Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разногласия среди либертарианцев






У либертарианцев по отношению к концепции интеллектуальной собственности явно нет единства. Если профессор Эпштейн считает практически все ресурсы — материальные или нематериальные — собственностью, которая должна быть защищена исключительными правами, многие либертарианцы весьма настороженно относятся к экстраполяции прав собственности на материальные ресурсы в нематериальную сферу. Фридрих Хайек — вероятно, самый выдающийся теоретик-либертарианец XX века — высказывал серьезные сомнения относительно уравнивания нематериальных ресурсов с материальными: «Отличие [патентов и авторских прав] от других прав собственности заключается в следующем: если частное владение материальными товарами обеспечивает направление дефицитных средств в сферы, где их использование особенно важно, в случае с нематериальными товарами, такими, как литературные произведения и технические изобретения, возможности для их производства также ограничены, но как только они появляются, их можно копировать до бесконечности, и дефицит таких товаров может быть создан только законодательными методами, в целях создания стимула для “производства идей”. Однако отнюдь не очевидно, что такой принудительно созданный дефицит представляет собой самый эффективный способ стимулирования творчества».

Аналогичным образом, несколько теоретиков-либертарианцев считают фундаментальным обоснованием прав собственности не сам процесс создания, а дефицит. По их мнению, признание прав «собственнического типа» в сфере творчества препятствует свободе других пользоваться нематериальными ресурсами и самовыражению. Они опасаются, что права интеллектуальной собственности вредят процессу «творческого разрушения», движущему общество вперед.

Озабоченность в связи с подобной свободой возникла в 1980-х годах в сфере компьютерного программирования. До этого компьютерщики пользовались почти неограниченной свободой использования и адаптации программных продуктов. Однако рост конкуренции вынудил компьютерные фирмы к более жесткому контролю над использованием программного обеспечения. Эти ограничения побудили Ричарда Столлмена (Richard Stallman) из Лаборатории искусственного интеллекта при Массачусетском технологическом институте разработать техническую и правовую стратегию для восстановления свободы в сфере использования и адаптации программных продуктов. Его усилия легли в основу движения Open Source (открытый код) — системы совместной разработки и выпуска программного обеспечения невзирая на ограничения, наложенные собственниками на инновационный процесс. За последние десять лет появление целого легиона «киберлибертарианцев» поставило под сомнение права интеллектуальной собственности в киберпространстве.

Таким образом среди либертарианцев существуют глубокие разногласия в вопросе о том, при каких обстоятельствах можно считать оправданным признание прав интеллектуальной собственности и является ли оно оправданным в принципе. Таким образом, профессор Эпштейн не может утверждать, что в данном вопросе он выражает мнение либертарианцев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.