Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе






ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Теоретический раздел УМК (ЭУМК) содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности «Социальная педагогика».

- Опорный конспект лекций

Тема 1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе

1. Школа как социальный институт.

2. Цели и задачи современной школы.

3. Социально-педагогические функции школы.

4. Особенности и социально-педагогические проблемы современной школы.

Одна из базовых социальных потребностей общества является потребность в осмысленном взращивании молодого по­коления. Удовлетворить данную потребность в той или иной сте­пени стало возможным благодаря становлению социального ин­ститута воспитания, решающего задачи социально контролируе­мой социализации, трансляции культуры и социальных норм.

Понятие «школа» в научной литературе используется в нескольких зна­чениях:

· школа как социокультурное явление,

· школа как социальный институт

· школа как социальная организация, звено обществен­но-государственной системы

Целостное описание школы как социальной организации пред­полагает обращение к анализу ее отдельных характерис­тик:

ü культуры школы

ü поля школы, воспитательного пространства школы

ü уклада жизни школы

ü философии школы

Цели и задачи современной школы.

Цель школы, как воспитательного института, «проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» (В.Г. Бочарова).

Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:

· освоение ребятами нормативного поведения;

· построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

В современных условиях школа должна выполнять следующие задачи:

1. Школа (точнее все её работники, родительский комитет, попечительский совет и т.д.) должна быть воспитательным учреждением, признанным признавать и совершенствовать себя как воспитательную систему, в которую в качестве важнейшего звена входит учебный процесс.

2. Для реализации задач гармонического воспитания школа должна быть открытой в социум, иметь прочные связи с другими социальными институтами (семьей, дошкольными учреждениями, внешкольными, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, различными производственными и общественными объединениями и др.) способствовать выявлению и использованию их воспитательного и социализирующего потенциала.

3. В школе и в микрорайоне должна быть создана развивающая среда, обеспечивающая включение школьника в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение и содержание.

4. В реализацию целей социального воспитания должен быть включен весь педагогический коллектив, а также родители, попечители, различные организации, а не только социальный педагог, педагог-психолог и замдиректора по воспитательной работе.

5. В школе должна развиваться ученическая самодеятельность, общественные органы самоуправления, детские и юношеские общественные организации.

Функции школы как социально - педагогической системы

В новых условиях социально-формирующая и воспитывающая роль и миссия школы только усиливается. В ситуации социальной неустроенности, семейного неблагополучия, существования различных девиаций подрастающего поколения наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, школа выполняет и другие функции. Среди них:

1. социально-адаптивная;

2. социально-стабилизирующая;

3. социально-преобразующая;

4. социально-защитная;

5. здоровьесберегающая и реабилитационная;

6. культуропреемственная и культуротворческая.

Современная общеобразовательная школа как институт воспитания фактически сочетает в себе:

· образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся;

· организацию (общешкольную и сетку первичных), оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса;

· социально-психологическую группу (большую – школа в целом, и сетку малых групп), влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного общения, не организуемой педагогами жизнедеятельности.

В системе социального воспитания можно обозначить три основных взаимосвязанных направления деятельности школы и других институтов общества:

1. передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, её самоактуализации в ближайшем окружении, самовоспитания в желательном для общества направлении; активизации всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности;

2. создание воспитывающей среды в семье и её ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;

3. процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений детей и подростков, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в жизнь.

Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебе и общественно полезной деятельности.

Социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием. Это единый, комплексный, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.

Система, структура и содержание социального воспитания в школе.

Система социального воспитания – относительно устойчивая совокупность ценностей и норм; организованное соединение людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей социализации людей в обществе, решения культурно развивающих задач социального становления личности.

Цели системы социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса со­зидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие лично­сти в самоорганизации собственной жизни на всех воз­растных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине); конструктивная помощь в клю­чевых и критических ситуациях социализации и саморе­ализации личности человека (поло-ролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.