана недостаточно кон­курентоспособны на мировом рынке и уступа­ют зарубежным аналогам. Загрузка номерного фонда неравномерна. Самый высокий коэффи­циент загрузки номерного фонда - в гостиницах Атырауской (49, 8%) и Мангистауской областях (54, 1%), самый низкий - в Северо-Казахстан-ской (13, 5%) и Алматинской областях (13, 1%)

Наибольшее количество мест размещения, соответствующих мировым стандартам, скон­центрировано в важных туристических центрах - в городах Алматы и Астана, однако, даже в этих городах существует дефицит гостиниц ка­тегории 3* и 4*. Международные гостиничные бренды на рынке Казахстана представлены в ограниченном количестве и представлены только в четырех бизнес-дистинациях: в Астану, Алматы, Атырау, Актау. Стоимость размещения в гостиницах 5* в несколько раз превышают цену размещения в ана логичных номерах брендовых гостиниц Европы.

На рисунке 4 представлена средняя цена на раз­мещение в номере Double в 5* звездочных отелях некоторых европейских бизнес-дистинациях. Высокие цены на размещение являются след­ствием низкой заполняемости мест размещения, недостаточно развитой конкурентной средой и сильной зависимостью от бизнес-туристов.

Сложившаяся ситуация является следствием отсутствия реальной государственной поддерж­ки туристической отрасли Казахстана. Разра­ботанные и принятые стратегические планы не стимулировали развитие туризма в стране, при этом ни одна государственная программа по раз­витию туристической отрасли не была доведена до установленного срока. Многие из принятых правовых документов остались на бумаге, не найдя практического применения в туристской сфере.

К основным проблемам, тормозящим разви­тия туристической отрасли в Казахстане, можно отнести:

  • - разобщенность участников туристического рынка;
  • - недостаточно развитая нормативно-право­вая база;
  • - неадекватно высокие цены на размещение при достаточно низком уровне развития турист­ской инфраструктуры.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.