Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институциональная среда международной компании






Один из основоположников институционализма, выдающийся ученый Джон Коммонс, понятие «институт» определял, прежде всего, как коллективные действия по контролю, либерализации и расширению индивидуального действия. Поня­тие коллективного действия широко варьирует от неорганизованного обычая, или традиции, до множества организованных текущих отношений, таких как семья, корпорация, торговая ассоциация, профсоюз, система резервов, государство. Об­щим принципом для всех этих понятий выступает наличие большего или меньше­го контроля, либерализация и замена индивидуальных поступков коллективны­ми действиями.5

Итак, Дж. Коммонс относит к институтам очень широкий спектр понятий, начиная от обычаев и семьи, включая производственные корпорации, торговые объ­единения, тред-юнионы (профсоюзы), и заканчивая государством.

Единого общего подхода в формулировании понятия «института» у институционалистов не было ни начальной стадии формирования этого направления науки, ни в поздние периоды. Известный современный американский ученый лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт6 писал, что институты — это набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного управления, подчеркивая при этом, что формальные правила могут меняться государством, а неформальные ограничения, например обычаи, изменяются очень медленно. И формальные правила, и неформальные ограничения, в конечном счете формируются под воздействием субъективного мировосприятия людей, которое и определяет подробный и точный выбор формальных правил и развитие неформальных ограничений. Институты отличаются от организаций: институты - это правила игры, а организации — это группы индивидуумов, которых связывает общая целевая функция (например, к экономическим организациям относятся корпорации, профсоюзы, кооперативы и т. д.).

 

Мы видим, что Д. Норт значительно сужает понятие «институт» относительно формулировок Дж. Коммонса и вводит новый термин «организация». Некоторое разночтение в терминах у этих ученых принципиальных различий в содержание институциональной науки не вносит.

При системных исследованиях институциональной среды международного биз­неса большое значение приобретает взаимосвязанный анализ институтов и организаций, формальных правил и неформальных ограничений. Естественно, что при изучении институциональной среды международных компаний те или иные меж­дународные законы и нормы, те или иные традиции и обычаи могут иметь совер­шенно разное значение. Однако для успешной деятельности компании надо знать и то и другое: и законы, и обычаи, и те институты, которые оказывают прямое воздействие на деятельность данной компании, и те, которые это воздействие ока­зывают опосредованно. Следует помнить и о том, что институты не статичны, но динамично изменяются.

Д. Норт писал о том, что «институты задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия — будь то в политике, социальной сфере или эко­номике. Институциональные изменения определяют то, как общества развива­ются во времени, и, таким образом, являются ключом к пониманию исторических перемен».8 Вместе с тем, как отмечал Д. Норт, в силу особенностей исторического развития различных политических, экономических и социальных мотивов инсти­туты далеко не всегда создаются для того, чтобы быть социально эффективными; мы часто наблюдаем это в современном мире.

С учетом изложенных выше соображений рассмотрим институциональную среду международных компаний, работающих в разных странах и имеющих там свои дочерние предприятия, филиалы или представительства, ведущих междуна­родную торговлю и в силу этих причин обязанных знать международные инсти­туты, нормы и правила, а также культурно-институциональные особенности эко­номики и менеджмента стран своих партнеров.

На приведенном ниже рис. 4.1 и в комментариях к нему не ставится задача пол­ного перечня тех или иных институтов. Мы рассматриваем только примерный их список для того, чтобы понять и оценить суть проблемы.

Рассмотрим более подробно представленные на рисунке блоки важнейших ин­ститутов и организаций (табл. 4.1-4.6).

Первые три блока, представляющие политические, экономические и правовые институты, характеризуют так называемую формальную подсистему, представляющую совокупность законодательно зафиксированных правил, которым, безусловно, подчиняются организации и граждане. В нашем перечне приведена небольшая часть экономических институтов, активно функционирующих на международных и национальных рынках. Однако и его достаточно для того, чтобы оцени масштабы и значение институциональных структур.

Следующие три блока наряду с некоторым количеством формальных институтов (например, институт семейного права, опирающийся на соответствующие законы) включают большое количество неформальных норм взаимоотношений и правил поведения индивидуумов.

 

 

Рис. 4.1. Институциональная среда международной компании

Таблица 4.1. Политические институты

№ п/п Наименование института Комментарий
Международные
  Генеральная Ассамблея ООН Главная политическая международная организация, объединяющая абсолютное большинство стран мира
  Политические институты ООН, Совет.Безопасности Постоянно действующий важнейший общеполитический орган ООН
  Европейский союз и другие международные организации Важнейший общеполитический орган Западной Европы
  Декларации, законы, положения, Другие документы, издаваемые этими организациями  
    Национальные
  Формa государственного управления  
  Институт собственности Признание незыблемости частной собственности
  Институт демократии Признание реальных прав и свобод граждан
  Институт олигархии Власть в интересах ограниченной группы лиц
  Институт парламента  
  Институт многопартийности Характеризует уровень демократии
  Конституции государств Высшие законодательные политические документы государств
       

Таблица 4.2. Экономические институты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п Наименование института Комментарий
Международные
  Экономический социальный совет (ЭКОСОС) Деятельность перечисленных институтов реализуется в форме различных директивных или рекомендательных документов, обязательных для исполнения или постоянного руководства для всех стран, входящих в эти организации, союзы, соглашения
  Конференция по торговле ООН (ЮНКТАД)
  Организация ООН по промышленности (ЮНИДО)
  Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)
  Экономический и социальный комитет ЕС
  Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
  Американско-канадско-мексиканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
  Всемирная торговая организация (ВТО) и другие организации
  Экономические законы, нормы, правила, положения, обязательные для многих государств
  Транснациональные (ТНК) и многонациональные (МНК) компании, интернациональные компании, занимающиеся международным бизнесом, — международные сети, альянсы, кооперативы и пр.
Национальные
  Институт налогообложения Данные институты осуществ­ляют различные формы координации, управления, регулирования экономической и коммерческой деятельности на национальном уровне
  Институт ипотеки
  Институт банкротства
  Институт регулирования рыночных отношений
  Институт биржи
  Институт открытых акционерных обществ (корпораций)
  Комитеты по управлению государственным и муници­пальным имуществом
  Институты промышленных, торговых, сельскохозяйствен­ных, финансовых и иных организаций различных эконо­мических форм (кроме упомянутой выше корпорации)
  Различные ассоциации, союзы и формы интеграции этих институтов
  Институт национальной рыночной конкуренции

Большое значение в жизни международных компаний имеют общественные и профессиональные институты, содействующие эффективной деятельности раз­личных организаций и индивидуумов и защищающие соблюдение их интересов.

Современные ученые в области менеджмента все большее значение придают категории знания. Так, Э. Тоффлер полагает, что знание в перспективе составит основу власти, борьба за новые источники знаний станет основой борьбы за власть. Он утверждает, что «перемены происходят столь быстро, что вчерашние истины становятся сегодняшними заблуждениями».9

В новых условиях изменения, связанные с новыми знаниями, становятся ре­альностью практически для каждой организации. Для того чтобы выжить, следу­ет научиться управлять изменениями и задавать им правильное направление.

 

Таблица 4.3. Правовые институты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п. Наименование института Комментарии
Международные
  Международный суд ООН Международные суды рассмат­ривают широкий спектр вопро­сов, связанных с международ­ным публичным и частным правом, международно-право­выми нормами по борьбе с терроризмом, международным экологическим правом, другими правовыми нормами, определен­ными, например, международ­ными конвенциями
  Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж)
  Лондонский международный третейский суд
  Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк)
  Арбитражный институт стокгольмской торговой палаты
  Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) в Риме и другие суды и палаты
  Институты международного публичного и частного права
Национальные
  Институт уголовного права, сформулированный соответствующими кодексами уголовного права и уголовного процесса Данные институты обеспечивают единообразное толкование и соблюдение национальных законов и в случае их нарушений на территории данного государ­ства наказание виновных
  Институт гражданского права
  Институт трудового права
  Национальные суды и арбитражи различных инстанций

Таблица 4.4. Социокультурные институты

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п Название института Комментарий
  ЮНЕСКО и другие институты международной социокультурной деятельности Социкультурные институты имеют огром­ное значение в жизни каждого человека, в работе каждой национальной или меж­дународной организации независимо от того, являются ли социокультурные нор­мы и правила формальными, закреплен­ными законами, или этическими нормами и правилами, усвоенными обычаями и национальной традицией
  Национальные школы и колледжи начального и среднего образования
  Институт языка и институт языкознания
  Церковные институты
  Этические нормы (заповеди Христа)
  Институт семьи и семейное право
  Театры, музеи, библиотеки
В Различные общественные культурологические институты и общества
У Кодексы корпоративного поведения и корпора­тивной этики открытых акционерных обществ

Заключительный блок проблем, представленных на рисунке, посвящается ин­ститутам знаний.

институтов разных стран на предмет соответствия — только первый шаг на пути определения моделей и форм сотрудничества или отказа от них.

Анализ институциональной среды способствует выбору оптимальных форм моделей и методов международного сотрудничества.

Приведем два примера.

В начале перестройки советской экономики в Ленинграде с разрешения правительства на базе одного из старых обувных предприятий было создано совместное

 

 

Таблица 4.5. Общественные и профессиональные институты

 

 

 

 

№ п/п Наименование института Комментарий
  Международные профессиональные союзы Данные институты имеют большое социальное значение. Они нужны и обществу, и отдельным гражданам
  Национальные профсоюзы
  Международные и национальные фонды поддержки детства, старости, других социально незащищенных групп
  Национальные общественные торговые палаты, организации по защите прав потребителей и др.
  Общественные союзы архитекторов, художников, композиторов, писателей и людей других творческих профессий

Таблица 4.6. Институты, формулирующие системные и новые знания

 

 

 

 

 

 

№ п/п Название института Комментарий
  Международные научные фонды и международные институты, ассоциации и организации по борьбе с особо опасными болезнями, по решению особо сложных научных проблем, по развитию новых знаний Институты этого направления не только решают важные вопросы сегодняшней жизни, но и формируют условия для успешного существования компаний и общества в целом в будущем
  Фонды, стимулирующие развитие науки и новых знаний (фонд Нобеля, фонд Сороса, фонд Форда и др.)
  Национальные научные фонды, ассоциации, созданные для решения тех же задач
  Национальные академии наук, научно-исследовательские институты (НИИ) и научные лаборатории национальных академий
  Университеты мира, НИИ и лаборатории университетов
  ТНК и МНК, имеющие собственные научные подразделе­ния большой мощности ивысокого уровня в различных областях новых знаний, в том числе и по созданию прин­ципиально новых продуктов, лекарств, технологий, по расширению человеческих возможностей
  Венчурные компании, созданные для разработки и реали­зации принципиально новых знаний в области, например, высоких технологий, физики твердого тела, сверхпрово­димости и сверхтекучести, а также многих других направ­лений знаний

предприятие (СП) с широко известной немецкой обувной компанией.10 Вероят­но, это было первое СП с иностранной компанией в СССР. Советское государ­ственное предприятие было расположено в центре города в старых корпусах, мно­го лет нуждавшихся в капитальном ремонте. Технологическое оборудование его было физически и морально изношено и абсолютно устарело. Качество основного сырья (натуральной кожи) в силу низкого уровня животноводческой базы, кра­сителей и технологий кожевенной промышленности оставляло желать лучшего. Поэтому интерес к новым возможностям со стороны коллектива этого предприя­тия был искренним и серьезным. Немецкая компания видела свой интерес в воз­можностях огромного советского рынка, который испытывал острейший дефи­цит на самые простые товары широкого потребления.

В результате советская сторона предоставила здания, инженерные сети, квали­фицированные кадры всех уровней. Немецкая сторона предоставила инвестиции, необходимые для проведения капитального ремонта зданий, новое технологиче­ское оборудование и провела обучение и переподготовку кадров работающих, включая рабочих, специалистов и линейных менеджеров.

Результаты превзошли все ожидания. Спрос на продукцию этого предприятия был огромный. В Ленинграде были открыты четыре специализированных мага­зина этой компании. Обувь в них продавалась по специальным талонам, при этом стояли огромные очереди. СП и его участники процветали, но... до определенного момента.

Б России произошли радикальные политические перемены, наступила прива­тизация государственной собственности. В страну хлынул поток иностранных товаров, сначала очень дешевых, а затем — разных, включая и очень дорогие.

И описываемое нами СП конкуренции не выдержало. Почему?

Виноватыми оказались оба его организатора. Немецкая сторона, создавая со­вместное предприятие, поставила не новое, но работавшее на тот момент обору­дование немецких предприятий, проведя затем на них замену оборудования на новейшее за счет СП. Поставленное оборудование физически было в очень хоро­шем состоянии, но морально весьма устарело, ибо уровень его автоматизации не позволял перестраивать машины на производство новых моделей продукции.

В то же время российскому руководству компании немецкой стороной было предъявлено обвинение в систематическом обмане и утаивании значительной части прибыли от своего иностранного компаньона. Таким образом, нечестными партнерами оказались обе стороны: немецкая, которая за счет создания СП пере­оснастила свои заводы в Германии новейшим оборудованием и технологиями, и российская, которая за счет махинаций в первичном учете и схемах продаж ута­ивала значительную часть доходов этого совместного предприятия. Такое пове­дение партнеров с позиций долгосрочного стратегического сотрудничества не вы­держивало никакой критики — совместное предприятие было обречено.

Чуть позже, в самом начале приватизации, одно из крупнейших швейных пред­приятий Санкт - Петербурга по производству женской одежды, фабрика «Перво­майская заря», оказалось в крайне тяжелом положении." Из-за остановки мно­гих текстильных предприятий не стало традиционного сырья. Само предприятие выпускало немодную «советскую» продукцию, которая потеряла спрос на рынке.

Однако менеджмент предприятия не дрогнул. Он оказался и квалифицирован­ным, и инициативным, и честным. Преимущественно женский коллектив руко­водителей фабрики был хорошо профессионально образован, еще в годы начала перестройки прошел стажировку в Японии. Во главе коллектива стоял опытный и дальновидный руководитель Г. Г. Синцова. Все эти факторы способствовали успешному поиску достойного партнера, в результате чего было создано совмест­ное предприятие со шведской фирмой.

Поэтапно было проведено качественное технико-технологическое перевоору­жение большой фабрики, были проведены необходимые организационные пре­образования, а также диверсификация производства. Стали серьезно изучаться Тенденции моды и спроса разных слоев населения, был организован выпуск вза-

 

 

имодополняемых сезонных коллекций женской одежды, качественно изменена сырьевая база в пользу поставок современных модных тканей, расширена номен­клатура продукции. Была создана сеть фирменных магазинов женской одежды, открыто дочернее предприятие в г. Остров Псковской области.

Основой успеха СП стал высокий профессионализм организаторов проекта, их активная целенаправленная работа. Абсолютное доверие обеих сторон — органи­заторов совместного предприятия полностью подтверждено многолетней совме­стной практикой. Наконец, достигнутым результатам способствовали правильно разработанные и успешно реализованные стратегии развития компании.

При активной заинтересованности партнеров, необходимом соответствии меж­дународных и национальных институтов стран-участников круг вопросов страте­гического сотрудничества в любой форме сводится к традиционным проблемам инвестиций в инновации, финансирования и рыночной конкуренции.

При серьезном несоответствии ряда политических или экономических, право­вых или иных проблем как на международном, так и на национальном уровне дол­госрочные модели экономического сотрудничества представителей разных стран-участников чрезвычайно осложняются и поиск приемлемых решений и консенсуса требует больших ресурсных вложений. В таких случаях деловое партнерство час­то ограничивается краткосрочными моделями одноразовых контрактов. Возмо­жен отказ и от них.

Вместе с тем, несмотря на сложности, связанные с решением перечисленных проблем, глобальные рынки становятся все более доступными для все большего количества компаний-участников.

Различные формы интеграции и консолидации международного бизнеса стали реальностью не только для крупных и очень крупных компаний, но и для многих представителей среднего и малого бизнеса развитых стран мира. Эта тенденция неуклонно растет.

Последовательные усилия международного экономического сообщества по огра­ничению и ликвидации теневого бизнеса, коррупции, продаж контрафактной про­дукции и других незаконных действий, современный уровень и средства инфор­мации и телекоммуникаций, обострение конкуренции на национальных рынках, добрая воля большинства участников международного сотрудничества решитель­но способствуют международной интеграции и развитию глобальных рынков.

Перечисленные выше обстоятельства оказывают серьезное влияние на сбли­жение школ национального менеджмента разных стран мира.

К числу важных факторов, стимулирующих этот процесс, следует отнести:

1. Активное функционирование известных международных институтов, дирек­тивные документы которых в форме законов, подзаконных актов, правил и норм обязательны для исполнения практически всеми или многими странами мира. За­коны в области международного публичного права, международного торгового права, международного морского права и права международных перевозок, охраны окружающей среды, международного авторского права и другие не только обязы­вают к определенному поведению, выполнению обязательных процедур, соблю­дению определенных условий и пр., но и стимулируют разработку и принятие национальных законов, норм и правил, адекватных международным требовани-

 

 

ям и нормам. Заинтересованность разных стран в развитии и расширении между­народной торговли стимулирует также унификацию международного таможен­ного законодательства и сближение различных таможенных институтов.

2. Обучение широкого круга специалистов и менеджеров разных стран мира со­временным правилам и нормам международной экономической деятельности в це­лях успешного развития международной торговли и предпринимательства. Такое образование, получаемое в передовых университетах, коммерческих академиях и школах МВА, стимулирует единообразие методических подходов и решений многих сложных типичных и нетипичных задач международной экономической деятельности менеджерами разных стран.

3. Характерная для постиндустриальной эпохи общемировая тенденция к росту категории «знания», обеспечиваемая современными информационными сред­ствами и технологиями, ростом телекоммуникационных возможностей и услуг, присутствием широкого круга ведущих компаний высоких технологий на гло­бальных рынках. Эта постоянно реализуемая тенденция — база для сближения идеологий и традиций менеджмента разных стран мира.

4. Стремление правительств и других государственных структур разных стран, а также национального бизнеса к росту доходов и получению дополнительных благ в условиях активной интернациональной деятельности.

5. Общие международные сверхзадачи всех стран мира по борьбе с террориз­мом, наркотиками, бедностью, опасными для жизни болезнями, по охране окру­жающей среды.

6. Задачи государственного стимулирования роста рождаемости в странах, где эти показатели очень низки, что подтверждается общими проектами, например стран ЕС, в этой области.

7. Расширение международных культурных связей, развитие туризма и широ­кого международного общения, преодоление вредных последствий религиозных и этнических конфликтов, уродливых и преступных националистических движе­ний (фашизма, ваххабизма и др.), равно опасных как для международного сооб­щества, так и для народов конкретных стран.

Перечисленные выше факторы — не только потенциальная, но и реальная сила, оказывающая постоянное воздействие на современный международный менедж­мент.

Вместе с тем не следует забывать, что есть и серьезные факторы, препятствую­щие сближению различных национальных школ менеджмента некоторых госу­дарств. В их число входят:

* крайняя экономическая отсталость и закрытость ряда стран мира, живущих, по существу, в доиндустриальной эпохе;

* слабость рыночного законодательства и недостаточное соблюдение законов в странах переходного периода; активная коррупция и теневой бизнес, при­носящие огромный ущерб этим странам;

* низкий образовательный уровень, отсутствие профессиональных националь­ных кадров, способных работать в отраслях высоких технологий XXI в.;

* наличие в отдельных странах жестких тоталитарных политических режи­мов, исключающих активное и открытое международное сотрудничество.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.