Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 21.Экономическая и национальная безопасность регионов.






На современном этапе развития российской государственности ключевое значение приобретают региональные проблемы ее безопасности, связанные с реализацией идеи национального единства, блокированием контрреформистских и сепаратистских тенденций на местах, развитием интеграционных экономических процессов внутри страны и с ее стратегическими союзниками.

В этих условиях в сфере государственной региональной политики необходимо выделить приоритетные задачи, отвечающие интересам национальной безопасности России:

• укрепление территориальной целостности и государственного суверенитета России на основе принципов федерализма. Сохранение единого экономического пространства как основы формирования общероссийского рынка;

• реализация новой стратегии территориального развития производительных сил страны и размещения отраслевых производств путем поддержания оптимальных территориальных пропорций в развитии экономики, включая ее военно-экономический потенциал. Преодоление резких различий в социально-экономическом уровне субъектов Российской Федерации. Приоритетное развитие регионов, имеющих геополитическое и стратегическое значение;

• совершенствование федеративных отношений. Последовательная реформа федеративного устройства страны. Подчинение интересам федерализма социальной, этнической, бюджетно-налоговой политики;

• последовательное формирование паритетных экономических и бюджетно-финансовых взаимоотношений между региональными и федеральными органами исполнительной власти, исключающих возникновение конфликтных ситуаций.

Особое значение при этом должно быть обращено на стабилизацию социально-экономического положения регионов с высоким уровнем социальной и этнической напряженности. К ним, по нашему мнению, относятся:

депрессивные районы с очагами межэтнических конфликтов (Северный Кавказ) и резким спадом производства по продукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности (Центральный, Волго-Вятский и др. районы);

районы с особым геополитическим положением (Калининградская,
Псковская области, Краснодарский и Приморский края, Чукотский автономный округ, Курильские острова);

районы с кризисным состоянием угольной промышленности общегосударственного значения (Воркута, Кузбасс, Восточный Донбасс и др.), а также районы размещения крупных предприятий ВПК (Урал, Северо-Запад, Поволжье);

сельские территории, малые и средние города Нечерноземной зоны России;

• депрессивные районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включая районы проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Экономическая безопасность региона — это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Одновременно это степень, с одной стороны, интеграции региональной экономики с экономикой Федерации, а с другой — региональной независимости.

По нашему мнению, предметом деятельности власти в области экономической безопасности региона, в частности, являются:

выявление и мониторинг факторов, влияющих на устойчивое развитие территории в текущей ситуации и перспективе:

формирование экономической политики в русле общегосударственной стратегии экономической реформы:

недопущение дискриминации со стороны федеральных органов по отношению к территории:

паритетное участие в федеральных программах по развитию регионов, размещении государственных заказов и т.п.

Структура угроз экономической безопасности региона:

1 Внешнеполитические (территориальный сепаратизм, политические угрозы, политическое противостояние с центром).

2 Внутренние угрозы безопасности (угрозы в реальном секторе экономики, разрушение инвестиционно-инновационного комплекса, угрозы в социальной сфере, энергетические и продовольственные угрозы).

3 Внешнеэкономические угрозы (валютно-финансовые, экономические).

Особое беспокойство вызывает такой сильнодействующий фактор снижения уровня безопасности, как очаги социальной напряженности. К ним относятся: а) очаги межэтнической напряженности; б) регионы с опасной концентрацией населения, находящегося ниже уровня бедности; в) районы вынужденной миграции населения из стран ближнего зарубежья; г) регионы и города — потенциальные центры чрезмерно высокой безработицы.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, политическую стабильность, целостность общества и экономики, относятся:

• способность экономики функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства;

• границы критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране:

• госконтроль над стратегическими ресурсами;

• устойчивость финансовой системы; поддержание научного и инновационного потенциала;

• сохранение экономического единства в регионе;

• обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

В «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, среди важнейших мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, назван мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. К числу наиболее серьезных угроз отнесено возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. В соответствии с перечнем угроз экономической безопасности, содержащимся в названном выше Указе Президента, и требованиями, определенными в предыдущем разделе, были приняты социально-экономические показатели, характеризующие регион. Дадим весьма краткое обоснование этого перечня.

В связи с поставленной задачей — мониторинг и анализ социально-экономического положения регионов — возникает перечень показателей, который должен обеспечивать, с одной стороны, проведение максимально емкого и достоверного анализа, а с другой — возможность быстрого получения информации для их расчетов.

Согласно Указу Президента объектами экономической безопасности являются экономические отношения субъектов разного уровня, в том числе — регионального.

После ряда экспериментальных расчетов было принято решение об использовании семи основных показателей, отвечающих всем перечисленным требованиям:

•отношение средней заработной платы (с учетом выплат социального характера) к прожиточному минимуму в регионе,

• уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения),

• просроченная дебиторская задолженность на душу населения,

• просроченная кредиторская задолженность на душу населения,

• задолженность по заработной плате на душу населения,

• уровень безработицы,

• соотношение числа безработных с числом вакансий.

Набор приведенных выше показателей позволяет наиболее оперативно осуществлять сравнительный анализ экономического положения в регионах с точки зрения социально-экономической стабильности. Кроме того, как показала практика, сбор информации для их получения с периодичностью в месяц, обеспечивает возможность организации оперативного мониторинга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.