Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Класс как социально-психологическая группа






1. Социально-психологические качества класса.

2. Культура школьного класса как фактор становления классного коллектива.

3. Динамика развития классного коллектива. Стадии становления школьного класса. Этапы развития школьного класса.

4. Возрастные особенности школьного класса и задачи социального воспитания.

5. Микроклимат школьного класса

Школьный класс может называться коллективом только условно и чаще всего не может стать истинным коллекти­вом без специальной, целенаправленной деятельности.

Становление класса как коллектива происходит в процессе развития его социально-психологических качеств: знать о них и уметь выявлять и корректировать их состояние в каждый конкретный момент — одна из важнейших задач классного руководителя в процессе социального воспитания.

Социально-психологические качества класса развиваются позитивно в том случае, если совместная деятельность и общение в классе не только общественно значимы, но и основаны на об­щих для класса ценностях, т.е. значимы для всего класса и для каж­дого воспитанника.

Объектная сторона классного коллектива неразрывно связа­на с его субъектной стороной: развиваясь под руководством педа­гога, детский коллектив начинает проявлять собственную актив­ность по отношению к каждой личности в классе, к другим груп­пам и личностям и к самому себе.

Культура класса — это система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и про­являющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних арте­фактах.

Культура класса, являющаяся наиболее консервативной и устойчивой его характеристикой, может тем не менее корректи­роваться и регулироваться педагогом. Основной и наиболее эф­фективный путь такой коррекции — обогащение культуры класса внешними артефактами (традициями, символами, правилами и т.п.), которые, в свою очередь, привносят и укрепляют новые нормы, отношения, убеждения и пр., а в конечном счете усили­вают ценностное ядро культуры.

В культуре класса всегда присутствуют две составляющие: формальная, выстраиваемая в процессе целенаправленной педа­гогической деятельности, и неформальная, существующая в виде автономной детской, подростковой или юношеской субкультуры. Разрешение противоречий между этими составляющими — необ­ходимое условие успешности социального воспитания в классе.

Культура класса только тогда становится фактором развития коллектива, когда в ней создаются условия для успешной социали­зации воспитанников — их приспособления и обособления в среде сверстников.

Каждый класс обладает своей неповторимой культурой, ко­торая тем не менее может быть в той или иной степени отнесена к одному из описанных типов. В каждом случае классный руково­дитель должен знать ее сильные и слабые стороны и способство­вать разрешению возникающих в ней противоречий, которые в этом случае и становятся движущей силой развития классного кол­лектива.

Согласно этой концепции коллектив проходит в процессе сво­его развития три стадии:

I стадия — становление коллектива, когда он выступает в первую очередь как объект педагогической деятельности, но при этом параллельно развиваются и его субъектные свойства.

II стадия — коллектив выступает как инструмент массового развития, т.е. является субъектом собственного развития, что про­является в устойчивом чувстве «Мы», сильной культуре класса и т.п. При этом особенно ярко проявляется первая составляющая социализации — адаптация школьника в классе.

III стадия — коллектив является инструментом индивидуально­го развития личности, т.е. проявляет свои субъектные свойства по отношению к каждому входящему в него школьнику. На этой ста­дии класс максимально реализует свои социализирующие функ­ции, становясь, по нашей типологии, воспитывающим классом. В первую же очередь проявляется вторая составляющая социали­зации — позитивное обособление школьника в классе.

При описании динамики развития классного коллектива необходимо придерживаться нижеперечисленных характеристик.

1) Тактическая педагогическая цель на данном этапе.

2) Состояние деятельности и деловых отношений.

3) Состояние культуры класса.

4) Состояние неформальных отношений.

5) Состояние лидерства в классе.

6) Состояние микрогрупп в классе.

7) Положение школьника в классе.

8) Содержание и способы деятельности классного руководителя.

9) Стиль взаимодействия и возможные позиции (роли) педагога

Возрастные особенности класса, конечно, не отражают всего много­образия индивидуальных характеристик класса, но тем не менее понятие «возраст класса» должно попасть в педагогическую ко­пилку педагога (особенно начинающего). Ведь не вызывает сомнения, что общая возрастная специфика оказывает определенное влияние на динамику классного коллектива и определяет задачи социального воспитания.

Характеризуя специфику возраста школьного класса необходимо учитывать следующие показатели:

- значимое в совместной деятельности в данном возрасте;

- особенное в групповом общении и отношениях;

- ожидания от учителя.

Среди социально-психологических качеств наибо­лее важным для школьного класса нам представляется его микро­климат.

Микроклимат школьного клас­са — это система отношений, связывающих одноклассников и опре­деляющих их защищенность, сплоченность и активность в классе.

Параметры или показатели микроклимата школьного класса:

1. Как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне? (Связка «Другой - Я».)

2. Образует ли класс некую общность («Мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности? (Связка «Другой - Я».)

3. Как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом? (Связка «Я - Другой».)

Первый параметр микроклима­та — это защищенность школьника в классе, второй параметр микро­климата класса — его сплоченность, третьим параметром микроклимата мы будем считать активность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.