Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неценовые факторы, воздействующие на совокупный спрос.






Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов, а именно:

- Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

· уровень благосостояния (W - wealth). Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос. Кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево

· уровень текущего дохода (Yd – disposal income). Рост уровня дохода ведет к росту

потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).

· ожидания (expectations). При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают

два вида ожиданий:

- ожидания изменения дохода в будущем (Yde - expected disposal income). Если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).

- ожидания изменения уровня цен (pe - expected inflation). Если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса

· налоги (Tx – taxes). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево.

· трансферты (Tr - transfers). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т.е. при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается

· уровень задолженности домохозяйств (D – debt). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево).

· ставка процента по потребительскому кредиту (R – interest rate). Чем выше ставка

процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы.

· количество потребителей (N – number of consumers). Очевидно, что этот фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом.

Итак, функция потребления имеет вид: С = С (Yd, W, Yd e, pe, Tx, Tr, D, R, N)

+ + + + - + - - +

Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

· ожидания (E - expectations). Ожидания инвесторов (фирм) связаны, прежде всего,

с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т.е. с тем, что Дж.М.Кейнса называл «предельной эффективностью капитала». Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор - «природное чутье», настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов, и инвестиционные расходы сокращаются.

· ставка процента (R – interest rate). Этот фактор также является важным при принятии

инвестиционных решений. Чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы, и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево. И наоборот.

Влияние ставки процента, как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, который является ценовым фактором, обусловливающим величину совокупного спроса и движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента является любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или изменение спроса на деньги, но не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента является изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора).

· величина дохода (Y - yield). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями.

· налоги (Tx – taxes). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является

внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиции. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево.

· трансферты (Tr – transfers). Трансферты фирмам, выступающие в виде субсидий,

субвенций и льготного налогового кредита, стимулируют инвестиционный спрос.

· технологии (t - technological progress). Появление новых более производительных

технологий ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо.

· избыточные производственные мощности (N excess). Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно.

· величина запаса капитала фирм0). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос.

Инвестиционная функция имеет вид: I = I (E, R, Y, Tx, Tr, t, N excess, К0)

+ - + - + + - -

- Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг:

Величина государственных закупок товаров и услуг, как уже отмечалось, является экзогенной переменной и определяется государственными законодательными органами (Государственной думой, Парламентом, Конгрессом и т.п.) при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, т.е. выступает параметром управления.

G =

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение– сокращает.

- Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

· величина валового национального продукта и национального дохода в других странах (Y world). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос.

· величина валового национального продукта и национального дохода в данной стране (Ydomestic). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая AD сдвигается влево.

· обменный курс национальной денежной единицы (e – exchange rate). Обменный курс –это цена национальной денежной единицы в денежных единицах другой (или других) страны, т.е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (например, 1 фунт стерлингов = 2 евро). Рост обменного курса (в нашем случае, 1 фунт стерлингов = 3 евро) означает, что немцам необходимо теперь поменять большее количество марок, чтобы получить то же количество фунтов и купить то же количество английских товаров, как раньше, поэтому английские товары станут относительно более дорогими для Германии, и величина экспорта Великобритании сократится. При этом немецкие товары станут для англичан относительно более дешевыми, поскольку англичанам потребуется поменять меньшее количество фунтов для покупки того же, как прежде, количества немецких товаров. Импорт Великобритании возрастет, и, следовательно, ее чистый экспорт сократится, что обусловит сокращение совокупного спроса. Таким образом, рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает чистый экспорт и ведет к уменьшению совокупного спроса.

Изменение чистого экспорта в результате изменения обменного курса, как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (т.е. изменения уровня цен), что изменяет величину совокупного спроса и обусловливает движение вдоль кривой AD.

Функция чистого экспорта имеет вид: Хn = Xn (Y world, Y domestic, e)

Неценовые факторы, также оказывающие влияние на совокупный спрос и объясняющие сдвиги кривой АД, являются денежными факторами

Дело в том, что кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера – в честь известного американского экономиста Ирвинга Фишера, который предложил математическую формулу для вывода, следовавшего из количественной теории денег, появившейся еще в ХVIII веке и развиваемой в работах Юма, а позже Рикардо, Сэя, Маршалла и т.д.):

MV=PY

где M – масса (количество) денег в обращении,

V – скорость обращения денег (величина, которая показывает то количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица или то количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица),

P – уровень цен в экономике (дефлятор ВВП),

Y – реальный ВВП.

Из этого уравнения мы получаем обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен:

Y= (MV)/Р

Это означает, что ценовые факторы (изменение уровня цен) влияют на величину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD.

Из этого же уравнения мы получаем два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос и сдвигает кривую AD:

1. величина массы денег в обращении. Если в экономике увеличивается предложение денег, то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расходы. Рост совокупных расходов приводит к росту совокупного спроса и сдвигает кривую AD вправо. Кроме того, рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег, т.е. цену кредита), а чем ниже ставка процента, тем, как мы уже отметили, больше и потребительские, и инвестиционные расходы, поэтому тем больше совокупный спрос. И наоборот, сокращение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево. Регулирование денежной массы осуществляет Центральный банк страны. Именно это лежит в основе монетарной политики, с помощью которой государство может проводить стабилизационную политику, воздействуя на совокупный спрос.

2. скорость обращения денег. Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.