Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Школа как субъект социального воспитания






1. Школа как воспитательная организация. Функции школы как воспитательной организации.

2. Основные характеристики школы как воспитательной организации: философия школы, культура школы, микроклимат школы.

3. Локальная воспитательная система школы. Компоненты воспитательной системы школы.

4. Понятия «воспитательное пространство» шко­лы и «воспитательная среда».

 

Четвертой составляющей социализации, с точки зрения А. В. Мудрика, является относительно социально контролируемая социализация, т.е. воспитание.

Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задаче которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, он называет воспитательными организациями. К числу таковых, наряду с учреждениями дополнительного образования, детскими организациями, детскими оздоровитель­ными лагерями и т.п., относится и школа.

Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позицион­ное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между чле­нами организации.

Ведущими функциями школы как воспитательной организации являются:

- культурно-образовательная;

- регулятивно-воспитательная;

- коммуникативная;

- организационно-управленческая;

- социально-интегративная;

- производственно-экономическая;

- общественно-политическая.

В современных условиях школа выполняет новые социально-пе­дагогические функции. К таким функциям можно отнести: со­циально-воспитательную; охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения; социально-педагогической поддержки семьи; со­циально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; за­щиты прав детей; социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников; социаль­но-культурной адаптации и т. п.

Успешность решения школой задач относительно социально-контролируемой социализации обусловлена следующими характеристиками: сформировавшейся философией школы, культурой, прису­щим школе климатом, сложившейся в ней системы воспитания.

Воспитательная система школы. Школа как воспитательная организация тем более эффектив­на, чем выше уровень развития ее воспитательной системы..

Воспитательная система школы — это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компо­нентов воспитания (целевой блок, субъекты, их деятельность отношения, материальная база, освоенная коллективом окру­жающая среда) и обладающий такими интегративными харак­теристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т. п.

Более того, для це­лостной воспитательной системы принципиальное значение име­ют характеристики и других подсистем воспитательной системы.

С помощью структурно­го анализа можно выделить следующие основные компо­ненты воспитательной системы:

- Подсистема целей и идей.

- Общность людей, реализующих цели и идеи.

- Подсистема деятельности, общения и отношений.

- Финансово-материальная база воспитательной системы.

- Среда, освоенная школьным коллективом.

Воспитательное пространство — педагогически организован­ная конкретно-историческая социальная среда, в которой интег­рируется воспитательный потенциал основных структур простран­ства с целью создания наиболее благоприятных условий для ин­дивидуально-личностного развития детей и их активизации как созидателей собственной среды жизнедеятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.