Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поводы, основания и порядок применения и отмены мер по обеспечению безопасности участников процесса и других лиц






 

Поводами к применению мер безопасности являются:

1) заявление участников уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности. Заявление о необходимости принятия мер безопасности может быть подано в письменной или устной форме (составляется протокол), которые к уголовному делу не приобщаются и незамедлительно направляются прокурору, у которого они хранятся по правилам секретного делопроизводства. Если заявление подано в суд, то оно хранится в суде по этим же правилам.

2) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности (в ходе разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, предварительного расследования и судебного разбирательства).

3) иная информация, которая стала известна органу, ведущему уголовный процесс, указывающая на наличие оснований для принятия мер безопасности (от органов, осуществляющих ОРД, должностных лиц государственных органов, учреждений, организаций, граждан).

Основаниями для применения мер безопасности являются наличие достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, защищающего свои или представляемые права и интересы, а также иного участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе.

Под достаточными данными для применения мер безопасности следует понимать совокупность сведений, свидетельствующих об угрозе участнику уголовного процесса, членам его семьи и близким, и прямо указывающих на необходимость их применения.

Угроза должна быть реальной, а не мнимой. На реальность угрозы могут указывать ее характер, способ и интенсивность ее выражения. Угроза может быть осуществлена в форме психического воздействия, насильственных действий и иных мер воздействия. Угроза может быть выражена в письменной или устной форме, в том числе по телефону.

Под другими противоправными действиями понимаются правонарушения, вытекающие из административных, гражданских, трудовых и иных правоотношений, в результате совершения которых участнику уголовного процесса, членам его семьи и близким может быть причинен вред.

Меры безопасности могут быть применены по любому уголовному делу независимо от категории и вида совершенного преступления, обстоятельств его совершения, на любой стадии уголовного процесса.

При наличии поводов и оснований для применения мер безопасности орган, ведущий уголовных процесс, в течение суток принимает решение о применении мер безопасности и выносит мотивированное постановление (определение), которое незамедлительно направляет для исполнения в орган внутренних дел или государственной безопасности по месту жительства, работы или учебы защищаемого лица. Если в поступившей информации отсутствуют основания для применения мер безопасности, то выносится постановление об отказе в применении этих мер.

В постановлении должны быть указаны поводы и основания применения мер безопасности, ссылки на УПК. При применении процессуальных мер безопасности указывается, какая мера применяется. При принятии решения о применении иных мер безопасности в постановлении указывается, что должна быть применена мера безопасности и в отношении кого. Конкретная мер безопасности не указывается, т.к. перечень необходимых мер защиты лица и его имущества устанавливает государственный орган, которому поручено осуществить эти меры безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 73 УПК в необходимых случаях о принятом решении уведомляется защищаемое лицо. Письменное уведомление защищаемому лицу не направляется, о принятом решении сообщается лично (т.к. материалы по обеспечению безопасности являются секретными).

Меры по обеспечению безопасности могут быть приняты в отношении:

- подозреваемых, обвиняемых,

- потерпевшего, частного обвинителя,

- гражданского истца, гражданского ответчика,

- законных представителей, представителей,

- свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, а также понятого в случае, когда он допрашивается в качестве свидетеля.

В соответствии со ст. 3, п.п. 1, 3 и 6 ст. 1 Закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» государственной защите подлежат:

1) судьи всех судов, народные заседатели;

2) должностные лица правоохранительных органов – это прокуроры, иные должностные лица прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, а также другие должностные лица, осуществляющие в пределах своей компетенции в соответствии с УПК досудебное производство, должностные лица оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять оперативно-розыскную деятельность, сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз, имеющие специальные звания, и лица гражданского персонала Государственного комитета судебных экспертиз из числа судебных экспертов, должностные лица исправительных учреждений, судебные исполнители, а также военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел, принимающие непосредственное участие в пресечении преступлений, совершаемых незаконными вооруженными формированиями и иными организованными группами и (или) их объединениями (преступными организациями);

3) должностные лица контролирующих (надзорных) органов;

3-1) сотрудники органа государственной охраны;

4) близкие – родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга) либо те же родственники супруга (супруги) судьи, должностного лица правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудника органа государственной охраны, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с судьей, должностным лицом правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудником органа государственной охраны, либо иные лица, которых они обоснованно признают своими близкими.

Получив постановление (определение) о принятии мер безопасности, государственный орган, которому поручено осуществление таких мер, незамедлительно устанавливает перечень необходимых для защиты лица или его имущества мер и приступает к их реализации. О принятых мерах в течение суток извещается орган, вынесший решение о реализации мер безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» орган, обеспечивающий безопасность, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении защищаемого лица и (или) его близких мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно. В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» применение и осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел. Т.о., порядок применения мер безопасности, предусмотренный УПК и Законом, несколько отличается.

Меры безопасности отменяются:

1) когда отпали основания их применения;

2) в случае нарушения защищаемым лицом условий осуществления этих мер;

Об отмене мер безопасности органом, ведущим уголовный процесс, выносится мотивированное постановление (определение), которое направляется органу, осуществляющему меры безопасности, для исполнения.

3) после вступления приговора (определения, постановления) в законную силу.

Отмена мер безопасности в этом случае производится по решению начальника органа внутренних дел или государственной безопасности по месту нахождения защищаемого лица с обязательным уведомлением органа, ведущего уголовный процесс и принявшего решение об их применении, и защищаемого лица.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основания для отвода судьи.

2. Назовите сроки разрешения отводов и самоотводов.

3. Дайте определение мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц.

4. Назовите процессуальные и иные меры безопасности.

5. Что является поводом и основанием применения мер безопасности?

6. Каков процессуальный порядок применения и отмены мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.