Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. История судов из глубины веков. Судебное строительство советского периода. Концепция судебной реформы 1991г.






История российского суда восходит ко времени Киевской Руси.

Большой вклад в становление судов внесло Вече Новгородской республики. Вече – собрание жителей Новгорода, оно же было высшей судебной инстанцией.

В Московской Руси XV-XVII вв. суд осуществляли князь, Боярская Дума, некоторые приказы (отделы, ведомства).

Царь Алексей Михайлович в 1649 году издал Судебное уложение, сделавшее губные суды принадлежностью управления.

При царе Петре I в 1713г. в губерниях была учреждена должность судьи. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Правительству Петра I так и не удалось создать «регулярно» организованную общую судебную систему.

После смерти Петра I при Екатерине I контрреформа уничтожила малейшие плоды его преобразований: судебная власть вернулась к воеводам и губернаторам.

Суд, как свидетельствует Российское законодательство XV-XVII вв., был не беспристрастным органом, а выполнял поручение от административной власти: лучше покарать иногда невиновного, чем не покарать, ибо главная цель была общее предупреждение.

Судебная реформа правления Екатерины II проводилась в период осуществления губернской реформы 1775-1780 гг. и предусматривала создание уездных и земских судов для дворян; городских и губернских – для горожан; нижней и верхней расправы – для свободных крестьян.

Созданы были и особенные суды – Совестный суд, который стоял вне общей системы судебных инстанций. Компетенция Совестного суда распространялась на губернию, в которой он был учреждён, и его ведению подлежали гражданские дела, которые рассматривались в примирительном порядке; дела о преступлениях, совершённых умалишенными и малолетними; о колдовстве; по жалобам на незаконное содержание в тюрьме. Совестный суд являлся инстанцией, равной Палате, Верхним судам и магистратам.

Созданная в этот период судебная система смогла действовать до судебной реформы 1864 г., которая явилась более удачной попыткой сформировать судебную власть. В судопроизводство закреплены принципы: гласности, состязательности, презумпция невиновности. Самым главным достижением реформы второй половины XIX века явилось создание в России суда присяжных, а также и введение мировых судей, приблизивших суд к населению. Были созданы местные (волостные) и общие суды (окружные для нескольких уездов). Введён был в это же время институт присяжных поверенных адвокатов. По реформам 60-х гг. XIX в. Сенат стал единственным кассационным судом Империи.

Советская Россия в процессе строительства своей судебной системы отвергла институт присяжных заседателей.

Декретом «О суде №1», утверждённом Советом народных комиссаров, была ликвидирована дореволюционная система общего суда. Взамен были созданы местные суды, состоящие из профессионального судьи и двух представителей общественности – народных заседателей, позже 30 ноября 1918 г. «Положение о народном суде РСФСР» их переформировало в народные суды.

Упомянутым декретом были ликвидированы адвокатура и прокуратура, а деятельность мировых судей приостановлена.

В 30-е гг. XX в. произошло «урезание» правомочий судов, созданы квазисудебные органы, функции органов разных ветвей власти смешаны, усилились репрессивные начала и централизация руководства правоохранительными органами.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. функционирование системы судоустройства, судопроизводства и уголовного права было подчинено решению главной задачи – укреплению обороноспособности страны, обеспечению победы над немецко-фашисткими захватчиками.

Увеличилась численность военных трибуналов и расширилась их подсудность.

В местностях, объявленных на осадном положении, в военные трибуналы реорганизовались народные суды и другие общие суды.

После окончания войны предприняты меры повышения роли общественности в борьбе с правонарушениями, создаются товарищеские суды и активизируется их деятельность, расширяются полномочия.

В 70-е гг. весьма робко, но уже стала обсуждаться в юридической литературе проблема советского правового государства в масштабе общенародной государственности.

4 августа 1989 года принят Закон «О статусе судей в СССР». В Законе была прописана достаточно демократическая процедура подбора и представления кандидатов в судьи. Однако на практике невозможно было стать судьёй, не являясь членом КПСС или кандидатом в члены КПСС.

На XIX партийной конференции в 1989 г. впервые за весь период существования советской власти было признано принципиально важным формирование правового государства и необходимость проведения судебно-правовой реформы.

Концентрированным выражением намерения государства в части судебной реформы можно считать положения, изложенные в «Концепции судебной реформы в РСФСР», одобренной Верховным Советом РСФСР в октябре 1991 г.

Центральной идеей судебной реформы было приоритетное провозглашение защиты личности от произвола власти. Основными задачами судебной реформы представлены: формирование правового государства, обеспечение верховенства закона, обеспечение незыблемости основных прав и свобод человека, охрана интересов личности, взаимная ответственность государства и граждан, защита общества в целом от произвола власти.

Реализуя положение Концепции судебной реформы 1991 г. об утверждении самостоятельной и независимой судебной власти на основе принципа разделения властей, обновляющаяся суверенная Россия 90-х годов XX столетия проделала огромную работу в сложных политических и экономических условиях, перемежающихся кризисами разного масштаба, добиваясь выполнения поставленных задач. И хотя в этот период были приняты весьма значимые законы «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, действующие в настоящее время, судебная реформа 1991 года на какой-то период практически была приторможена, «заморожена».

Подводя итоги 10-летней работы, вице-президент общественного фонда ИНДЕМ М. Краснов отметил, что из 160 позиций Концепции судебной реформы, поддающихся более или менее конкретной оценке, на 24 октября 2001 г. не реализовано или реализовано не полностью 95 (М. Краснов. От Концепции 1991 года до сегодняшнего дня. Попытка инвентаризации./ Российская юстиция. 2001. №11. С. 4).

Вместе с тем самостоятельная судебная власть в России, несмотря на проблемы, состоялась. Требовалось завершить реформу и принять государственную программу дальнейшего развития судебной системы России, оказавшейся в новых условиях жизнедеятельности после распада СССР.

Постановлениями Правительства РФ были утверждены федеральные целевые программы «Развитие судебной системы России» на 2002 – 2006 гг и 2007-2011 гг.

Сейчас действует одноимённая федеральная целевая программа на 2012-2020 гг.. Названные программы открыли новые пути, возможности и перспективы развития и совершенствования действующей судебной системы России.

 

Лекция 2. Понятие, признаки, функции судебной власти.

Понятие судебной власти:

Судебная власть – сложно социальное явление, поэтому и понятие её также сложно. Судебную власть можно рассматривать с разных позиций: организации, функционирования, реализации и её роли в обществе. Характер, направление деятельности и роль позволяют признать, что судебная власть заявляет о себе как о политико-социально-правовом явлении. Однако надлежащие организация и функционирование на современном этапе развития имеют первостепенное значения.

С учётом имеющихся в правовой науке дефиниций, данных с позиций определённых отраслей правовых знаний, способствующих пониманию сферы воздействия судебной власти на различные отношения, складывающиеся в обществе, можно вывести более целостное понятие.

Судебную власть можно определить как способность и возможность государства защитить нарушенные или оспариваемые права физических и юридических лиц, руководствуясь действующим законодательством, осуществляемую судами в предусмотренных законом процессуальных формах и обеспеченную принудительным исполнением.

Признаки судебной власти.

Судебная власть обладает рядом признаков:

1. Судебная власть – вид государственной власти, одна из трёх её ветвей, установленная Конституцией РФ, т.е. в законодательном порядке. Проявленная судебной властью воля выражается от имени государства и показывает государственное волеизъявление.

2. Судебная власть едина. Единство судебной власти находит своё выражение в общих принципах организации и деятельности судов, перечень которых дан в Конституции РФ исчерпывающе.

3. Судебная власть осуществляется только судами, создаваемыми в предусмотренном законом порядке. Создание и деятельность чрезвычайных судов запрещены Конституцией РФ (ч. 3 ст. 118).

4. Исключительность судебной власти. Она проявляется в том, что законодательные, исполнительные органы государственной власти, должностные лица и государственные служащие, общественные организации не наделены её полномочиями.

5. Судебная власть в осуществлении своих функций независима, самостоятельна и обособлена. Вмешательства в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечёт уголовную ответственность.

6. Судебная власть осуществляет свои правомочия только в процессуальной форме. Процессуальный порядок судебной деятельности призван обеспечить законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы в той или иной степени затрагивает судебная власть.

7. Форма реализации судебной власти – судопроизводство: конституционное, гражданское, уголовное, административное.

8. Подзаконность деятельности судебной власти. Этот принцип состоит и проявляется в том, что акты органов судебной власти, изданные в пределах их компетенции, должны соответствовать закону, приниматься на основе закона и во исполнение закона. Компетенция судов, их полномочия определены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Описанные признаки показывают, что суть деятельности судебной власти сводится к всестороннему рассмотрению спора, возникшего между физическими и (или) юридическими лицами по поводу права, справедливому его разрешению на основании закона.

Функции судебной власти.

С учётом целей деятельности судебной власти её функции следует определить как основные направления реализации принадлежащих судам полномочий по разрешению возникающих в обществе социальных конфликтов, споров, а её формы – способ внешнего проявления, установления, выражения, т.е. порядок судопроизводства.

Длительное время единственным назначением суда в государстве являлось осуществление правосудия.

Правосудие можно определить как правоприменительную деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, административных материалов в пределах предоставленной законом судебной компетенции, осуществляемой посредством применения судопроизводства, предусмотренного Конституцией РФ, в целях обеспечения высшего уровня охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Вменение Конституционному Суду РФ осуществления конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции РФ на всей территории России свидетельствует о том, что судебная власть приобретает многофункциональный характер.

Среди наиболее действующих функций, помимо правосудия и конституционного контроля следует отметить функцию судебного контроля.

Судебный контроль представляет собой контрольную составляющую в деятельности суда по рассмотрению судебных дел в части надлежащего выполнения государственной функции по обеспечению реального признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, существующей постоянно и непрестанно самой значимой, а потому всегда привлекающей внимание судебной власти. Перед судом в порядке реализации судебного контроля стоит задача предупредить нарушение закона (не допустить нарушения закона) или выявить нарушение в применении закона и принять необходимые предусмотренные законом меры.

Примерами действия функции судебного контроля могут быть процессуальные меры – арест имущества в обеспечение иска, контроль за избранием меры пресечения в виде содержания под стражей, ограничение права на тайну телефонных переговоров, судебной постановление о производстве выемки документов, контроль за исполнением судебных постановлений судебным приставом – исполнителем в соответствии в правовыми нормами раздела VII ГПК РФ и др.

Лекция 3. Принципы судебной власти.

Правовые принципы – это стандарты правового подхода, основанные на Конституции РФ, её нормах, положениях закона, на нормах и принципах международного права, зарождающиеся изначально как правовые идеи, подтверждённые затем практикой их применения. Принципы, как правило, представляют собой идейно-правовую основу организации суда, статус судей – носителей судебной власти и их деятельности.

Принцип независимости, как и сама независимость судей обеспечивает в целом проведение судебного процесса с соблюдением процедур, но особенно – тайны совещания судей, т.к. акт судебной власти оглашается сразу по выходу из совещательной комнаты. Независимость каждого судьи составляет независимость судебной власти в целом.

Независимость судебной власти обеспечивается в первую очередь тем, что она действует только в рамках процесса. Процесс как бы консервирует, закрывает собой судебную власть от воздействия извне.

Принцип неприкосновенности. Ст. 122 Конституции РФ предусмотрела неприкосновенность судьи, его жилища, имущества как одну из существенных гарантий независимости и самостоятельности судебной власти. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях безопасности других людей.

Несменяемость судьи означает, что после наделения полномочиями в установленном порядке действительность полномочий судьи не ограничивается сроком, кроме случаев отдельно оговоренных законом (ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Частью принципа несменяемости судей является невозможность прекращения полномочий судьи без его волеизъявления.

Принцип финансирования судебной власти проистекает из принципа самостоятельности судебной власти и означает, что финансирование судов должно производиться непосредственно за счёт средств государственного бюджета в соответствии со ст. 124 Конституции РФ. Указанное требование основного закона создаёт условия независимого осуществления правосудия.

Принцип публичности судебной власти. Этот принцип показывает многосторонность действия и открыто признаваемый государством публичный интерес, который выражается в том, чтобы общество знало о существующих гарантиях его защиты с целью обеспечения дальнейшего социального развития и жизнедеятельности социума в правовых рамках.

В соответствии с этим принципом рассмотрение судебных дел происходит открыто, гласно. В закрытых заседаниях слушаются дела, когда затрагивается коммерческая тайна, затрагиваются интересы, охраняемые государственной тайной, для упреждения нарушения тайны усыновления и ряду семейных отношений.

Принцип национального языка судопроизводства и участия граждан в осуществлении правосудия.

Под государственным языком обычно понимается родной язык большинства или значительной части населения государства и потому наиболее употребляемый в нём. На нём публикуются законы и правовые акты, пишутся официальные документы, стенограммы заседаний, деловых встреч, ведётся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Это и основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях.

Государственный язык преимущественно используется на телевидении и радио, при издании газет и журналов.

Русский язык – это родной язык большинства населения Российской Федерации – русского народа. Русский язык знает и им активно пользуется подавляющее большинство граждан России независимо от их национальности.

Государственный язык – это важнейшая гарантия доступности правосудия.

В соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона о судебной системе судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ и других общих, военных, арбитражных судах ведутся на русском языке.

Благодаря действию принципа национального языка граждане России могут принимать участие в осуществлении правосудия, понимать всё происходящее в судебном процессе и реализовать п. 5 ст. 32 Конституции РФ, гласящей «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

Принцип состязательности и равноправия сторон.

Принцип состязательности и равноправия сторон установлен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

В Российской правовой науке и практике состязательность судопроизводства означает, что инициирование судебного разбирательства по конкретному делу возможно только заинтересованной стороной либо органами уголовного преследования от имени государства. При этом судом представляется равная возможность участвовать в судебном разбирательстве всем заинтересованным лицам, которые обладают определёнными процессуальными правами в соответствии с их положением не по усмотрению суда, а в соответствии с процессуальными нормами.

Участники судебного разбирательства пользуются равными правами по представлению доказательств, исследованию материалов дела, заявлению ходатайств, обжалованию актов судебной власти. Ни одна из сторон не пользуется преимуществом перед другой стороной. Так реализуется принцип равноправия сторон.

Принцип организационной обособленности системы судебных учреждений и осуществление правосудия только судом.

Обособленная (автономная) система органов судебной власти, не входящих структурно в органы администрации, местного самоуправления или правоохранительные органы, являет собой признак самостоятельности судебных учреждений и в целом судебной системы.

Осуществление правосудия только судом – это признак определяет самостоятельность российского суда.

К осуществлению правосудия закон позволяет привлекать только присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы (например, третейские суды, суды офицерской чести, коммерческие суды, арбитражи) не вправе возложить на себя осуществление правосудия. Самостоятельность суда сочетается с принципом осуществления правосудия только судом и недопустимостью (запретом) вмешательства в судебную деятельность в целом.

Принцип участия присяжных заседателей в работе суда.

Суд присяжных обеспечивает реальное и непосредственное участие населения в осуществлении правосудия и уже поэтому представляет собой наиболее демократическую форму осуществления правосудия.

В России суд присяжных, вводимый согласно судебно-правовой реформе 1991 года, действует для рассмотрения только уголовных дел, подсудных областным, краевым (и приравненным к ним городским) судам, т.е. по делам о преступлениях повышенной общественной опасности, предусматривающих наиболее суровые меры социальной защиты. И в этом случае суд присяжных признаётся наиболее надёжной системой гарантий, судебной защиты прав и законных интересов личности, защиты от произвола и судебной ошибки.

Присяжные заседатели в решении главного вопроса правосудия по уголовному делу действуют независимо от профессионального судьи.

Одно из несомненных достоинств суда присяжных состоит в том, что присяжным заседателям обеспечивается применение закона, как он понимается населением. Каждый из них убеждён, что предстоящий перед судом, понимал или мог понимать закон, за нарушение которого он осуждён.

Доказательством возможности понимания закона является удостоверение 12 частных и не имеющих юридической подготовки лиц, признающих своим решением, что закон доступен пониманию.

Процедура отбора присяжных заседателей для скамьи присяжных и участия в процессе гарантирует беспристрастность и неподкупность присяжных заседателей. Голосование в совещательной комнате проводится открыто. Никто из присяжных не вправе воздержаться от голосования. Если голоса разделятся поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ. По результатам голосования принимается присяжными заседателями вердикт – решение коллегии присяжных заседателей по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности или невиновности подсудимого.

Вердикт может быть обвинительным или оправдательным. В вердикте присяжных наиболее оптимально соединяются как интересы государственных институтов, стоящих на страже социальной стабильности и целостности государства, так и правовые воззрения народа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.