Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект лекции






Тема 11. «Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS».

 

В результате освоения данной темы студент должен:

· усвоить понятие «макроэкономическое равновесие»;

· понимать экономический смысл терминов «совокупный спрос», «совокупное предложение», уметь изображать их графически;

· знать ценовые и неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение,

· уметь проводить экономический анализ на основе макроэкономической модели

«AD – AS».

 

 

Конспект лекции

1. Общее и частичное экономическое равновесие.

2. Совокупный спрос и его компоненты. Факторы, воздействующие на совокупный спрос.

3. Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.

4. Особенности вида кривой совокупного предложения. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде.

5. Равновесие в модели “совокупный спрос – совокупный предложение”. Последствия изменения AD-AS в краткосрочном и долгосрочном периоде.

6. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

 

Вопрос 1. Общее и частичное равновесие

Равновесие – универсальное понятие, используемое почти во всех точных и естественных науках. Его применяют при анализе сложных систем, в рамках которых отдельные части взаимосвязаны и взаимодействуют. Экономика - такая сложная система, состоящая из множества разнообразных элементов, находящихся между собой во взаимозависимости и взаимодействии, что предполагает наличие определенной согласованности между ними.

Достижение макроэкономического равновесия возможно в том случае, когда устанавливается пропорциональность и сбалансированность между взаимосвязанными экономическими процессами. Соответствие должно достигаться между следующими параметрами экономических систем:

· производством и потреблением;

· совокупным спросом и совокупным предложением;

· товарной массой и ее денежным эквивалентом;

· сбережениями и инвестициями;

· рынками труда, капитала, потребительских благ и пр.

Достижение соответствия между перечисленными взаимосвязанными параметрами экономической системы будет означать установление так называемых общих пропорций в экономике. Нарушение общих пропорций будет проявляться в таких явлениях, как инфляция, безработица, спад производства, уменьшение объема национального продукта и снижение реальных доходов населения.

К частичным пропорциям относится соответствие элементов в рамках функциональных и организационных компонентов экономической системы. Частичное равновесие рассматривается при анализе спроса и предложения на отдельных рынках товаров и услуг и на рынках факторов производства.

Рассогласование или неравновесие в масштабах всей хозяйственной системы может быть вызвано как обособленностью отдельных ее сфер, порождаемой процессом общественного разделения труда, специализацией и кооперированием, так и динамизмом развития. Ситуация в экономике постоянно изменяется под воздействием множества факторов: технического прогресса, условий производства, спроса и др. Неизбежно постоянное нарушение макроэкономического равновесия. Это типичная экономическая ситуация. Анализ динамических процессов, которые можно охарактеризовать как состояние «равновесие – неравновесие», возможен только на основе представлений о параметрах того состояния, которое принято называть общим экономическим равновесием (ОЭР). Проблема ОЭР относится к числу центральных проблем экономической теории, во многом определяющих ее философскую базу.

Истоком теории ОЭР можно считать идею А. Смита о «невидимой руке», когда свободное взаимодействие индивидумов, их стремление к собственной выгоде ведет не к хаосу, а к «естественному порядку», способствует достижению интересов общества. Это и есть условия достижения общего экономического равновесия. Среди тех, кто внес весомый вклад в развитие теории ОЭР (до Д.М. Кейнса) можно назвать:

Ф. Кенэ, разработавшего схему простого воспроизводства на примере Франции XVII в. В труде «Экономическая таблица» он показал, как продукт и доход создаются и циркулирую между крестьянами, землевладельцами, купцами и ремесленниками;

Ж.Б. – Сэя, исследовавшего «национального счета страны» и доказывавшего в «Трактате о политической экономии», что совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравновешиваются;

К. Маркса, создавшего схемы простого и расширенного капиталистического воспроизводства, исследовавшего проблему кругооборота капитала;

Основателем теории общего экономического равновесия считают швейцарского экономиста Леона Вальраса, которому удалось показать через систему уравнений, как связаны между собой различные рынки в рамках национальной экономики, и математически доказать принципиальную возможность общего равновесия.

Основной (базовой) макроэкономической моделью является модель “совокупного спроса - совокупного предложения”. Данная модель позволяет:

1) выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен;

2) объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике;

3) показать причины и последствия этих изменений;

4) описать различные варианты экономической политики государства

 

Вопрос 2. Совокупный спрос и его компоненты. Факторы, воздействующие на совокупный спрос.

Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляетсобой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги.

Компонентами совокупного спроса выступают:

· спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос – С (consumption demand);

· спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос – I (investment demand);

· спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг – G (government spending);

· спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт – Xn (demand for net export).

Поэтому формула совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Эта формула похожа на формулу подсчета ВВП по расходам.

Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т.е. величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен.

Величина совокупного спроса представляетсобойто количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен.

Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

Рис.1 Кривая совокупного На графике по оси абсцисс откладывается реальный ВВП

Р спроса (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных

Р1 А единицах (в долларах, марках, рублях и т.п.), т.е. это

стоимостной показатель, а по оси ординат – общий уровень -

Р2 В цен (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных

AD величинах. При более высоком уровне цен (Р1) величина

совокупного спроса (Y1) будет меньше (т.А), чем при бо-

лее низком уровне цен (Р2), которому соответствует вели-

Y1 Y2 Y чина совокупного спроса(Y2) (т.В).

Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это связано с тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые - остаются без изменения.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса поэтому также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

· эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов) или эффектом Пигу (в честь известного английского экономиста, коллеги Дж.М.Кейнса по Кэмбриджской школе, ученика и последователя Альфреда Маршалла профессора Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие «реальных денежных запасов»).

Под реальным богатством или реальными денежными запасами понимают отношение номинального богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р): реальные денежные запасы = М/Р

Рассмотрим деньги, которые вы храните в бумажнике (денежные финансовые активы) и на банковском счете (неденежными финансовыми активами, т.е. акции и облигации). Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег – величина переменная.

Þ Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, так как вы получаете возможность приобрести большее количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, то есть они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги.

Þ Когда цены на товары и услуги растут, ценность денег падает, т.е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Таким образом, при повышении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство уменьшается. Это чувство поощряет их к уменьшению расходов, то есть они предъявляют более низкий спрос на товары и услуги.

Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается (и наоборот).

Этот эффект может быть записан в виде следующей логической цепочки:

Р Ý à M/P ß à C ß à AD ß

· эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса. Он состоит в следующем: если уровень цен повышается, возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), т.е. ставка процента. А так как кредиты, в первую очередь, берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается

Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки:

Р Ý à MD Ý à R Ý à I ß à AD ß

Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы.

С одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса.

С другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.

· эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта) или эффектом Манделла-Флеминга. Он заключается в следующем:

если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

Запишем эту логическую цепочку:

Р Ý à Ех ß; Im Ý à Xn ß à AD ß

Во всех трех случаях зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон.

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.