Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс познания. Учитывая важность восприятия менеджером реальности, нет ничего удивитель­ного, что в поле зрения исследователей попали и особенности процесса познания






Учитывая важность восприятия менеджером реальности, нет ничего удивитель­ного, что в поле зрения исследователей попали и особенности процесса познания. Выше уже говорилось о влиянии культурных факторов на извлечение и обработ­ку информации о конкретной ситуации. Многие исследователи выделяют также роль парадигм в этом процессе.

Были выделены 2 типа парадигм — универсальная причинная и взаимной обуслов­ленности.10 Первый тип парадигм характерен для западной культуры, а второй — для восточной. Основные различия между ними обобщены в табл. 3.4.

Как наиболее важное для менеджмента отличие этих парадигм отмечается мень­шая дифференциация понятийного аппарата в восточных культурах и как след­ствие — большие проблемы при решении организационных вопросов, чем в запад-

 

Таблица 3.4. Характеристики парадигм универсальной причинности и взаимной обусловленности

Область Парадигмы с универсальной причинностью Парадигмы с взаимной обусловленностью
Наука Традиционная причинно-следственная модель Постшенноновская теория информации
Космология Предопределенный универсум Самогенерирующийся и самоорганизующийся универсум
Идеология Авторитарная Кооперативная
Философия Универсальная Сетевая
Этика Конкурентная Симбиотическая
Религия Монотеизм Политеистическая, гармоническая
Процесс принятия решения Диктаторский, правило большинства или консенсус Устранение давления на индивида
Логика Аксиоматическая, дедуктивная Дополняющая (комплементарная)
восприятие В абстрактных категориях Контекстное
Знание Вера в существование одной-единственной истины. Если людей проинформировать, то они согласятся Многозначная, необходимо изучать и принимать во внимания различные точки зрения
Анализ Один заранее заданный набор категорий используется во всех ситуациях Изменчивый набор категорий, зависящий от ситуации

ных странах." Такое положение связывается не только с культурной традицией, но и с господством малого бизнеса, в котором, как правило, специализация в управ­лении играет незначительную роль.

Фундаментальное значение для менеджмента имеет понимание такой катего­рии, как время.12 Для значительной части западных культур характерно монохро­ническое восприятие времени. Отсюда акцент на пунктуальности, составлении и выдерживании расписания, четкой координации производственных процессов, вообще повышенном внимании к управлению временем (time management). В во­сточных культурах линейное течение времени заменяется на спиралевидное, по­лихроническое. Следствием этого является меньшее значение планирования, бо­лее частое и более спонтанное переключение внимания с одного вопроса на другой, ведение нескольких дел одновременно. Также можно отметить, что такие воспри­ятие мира и поведение влекут за собой необходимость создания относительно бо­лее мелких организаций и введения централизованного контроля.

С. Ронен указал еще на один аспект, по которому различаются рассматриваемые типы парадигм.13 В странах, где господствует парадигма универсальной при­чинности, развита культура вины, в то время как парадигма взаимной обуслов­ленности соответствует культуре стыда. Культура стыда весьма распространена в восточных странах (например, она является основополагающей для детерми­нации поведения японцев). Она ориентирует индивида на групповое мнение, накладывает жесткие ограничения на межличностные отношения. В такой куль­туре оказываются более приемлемыми, чем в культуре вины, автократические методы управления. Западная, христианская культура вины отсылает индивида к совести (за которой, конечно, стоит недреманное око верховного божества), т. е. главное для индивида быть в ладу с самим собой. Отсюда вытекает, что в этих типах культур методы оказания влияния на подчиненных существенно расхо­дятся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.