Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение. Наблюдение – популярный инструмент практического психолога






 

Наблюдение – популярный инструмент практического психолога. В научной психологии наблюдение – сравнительно редкий гость, несмотря на свое главное достоинство – естественность и отсутствие трудностей, связанных с переносом полученных данных из лаборатории в реальные жизненные условия. Редкость применения метода наблюдения в исследованиях связана, прежде всего, со сложностью организации корректного с позиции науки наблюдения, о которых пойдет речь ниже.

Основная особенность наблюдения, отличающая его от других методов психологии – невмешательство психолога в изучаемые процессы для сохранения их естественности. Это обусловливает первую трудность наблюдения – значительные затраты времени, если поведение, которое необходимо наблюдать, не слишком часто встречается. Но главная проблема наблюдения – его субъективность. Основной «инструмент» наблюдателя – его глаза и уши (если к ним добавить аудио– и видеозапись, это облегчает наблюдение, но не меняет его суть), а человек всегда субъективен, даже если у него есть диплом психолога. Прилагаются немалые усилия для того, чтобы сделать наблюдение как можно более объективным: разрабатываются формализованные схемы наблюдения, проводится обучение наблюдателей для того, чтобы добиться единообразия оценок и др. Научное наблюдения (в отличие от житейского) должно отвечать следующим требованиям: целенаправленность, систематичность, планомерность, регистрация результатов, оперирование системой терминов, способствующих четкому обозначению наблюдаемого материала; все эти особенности способствуют увеличению объективности наблюдения как метода.

Существует несколько оснований классификации наблюдения.

 

1. В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду:

– включенное (наблюдатель лично участвует в наблюдаемой деятельности, другие люди считают его участником событий); стороннее (без непосредственного участия наблюдателя);

Стороннее наблюдение более объективно, но не всегда возможно.

 

2. По характеру взаимодействия с объектом:

– скрытое (люди не знают, что являются объектами наблюдения); открытое.

Скрытое наблюдение связано с проблемами этического плана и не всегда возможно; с другой стороны, открытое наблюдение меняет поведение людей и частично лишает наблюдаемые процессы естественности (впрочем, как участник нескольких тренингов, где велось открытое наблюдение, могу сказать, что о наблюдателях забываешь очень быстро). Кроме того, как правило, открытое наблюдение требует согласия наблюдаемых на его проведение.

 

3. По времени исследования:

– однократное;

– периодическое (осуществляется в течение определенного промежутка времени);

– лонгитюдное (осуществляемое в течение длительного времени, обычно несколько лет).

 

4. По характеру восприятия:

– сплошное (исследователь обращает внимание на все доступные для наблюдения особенности поведения);

– выборочное (исследователя интересуют определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций).

 

5. По характеру регистрации данных:

– констатирующее (исследователь фиксирует наличие или особенности поведения – определенные звуки, позы, жесты и пр.);

– оценивающее (особенности поведения оцениваются с помощью рейтинговых шкал), например, оценить внимательность ученика на уроке по шкале от 1 до 5; критерии оценки, как правило, разрабатываются заранее, наблюдатели обучаются оценке в соответствии с ними).

6. По степени стандартизированности процедуры:

– свободное, или нестандартизированное (нет четких правил и ограничений по тому, на что обращать внимание, как фиксировать результаты);

– структурированное, или стандартизированное (поведение фиксируется строго в соответствии с заранее разработанной программой, имеется четкая схема регистрации данных);

– полустандартизированное (промежуточный вариант между свободным и стандартизированным).

В практическом задании предлагается оценить информативность наблюдения, в частности, на основе характеристик невербального взаимодействия оценить особенности взаимоотношений в паре. Принято выделять следующие основные компоненты невербальной коммуникации:

– прикосновения (такесика); – контакт глаз;

– поза (выразительное положение тела); – жесты (движения рук); – мимика (выражение лица);

– особенности голоса и интонации (экстралингвистика); – взаимное расположение субъектов общения в пространстве (проксемика).

 

Наиболее информативной и хорошо изученной является мимика, особенно положение и движение губ и бровей.

Принято различать спонтанную (непроизвольную) экспрессию и произвольную, сознательно контролируемую, которая в большей степени соответствует принятым нормам выражения эмоций и выполняет коммуникативную функцию – доносит до партнера по общению информацию об эмоциональном состоянии.

 

Задание 2а. Невербальные проявления симпатии [1]

 

Объекты наблюдения. В качестве объекта для наблюдения следует выбрать две пары: одна с высокой степенью симпатии (друзья, близкие, влюбленные) и одна с низкой (малознакомые люди, деловые контакты, ссора и т. п.). Выбор пары и ее предварительная оценка как пары с высокой или низкой симпатией проводится на основе краткого предварительного наблюдения. Желательно, чтобы пары были как можно больше похожи друг на друга по полу и возрасту, например, однополые ровесники (примерно), разнополые ровесники, пара, где один партнер существенно старше другого и пр., а также, чтобы они наблюдались примерно в одинаковой ситуации (коммуникацию в транспорте и в ночном клубе сравнивать трудно). Возможные места для наблюдений: транспорт, кафе и ресторанные дворики, аудитории и другие помещения учебного заведения. Но допустимы и другие варианты, к примеру, ночной клуб, вечеринка в большой компании, занятие по бальным танцам, киносеанс.

 

Процедура. Проводится наблюдение за двумя парами по плану (см. подробнее следующий раздел); минимальное время наблюдения – 2–3 минуты, максимальное не ограничено.

 

Внимание! Помните об этике исследования. Выберите ситуацию, в которой наблюдение будет естественным и неназойливым. Оно не должно превращаться во вмешательство в личную жизнь незнакомых людей. Если вы столкнетесь с тем, что ваше наблюдение замечено, то улыбнитесь и завершите его (если материала недостаточно, выберите другой объект).

 

Записи о наблюдении (черновик отчетов) ведутся либо непосредственно во время наблюдения (если это можно проделать, не привлекая внимания окружающих) или сразу же после его окончания.

 

Оформление отчета о наблюдении. По результатам наблюдения каждой из двух пар составляется два отчета.

1. Свободный отчет описывает общую ситуацию взаимодействия. Он включает: описание наблюдаемых (пол, примерный возраст, особенности внешнего вида, показавшиеся существенными), ситуацию, в которой велось наблюдение, примерную продолжительность наблюдения, происходившие за период наблюдения события и изменения, другие особенности взаимодействия. Отчет не должен содержать интерпретаций поведения (например, «девушке определенно нравился молодой человек») и личного отношения учащегося к происходящему. В разделе «Анализ и обсуждение» следует привести собственные интерпретации и гипотезы относительно отношений между наблюдаемыми, их переживаний, содержания разговора и пр.

2. Полустандартизированный отчет включает наблюдение в соответствии с заранее (до начала наблюдения) подготовленной схемой, которая составляется студентом самостоятельно на основе нижеприведенного перечня фиксируемых признаков поведения. Перечень может быть дополнен как до начала наблюдения, так и по его результатам. Некоторые разделы заполняются раздельно для двух участников взаимодействия. При оформлении задания результаты полустандартизированного наблюдения по двум парам желательно свести в единую таблицу.

 

Основные фиксируемые признаки поведения (при отсутствии информации часть признаков может быть пропущена)

1. Визуальный контакт: примерная продолжительность, частота смены взгляда, наличие и частота ситуаций, когда один из партнеров «ищет» взгляда другого.

2. Прикосновения: наличие-отсутствие, характер, частота.

3. Поза: стоя, сидя, корпус расслаблен, напряжен, согнут и пр.

4. Ориентация тела (к партнеру, от партнера, в сторону), ее смена в процессе наблюдения.

5. Положение головы: наклонена вперед, к объекту, вбок, опущена, облокачивается на руки, прямое положение, втянута в плечи и пр.

6. Мимика, выражение лица. В зависимости от особенностей наблюдения фиксируется преобладающая эмоция (например, гнев, страх, радость, грусть, отвращение, удивление, презрение, интерес, внимание, сосредоточенность, досада, разочарование, спокойствие, озабоченность, смущение, безразличие) и/или отдельные особенности мимики:

– брови: положение горизонтальное, сдвинуты, приподняты, симметричны или нет и пр.;

– складки на лбу: отсутствуют, вертикальные, горизонтальные и пр.;

– нос: наморщен, раздувание ноздрей;

– глаза: обычного размера, сужены, расширены, веки опущены или нет, глаза закрыты или прикрыты, зрачок расширен, сужен и пр.;

– взгляд: прямой, «бегающий», уклоняющийся, сверху вниз, снизу вверх, направлен в глаза, на лицо, на тело собеседника, продолжительность взгляда;

– рот: открыт, широко открыт, углы приподняты или опущены, растянут, плотно сомкнут, облизывание губ и пр.

7. Положение рук: скрещены на груди, прижаты к груди, в карманах, опущены вдоль тела, заложены за спину, опираются на что-то, сжаты в кулаки.

8. Жесты: взмах руки, руки прикасаются к различным частям лица или потирают их, руки закрывают часть лица и др.

9. Примерное расстояние между общающимися.

10. Словесное взаимодействие: количество реплик, их соотношение у участников разговора, громкость, темп речи, особенности интонации, внесловесные звуки (смех, возгласы, покашливание и пр.).

 

При длительном наблюдении, когда поза, мимика и др. многократно меняются, таблицу можно заполнять для относительно небольшого фрагмента общения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.