Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Привязанность - это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

Василенко Маргарита Анатольевна

ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ

Социальная психология

А В Т О Р Е Ф Е РАТ

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата психологических наук

Привязанность ребенка к матери – это двусторонний процесс, в результате которого формируется готовность эмоционально реагировать на мать, ее образ и первое социальное поведение, адресованное ей, которое затем выступает как базовая социальная установка в отношении матери, проявляющаяся затем в других социальных контактах. Таким образом, привязанность выступает и первым этапом социализации и фактором, влияющим на успешность этого процесса.

2. Феномен привязанности динамичен в течение первых 7 лет жизни ребенка и может изменяться под влиянием различных факторов. Однако наличие надежного типа привязанности в 2 - 3 года выступает установкой на восприятие мира как надежного и безопасного, обеспечивая высокий уровень развития психических процессов и развития личности ребенка, даже при смене его на менее благоприятный тип привязанности в 4 - 5 лет. Личность матери, в частности, такие ее характеристики как степень уверенности в себе и уровень самоактуализации, проявляющийся в гуманистической системе ценностей, 8 восприятии другого как равного партнера по общению, степени доверия к себе и людям, влияет на качество привязанности.

3. Качество привязанности влияет на развитие личности детей. Дети с надежным типом привязанности самостоятельны, контактны, активны в исследовании мира, обладают высокой самооценкой, уверены в надежности своих родителей и охотно оказывают помощь другим. Дети с симбиотическим типом привязанности зависимы от родителей, с трудом устанавливают контакт, тревожны, имеют тенденцию к понижению самооценки. Дети с тревожно- избегающим типом привязанности агрессивны, конфликтны, дистанциированны от родителей, имеют низкую самооценку.

4. Качество привязанности ребенка к матери влияет на эффективность процесса ранней социализации ребенка по критерию адаптации к новым социальным средам. Дети с надежным типом привязанности легче адаптируются к новым социальным средам, в частности, в период 2 - 3 лет в течение первого года адаптации к детскому саду дети с надежным типом привязанности значимо реже болеют, а также отличаются легкостью вступления в контакт с другими детьми и взрослыми, инициативностью, активностью, благоприятным эмоциональным фоном. В ситуации вхождения в школьную среду дети с надежным типом привязанности отличаются более высокой приспособляемостью к стрессовым ситуациям и конструктивным реагированием на тревожащий фактор. Степень выраженности влияния особенностей привязанности ребенка к матери на процесс ранней социализации снижается с возрастом.

Привязанность - это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

Потребность в привязанности - т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением - является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально — и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, ведь вся их внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть в буквальном смысле этого слова.

Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. Так как развитие совести тоже основано на общем развитии мозга, при нарушении привязанности совесть тоже формируется недостаточно или вообще не формируется.

В результате, дети, подвергшиеся жестокому обращению в раннем детстве, не только лишаются детства и теряют способность устанавливать и поддерживать близкие, теплые отношения с другими людьми, но не получают и базовых социально-моральных принципов, демонстрируя агрессивность, страсть к разрушениям и антиобщественное поведение.

К сожалению, нарушение привязанности проявляется в поведении ребенка даже тогда, когда он находит новую семью, готовую дать ему заботу и любовь (подробнее об этом в разделе " Симптомы нарушения привязанности у детей", ссылка слева). Более того, такие дети вырастают во взрослых, которые глобально не доверяют миру и окружающим, так как уверены, что никто не сможет и не захочет позаботиться о них (подробнее об этом в разделе " Последствия нарушения привязанности в зрелом возрасте", ссылка слева).

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности (англ. reactive attachment disorder - RAD), перечисленных ниже:

Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласкку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.

Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию (см. п. 21).

Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

Склонен к членовредительству (" ауто-агрессия"), к " несчастным случаям".

Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

 

Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других (см. п. 14).

Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи (см. п. 11).

Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

Страдает недержанием мочи (энурез) и\или недержанием кала (энкопрез).

Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.

Плохо учится.

Постоянно задает бессмысленные вопросы и " трещит языком".

Болезненно преувеличивает собственную значимость.

Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности (см. п. 4). Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.

Требователен или " прилипчив", но только когда ему этого хочется.

Страдает нарушениями сна.

Гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.

Страдает задержкой или нарушениями речевого развития.

Часто становится объектом травли со стороны сверстников.

Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные " симптомы". Например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены.

После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка " просто любовью" приемные родители начинают сомневаться в своей педагогической состоятельности, что приводит к срывам на ребенка. А после срывов родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется.

Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.

В зависимости от личности человека и особенностей его детства, нарушение привязанности у взрослых может проявляться в двух основных формах:

1. Замкнутый тип

Такой человек переживает хронический подавленный гнев и чувство потери.

Другим людям он не доверяет, чрезмерно к ним критичен и порой даже враждебен, но при этом любую критику в свой адрес воспринимает " в штыки". С коллегами по работе сходится тяжело и, как правило, предпочитает работать в одиночку. Не склонен к сопереживанию, проявлению поддержки.

Самого себя видит либо не достойным любви окружающих, либо " слишком хорошим" для них. В отношениях с окружающими выбирает пассивно-ускользающий тип поведения, эмоциональной близости избегает и даже боится. Постоянные отношения воспринимает либо как угрозу собственной независимости (ценность которой принимает для него маниакальные оттенки), либо как бессмысленную трату сил и времени, либо как и то, и другое. Не склонен идеализировать любовные отношения. Чтобы исключить личную жизнь, может прибегать к " трудоголизму" как удобному предлогу.

2. Тревожно-cопротивляющийся тип

Склонен к навязчивой опеке, но при этом считает, что " им пользуются" и " его недооценивают".

Отношения являются для такого человека главным источником чувства защищенности. Быстро впадает в эмоциональную зависимость от партнера, полностью " растворяется" в нем и в отношениях. Отношения идеализирует, требует от партнера постоянного общения и доказывания искренности его чувств. Партнера считает желанным, но непредсказуемым (иногда доступным, иногда нет).

 

При этом отношения часто считает " неравными" и быстро их заканчивает. Очень чувствителен к отказу, отвержению. Не умеет управлять своим гневом, подвержен сильным эмоциям, ревнив. В отношениях с другими " собственник".

Считает, что людей в целом трудно понять. Не верит, что люди могут вести себя альтруистично. В глубине души считает себя недостойным любви. Склонен к самоубийству, перепадам настроения, анаклитической депрессии (депрессии, вызванной утратой эмоционально значимого человека).

 

Идеальной средой для формирования привязанности является семья. Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, в отстутствие " только своей" мамы или другого значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.

Если ребенок имел положительный опыт воспитания в родной семье, но неожиданно теряет мать или другого человека, выполнявшего ее роль, то последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую. Напротив, помещение ребенка в приют или детский дом с " обезличенным" типом воспитания только усиливает отрицательные последствия.

(Кстати, именно по этой причине с 1950х годов в странах Европы и США начал развиваться институт профессиональной замещающей семьи, который за несколько лет практически полностью вытеснил детские дома и приюты. Приемные семьи получают бесплатное психотерапевтическое и\или психиатрическое сопровождение, работает целая сеть реабилитационных центров и клиник для краткосрочного лечения особо " трудных" детей. Лишь некоторые из детей по медицинским показаниям находятся в таких центрах постоянно.)

Бывает и так, что у ребенка не появляется никакого опыта привязанностей, и это наиболее непростые для коррекции случаи. Например, если ребенок с самого рождения воспитывался в доме ребенка, где не оказалось ни одного взрослого, способного стать для него эмоционально близкой фигурой; или если отношения в родной семье были таковы, что вместо минимальной заботы и душевного тепла, ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или многодневное одиночество.

В таких (и даже более мягких) случаях нарушение привязанности невозможно преодолеть " просто любовью" в рамках даже самой заботливой и доброжелательной приемной семьи. Дело в том, что в отношении ребенка с нарушенной привязанностью не работают привычные методы воспитания, основанные на том, что обычный ребенок стремится нравится своим родителям, которому некомфортно, когда его родители сердятся на него. Но ребенку с нарушенной привязанностью они не подходят! Он не такой, как " домашние" дети: он не умеет сочувствовать, отдавать и получать любовь и нежность; он часто физически и эмоционально агрессивен по отношению к приемным родителям, новым братьям и сестрам, сверстникам; он постоянно нарушает установленные родителями правила и оспаривает их авторитет; ему свойственно и много других крайне неприятных в быту привычек (см. раздел " Симптомы нарушения привязанности у детей" слева).

 

Все это - наследие тяжелейшего опыта выживания в раннем детстве. Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач ребенка либо бьет его, либо невнятно говорит что-то в пьяном угаре? Как можно оставаться ласковым и слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших жестокий розыгрыш или травлю самого беззащитного участника " посиделок"? Но если во младенчестве все эти навыки помогли ребенку выжить физически, в эмоционально-душевном плане они превратили его в " маугли". И чем старше становится ребенок, тем больше они начинают тормозить его физическое и эмоциональное развитие, ведь когда все внимание уходит на постоянный контроль и борьбу с окружающими, не остается ни времени, ни сил на саморазвитие, на игру, на радость жизни.

Естественно, такое поведение создает в приемной семье атмосферу постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.

Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у их ребенка, но и владеть особыми методами " терапевтического воспитания".

Как вы помните из раздела " Как формируется привязанность", формирование привязанности у ребенка проходит два цикла - первого и второго года жизни. Когда нарушения цикла происходят уже на первом году жизни, ребенок теряет базу, необходимую для прохождения цикла второго года - и нормальное развитие такого ребенка " замораживается" на самых ранних этапах, свойственных младенчеству. Именно поэтому первоочередной задачей новых родителей становится переживание вместе с ребенком " пропущенных" этапов развития. Это позволяет ребенку сформировать привязанность к новым родителям " с чистого листа".

Когда родительские ожидания приведены в соответствие с реальными способностями и уровнем развития ребенка, родители смогут соединить нежную заботу о ребенке с жесткой внешней структурой. Только так можно научить ребенка доверять своим новым родителям и заставить его " отпустить контроль", высвобождая силы для более полезных, веселых и конструктивных занятий.

Основные принципы " терапевтического воспитания":

Главное правило " терапевтического воспитания" для родителей - сначала позаботьтесь о себе!

Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

 

Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте " естественные последствия". Но когда такие последствия " наступают", проявите сочувствие к вашему ребенку.

Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

Будьте последовательны.

Избегайте споров с ребенком о том, " кто главнее".

Трезво оцените возможности вашего ребенка и давайте ему права и обязанности в том объеме, с каким он сможет справиться.

Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка. И лучше всего о том, как это сделать, расскажут специальные книги о нарушении привязанности - ссылка слева, особенно первые три из них.

 

* по материалам сайтов https://www.usynovite.ru,

https://www.attachmentdisorder.net,

https://www.attachmenttherapy.com.

 

В книге - работы основоположников теории привязанности Джона Боулби, Мэри Эйнсворт и Терезы Бенедек, раскрывающие проблемы ранних отношений матери и ребенка. Авторы сочетают глубинно-психологический и этологический подходы, это интересно для современных исследований в рамках эмпирического психоанализа. Книга адресована психологам, педиатрам, педагогам и всех интересующимся проблемами развития ребенка в раннем детстве.

Дж.Боулби (Bowlby) 1, основоположник «Теории привязанностей», его последователь Эйнсворт (Ainsworth) 2 и другие (Cassidy, Crittenden 3, Durkin, Goldfarb, Fahlberg 4, Jacobsen, Kennel, Klaus, Main, Rutter, Schaffer, De Shateau, Spitz, а также Авдеева, Бардышевская, Лебединский, Лангмайер, Максименко, Матейчик, Мещерякова, Мухамедрахимов, Хаймовская 5) доказали важность привязанностей и интерперсональных отношений между ребенком и родителями (лицами, их заменяющими), важность формирования союза ребенка и взрослого, обеспечения стабильности (длительности) отношений и качества коммуникации между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка и развития его идентичности. Введенный Боулби термин «привязанность» для установления качества этого союза, связи ребенка и взрослого — многогранен. Как формируется привязанность и как она функционирует — все еще является не до конца понятой проблемой. Однако, как сформулировала Вера Фалберг (Fahlberg – 4) «привязанность и утрата — находятся в сердце всей работы по защите прав детей». Привязанность существует и в мире животных, где она дает возможность для физического выживания и обеспечения безопасности особей. В мире людей она обеспечивает не только удовлетворение базовых потребностей развития. Межличностные отношения являются основой социализации и интеллектуального развития, они связывают человека (ребенка) с другими людьми и тем самым позволяют выделить себя и развить личность и сформировать идентичность. Привязанность делает нас людьми — сыновьями и дочерями, отцами и матерями, братьями и сестрами, женами и мужьями.

 

Привязанность в общей форме можно определить как «близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости» (Фалберг). Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

 

Теория привязанностей имеет корни в психоанализе З.Фрейда и теории стадийного развития Э. Эриксона, теории вторичного подкрепления и социального научения Долларда и Миллера. Однако самое сильное влияние имеет этологический подход Лоренца и Деркина (Durkin,), распространившего идеи Лоренца об импринтинге на человека. Дж. Боулби развил эти идеи и выявил повышенную значимость для психического развития ребенка установления продолжительных теплых эмоциональных взаимоотношений с матерью (Bowlby). Результаты наблюдений и клинические данные показали, что отсутствие или разрыв подобных взаимоотношений приводят к серьезному дистрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитием и поведением ребенка. Боулби был первым исследователем, который связал развитие привязанности с адаптацией и выживанием ребенка.

 

В рамках этологии в качестве механизмов привязанности рассматриваются гормональные изменения в послеродовом периоде у матери (Durkin, Klaus, Kennel), что обуславливает наличие сензитивного периода ранней привязанности между ребенком и матерью, влияющего на дальнейшие отношения в диаде. Для описания этих отношений был введен термин бондинг (bonding). Эти исследования подтвердились де Шато (De Shateau). Последующие работы рассматривали влияние на формирование привязанностей не только удовлетворения матерью базовых потребностей ребенка, но и высших потребностей, таких, как формирование определенных взаимоотношений, результатом которых и становится привязанность (Bowlby, Crittenden - Ainsworth, Мещерякова). Было показано, что наиболее важным для формирования привязанности ребенка и взрослого является способность взрослого воспринимать любые сигналы ребенка и отзываться на них. Ребенок привязывается к тем, кто быстро и позитивно реагирует на его активность и инициативу, а также вступает в общение, отвечающее когнитивным способностям и настроению ребенка. Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности, являются нежное, бережное обращение взрослого, эмпатия, поддержка, подбадривание. Родители, к которым ребенок привязан, дают указания мягко, доброжелательно, подчеркивают успехи, достижения ребенка (Мещерякова, Ainsworth).

 

Первичная привязанность является устойчивой (Main, Jaconbsen) и проявляется у взрослых в их последующей жизни как преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов в выборе партнера, в самовосприятии и последующей самооценке, в отношении к работе, в развитии депрессии или в трудностях их межличностных отношений и т.д. Однако было выявлено, что качество привязанностей может меняться при изменении качества взаимоотношений с близкими людьми и что один и тот же человек может иметь множественные паттерны привязанности (Durkin, Rutter).

 

В случае если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим (Fahlberg).

 

Семья является средой, в которой формируется привязанность, вне семьи установление привязанностей затруднено. Что дает семья ребенку? Базовый уход, предоставляемый теми взрослыми, к которым ребенок привязан, ежедневный и постоянный контакт с этими взрослыми. Отношения с этими людьми могут меняться в течение жизни, но они остаются на всю жизнь. И не смотря на то, что их число не велико, именно они обеспечивают ощущение защищенности и безопасности, являются источником для развития, дают опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Привязанность предполагает взаимность, однако это не всегда так. Первичные привязанности, формируемые в первый год жизни, закладывают основу для дальнейшего развития ребенка и самой привязанности.

 

Формирование привязанностей у детей, разлученных с семьей.

Нарушения привязанности могут возникнуть при нарушении семейного функционирования, дисфункции члена семьи, при различных травмирующих ситуациях.

Эйнсворт (Ainsworth, Blehar и др) выделил 4 типа привязанностей у младенцев: Тип А – небезопасная привязанность избегающего типа, Тип B – надежная безопасная привязанность, Тип C – привязанность тревожно – сопротивляющегося типа, Тип D – небезопасная привязанность дезорганизованного типа.

 

При утрате объекта привязанности (семьи как среды ее формирующей) у ребенка возникает разрыв и нарушение привязанности. Типы нарушенной привязанности, соотнесенные с классификацией Мэри Эйнсворт:

Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.

Дезорганизованная — эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

В рамках клинической психиатрии раннего возраста в настоящее время выделяются критерии расстройства привязанностей (МКБ-10). Возникновение расстройства привязанности возможно с 8-ми месячного возраста. К патологии относят двойственный тип привязанности – небезопасную привязанность тревожно – сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно – патологическая. Выделяют 2 вида расстройств привязанностей – реактивное (избегающий тип) и расторможенное (негативный, невротический тип). Эти искажения привязанностей приводят к социально – личностным расстройствам, затрудняют школьную адаптацию, межличностные отношения, установление эмоциональных связей в своей семье. Различные исследователи показывали негативное влияние как краткосрочной, так и долгосрочной разлуки с матерью на дальнейшее развитие ребенка (Анна Фрейд, Rutter, Fahlberg, Bowlby и другие). При адекватной быстрой замене матери другим близким человеком (другой фигурой привязанности) последствия могут быть сглажены, в то время, как помещение в приют и последующая депривация могут усилить негативные последствия для ребенка и повлиять на дальнейшее психическое развитие (Goldfarb, Dunn, Spitz). Раттер показал, что разлука с матерью хоть и является фактором риска, но не определяет полностью перспективы социально–личностного развития. Преодоление нарушений привязанности, в особенности, у детей, никогда не имевших опыта привязанностей, не происходит просто само по себе путем помещения ребенка в новую семью (Durkin, Frieberg). Эти данные легли в основу идеи замещающего родительстваи обязательного дальнейшего сопровождения семьи какосновы для адаптации. Вера Фалберг выделяет 3 способа «пробуждения» и формирования привязанности у детей, утративших или не имевших привязанность: цикл «возбуждение — релаксация» (потребность — выражение протеста — удовлетворение потребности — успокоение — новая потребность — и т.д.), «цикл позитивного взаимодействия» (родитель инициирует стимулирующее взаимодействие с ребенком — ребенок откликается положительно — и т.д.) и «цикл активного поиска помощи извне» (родитель обращается в различные организации, где он может получить помощь в лечении, обучении, в совместной игре, досуге и т.п.). Первый цикл инициируется самим ребенком, который заявляет о своих потребностях, второй требует инициативы как ребенка, так и взрослого. Последний способ объединяет ребенка и взрослых в процессе их общего взаимодействия с окружением. В любом случае от замещающего родителя требуется постоянно проявляемая и безусловная «настойчивость» в попытках установить эмоциональный контакт с ребенком и его сохранять, не только «ухаживать» за ребенком, но и поддерживать его, проявлять эмпатию при проявлении ребенком своих чувств, физически успокаивать. Готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть — являются определяющими для достижения успеха в формировании привязанности ребенка к новой семье. Включение ребенка в новую семью означает вовлечение его в ее ритуалы и обычаи, которые могут отличаться от его собственных. Качество отношений с другими членами семьи и их готовность принять ребенка и эмоциональная открытость также являются необходимым фактором формирования привязанности. Но самым важным фактором является интеграция привязанностей — прежних и вновь возникающих, простройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям. Семья с такой проблемой может не справиться и требуется организованная помощь специалистов службы.

Таким образом, условием адаптации и социализации будет являться помещение ребенка в новую семью и организация воспитательного пространства, позволяющего в процессе взаимодействия и взаимопринятия ребенка и семьи компенсировать негативные последствия травм, сформировать новую привязанность и создать условия для успешного развития ребенка.

Для того, чтобы преодолеть негативные последствия разрыва с родителями, ребенку необходимы определенность и чувство безопасности, физическая забота, утешение. Базисное чувство безопасности, определяемое качеством привязанности, определяет степень адаптации ребенка и влияет на уровень общего психического развития (Бардышевская, Максименко). Потребность ребенка в безопасности является базовой. Удовлетворение или фрустрация этой потребности зависит от стратегии воспитания, которую выбирает новая мать. Тревожный, не чувствующий безопасность ребенок, пытается удовлетворить потребность в безопасности путем выбора определенной стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация потребностей ребенка. Особенности поведения замещающего взрослого во время общения с ребенком обуславливают качество формирующегося у него типа привязанностей, а сформированная привязанность способствует интенсивному и разностороннему психическому развитию (Андреева, Хаймовская, Максименко). Новым родителям нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Им необходимо внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Необходимо сохранять памятные вещи и помогать в налаживании жизни и учебы. Родители детей с ненадежной привязанностью демонстрируют чрезмерное вмешательство в действия ребенка (нарушение границ), не учитывают его собственных желаний и потребностей и не отвечают на его запросы (Grossman). Нарушенное материнское отношение, неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность – неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение – повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Материнское отношение должно соответствовать потребностям развития ребенка. Э.Фромм обозначил как «гетерономное воздействие» отношение матери, противоречащее естественному росту ребенка, при котором свободное, спонтанное выражение желаний и потребностей ребенка подвергается различным ограничениям, что вызывает различные психические патологии. Э.Фромм исследовал и различие влияний привязанности ребенка к матери и к отцу на разных стадиях развития ребенка. Им показано, что по мере взросления привязанность к матери теряет значимость и после 6-и лет актуализируется потребность ребенка в отцовской любви и руководстве. «Развитие от привязанностей, концентрирующихся вокруг матери, к привязанностям, концентрирующимся вокруг отца, и их постепенное соединение образуют основу духовного здоровья и позволяют достичь зрелости. Отклонения от нормального пути этого развития составляют причину различных нарушений».

 

Таким образом, сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему (Ainsworth, Мухамедрахимов). Это в полной мере относится и к замещающим родителям. Замещающая семья должна обладать опытом воспитания такого ребенка, понимать закономерности развития ребенка и последствия утраты привязанности к кровным родителям, влияние их собственного отношения к ребенку на его развитие, т.е. быть достаточно подготовленной, в дальнейшем такой семье будет нужна помощь специалистов. Встает задача создания института профессиональных домашних воспитателей и системы последующего педагогического сопровождения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Alpha cүзгісі | Г л о с с а р и й




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.