Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет. Псалом 109 - наизусть.






Псало́ м Дави́ ду, 109.

1 Р ече́ Госпо́ дь Го́ сподеви моему́: седи́ одесну́ ю Мене́, до́ ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́ жие но́ г Твои́ х. 2Же́ зл си́ лы по́ слет ти́ Госпо́ дь от Сио́ на, и госпо́ дствуй посреде́ враго́ в Твои́ х. 3С Тобо́ ю на́ чало в де́ нь си́ лы Твоея́, во све́ тлостех святы́ х Твои́ х, из чре́ ва пре́ жде денни́ цы роди́ х Тя́. 4Кля́ тся Госпо́ дь и не раска́ ется: Ты́ иере́ й во ве́ к, по чи́ ну Мелхиседе́ кову. 5Госпо́ дь одесну́ ю Тебе́ сокруши́ л е́ сть в де́ нь гне́ ва Своего́ цари́. 6Су́ дит во язы́ цех, испо́ лнит паде́ ния, сокруши́ т главы́ на земли́ мно́ гих. 7От пото́ ка на пути́ пие́ т, сего́ ра́ ди вознесе́ т главу́.

Псалом можно разделить на следующие части. 1. Посаждение Царя в Сионе: 1-2; 2. О Вечном от рождения Царе и Священнике: 3-4;

3. Господь и Его слава: 5-7. В данном псалме содержится пророчество о седении Иисуса Христа одесную Отца, об Его предвечном рождении, вечном первосвященстве и победе над врагами. Псалом 109 - пророчески-мессианский. Все его содержание не может быть отнесено ни к какому историческому лицу, так как Лицо псалма здесь изображается обладающим Божественною природою и свойствами. Слова 1-го стиха Иисусом Христом прямо прилагаются к Себе (Мф. 22, 44; Мк. 12, 36); к Нему же относят их и новозаветные писатели (Деян. 2, 34; Евр. 5, 6; 1, 13). Ст. 1: " Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих". Бог сказал Богу: " седи одесную Мене". Сидеть " одесную" значит пользоваться не только одинаковым почетом, но и властью. " Дондеже положу враги" Здесь слово " дойдете" означает неопределенное время, или вернее бесконечное время: если один Господь дает другому Господу одинаковую с Собою власть в то время, когда она оспаривается врагами, то, естественно, она должна сохраняться и после поражения этих врагов. Ст. 2: " Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих". " Жезл силы" - символ власти над всеми врагами. Ст. 3: " С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих, из чрева прежде денницы родих Тя". " С Тобою начало" - точнее можно передать так: пред Тобою начало, власть, победа, которая откроется в тот день, когда Ты проявишь особенно Свою силу. Эта победа видимым своим выражением будет иметь " светлости" - сияние святых добродетелей. Победа должна принадлежать Господу: Он рожден из существа (" из чрева") Бога прежде появления света (" денницы"), т.е. прежде создания мира. В переводе с еврейского - " подобно росе рождение Твое". Смысл один и тот же: как роса содержит в себе все свойства влаги, из которой она произошла, так и Рожденный имеет в Себе природу Родившего. Выражение стиха указывает, что второй Господь есть истинный Бог по Своей природе, но Он - не отдельный и самостоятельный: Бог, но Сын Божий, Второе Лицо Единого Бога. Под днем силы можно разуметь момент последнего суда, когда все получат воздаяние по делам своим. Из последующих стихов видно, что эта победа и главенство Сына Божия даются Ему в Его человеческой природе. Ст. 4: " Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову". Господь даёт клятву, которую не отменяет, т.е. Господь дает неотменимое определение, постановление. Оно - в назначении Сына Божия " быть иереем во век, по чину Мелхиседекову", т.е. служение Сына Божия должно быть первосвященническим по образу Мелхиседека. Он был служителем истинного Бога, был царем Салима (впоследствии Иерусалима). Так и Сын Божий, исполнивший волю Единого Истинного Бога, есть царь Иерусалима Небесного, где под Его властью соберутся все верующие в Него. (Прообразовательное значение Мелхиседека апостол Павел выясняет в 7 главе Послания к Евреям). Ст. 5-6: " Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари. Судит во языцех, исполнит падение, сокрушит главы на земли многих". Под " днем гнева" разумеется всеобщий суд, когда все цари и народы увидят проявление власти Сына Божия, о чем говорят Евангелисты (Мф. 25; 13, 49-50; Лк. 8, 27-30). Ст. 7: " От потока на пути пиет, сего ради вознесет главу". " Путь" - деятельность; пить на пути от потока - подкрепляться в деятельности для достижения своего служения. Можно понимать и как указание на страдания Спасителя, потому что молился Отцу: " Аще возможно, да мимо идет чаша Моя", - разумея предстоящие страдания. " Сего ради вознесет главу", т.е. как естественное следствие подкрепления, когда силы прибывают и одерживается победа, или, при втором понимании (предуказания страданий) как противоположение: за то, что Он перенесет страдания, Господь " вознесет Его", даст Ему победу, возвысит Его над всеми народами и миром. То и другое понимание нашло точное осуществление в деятельности Мессии-Христа. Он неуклонно осуществлял Свое призвание, получая подкрепление от Отца (голос с неба, явление Моисея н Илии при Преображении, ангела в Гефсиманском саду), и за Свое уничиженное служение на земле и позорную смерть удостоен славы - сидения с Богом Отцом на престоле, распространения Его учения и впоследствии - суда над всем миром.

Билет. Псалом 1 - надписание, повод к надписанию, содержание.

Псало́ м Дави́ ду, не надпи́ сан у евре́ й, 1.

1 Б лаже́ н му́ ж, и́ же не и́ де на сове́ т нечести́ вых и на пути́ гре́ шных не ста́, и на седа́ лищи губи́ телей не се́ де, 2но в зако́ не Госпо́ дни во́ ля eго́, и в зако́ не Его́ поучи́ тся де́ нь и но́ щь. 3И бу́ дет я́ ко дре́ во насажде́ нно при́ исхо́ дищих во́ д, е́ же пло́ д сво́ й да́ ст во вре́ мя свое́, и ли́ ст eго́ не отпаде́ т; и вся́, ели́ ка а́ ще твори́ т, успе́ ет. 4Не та́ ко нечести́ вии, не та́ ко: но я́ ко пра́ х, eго́ же возмета́ ет ве́ тр от лица́ земли́. 5Сего́ ра́ ди не воскре́ снут нечести́ вии на су́ д, ниже́ гре́ шницы в сове́ т пра́ ведных. 6Я́ ко ве́ сть Госпо́ дь пу́ ть пра́ ведных, и пу́ ть нечести́ вых поги́ бнет.

В Библии еврейской, греческой и латинской этот псалом не надписан именем Давида. В русском издании Библии он надписывается именем Давида. Его можно разделить на части следующим образом: 1. Судьба праведника: 1-3; 2. Судьба грешника: 4-5;

3. Заключение-вывод: 6. Содержание псалма говорит о судьбе праведных и нечестивых. Ст. 1-2: " Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и нощи" Блаженным (счастливым) псалмопевец называет того, кто всегда следует закону Божию. " Имя же блаженного, - говорит Е. Зигабен, - есть плод совершенства в добродетели". Совет - желание. По Е. Зигабену, " корень действий, совершаемых телом, есть желание сердца, как и Господь говорит, что внутри находящееся оскверняет человека" (Мф. 15, 18). Нечестивыми у псалмопевца называются язычники, а грешниками, хотя и верующие, но ведущие жизнь беззаконную. Губителями названы те, которые не только сами грешат, но и других развращают. Далее псалмопевец ублажает не стоящих с грешниками во зле. Наконец, блажен не только тот, кто не участвовал ни в чем вышесказанном, но и согласовывал свою волю с законом Господним, желая только того и размышляя постоянно о том, что внушает закон, и согласно с этим располагал свою жизнь" (он же). Ст. 3: " И будет яко древо, насажденное при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет". В этом стиха говорится, что " ведущий себя, как насажденный при потоке Божественных слов и напояемый учением, их, зеленеет и возрастает и, подобно древу насажденному при источнике вод, приносит плод добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, т.е. (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели" (Е. Зигабен). Под плодом можно понимать " от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями - согревающую надежду спасения..." Божественные глаголы сравниваются также с водами: ибо они напояют и оживотворяют души, как воды растения. Ст. 4-6: Совсем в ином положении оказываются нечестивые. Их положение неустойчиво и непрочно. " Как налетевший ветер уносит пыль и рассеивает её, так и противодышущие демоны уносят нечестивых" (Е. Зигабен).

Билет. Псалом 14 - надписание, повод к надписанию, содержание.

В коне́ ц, псало́ м Дави́ ду, 14.

1 Г о́ споди, кто́ обита́ ет в жили́ щи Твое́ м́ Или́ кто́ всели́ тся во свя́ тую го́ ру Твою́ ́ 2Ходя́ й непоро́ чен и де́ лаяй пра́ вду, глаго́ ляй и́ стину в се́ рдце свое́ м. 3И́ же не ульсти́ язы́ ком свои́ м и не сотвори́ и́ скреннему своему́ зла́, и поноше́ ния не прия́ т на бли́ жния своя́. 4Уничиже́ н é сть пре́ д ни́ м лука́ внуяй, боя́ щыя же ся́ Го́ спода сла́ вит, клены́ йся и́ скреннему своему́ и не отмета́ яся. 5Сребра́ своего́ не даде́ в лихву́ и мзды́ на непови́ нных не прия́ т. Творя́ й сия́ не подви́ жится во ве́ к.

14 псалом написан Давидом по поводу перенесения Кивота Завета из дома Аведдарова во вновь устроенную скинию на Сионе. Во время нахождения Кивота в доме Аведдара Давид думал, что Господь не благоволит к нему. Когда же на дом Аведдара стали изливаться милости Господни, это наполнило сердце Давида такой радостью, что он в чувстве благоговейного ликования составил этот дивный гимн-обет. Ст. 1-2: " Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем". " При слове жилище Божие и гора святая, - говорит Е. Зигабен, - иудей тотчас обыкновенно переносился мыслию к храму иерусалимскому и к соседней с ним горе Сиону". А поскольку обитателем обычно называется тот, кто временно поселяется в том или ином жилище, а также поскольку наше тело является обиталищем души, то псалмопевец и спрашивает: " кто же именно, быстро пробежавши поприще настоящей жизни, поселится в небесных и вечных жилищах? " " Говорит же: " в Твоем жилищи" для того, чтобы показать, что это жилище создано Богом-Словом и назначено Им для обитания души" (Е. Зигабен). По словам святителя Афанасия, " жилище", " гора святая" - означают небесные селения. На поставленный вопрос псалмопевец дает ответ: небесное жилище предназначено человеку, проникнутому добродетелью и владеющему совершенствами, описываемыми в стихах со 2 по 5. " Под непорочным же должно разуметь человека, достигшего совершенства в созерцании, ибо чрез него ум наш возносится к небу. Под делающим же правду разумеется человек, достигший совершенства в нравственной деятельности; ибо делание составляет принадлежность того, кто действует, но не созерцанием занимается". Но поскольку жизнь праведника разнообразна в своих проявлениях, то псалмопевец назвал её обобщающе " правдою", ибо " правда проникает все добродетели". В последующих стихах псалма описывается в чем состоит правда. " Глаголяй истину в сердце своем", т.е. тот, кто сохраняет истину в своем сердце и исповедует её устами. Ст. 3: " Иже не ульсти языком своим", т.е. блажен тот, кто не льстит, а говорит истину, " кто содержит истину в себе и говорит её пред другими" (Е. Зигабен). " И не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя". " Все мы, - говорит Е. Зигабен, - искренние между собою, или по природе человеческой, или по единству веры, или по связи родства". Ближний же тот, кто и искренний. Поношение - это осмеяние.

Ст. 4: " Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит, кленыйся искреннему своему и не отметаяся". Здесь говорится, что тот будет обитать в небесных селениях, кто считает жалким нечестивого человека и, напротив, превозносит богобоязненных. Клятва - подтверждение истины. Ст. 5: " Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият", т.е. кто серебра своего не отдает в рост и не принимает незаконных даров. " Творяй сия не подвижится во век", т.к. он исполняет все сказанное и не поколеблется ни в настоящей жизни, ни в будущей, ибо выражение " во век" употреблено здесь вместо " никогда".

Билет. Псалом 90 - надписание, повод к надписанию, содержание.

Хвала́ пе́ сни Дави́ довы, не надпи́ сан у евре́ й, 90.

1 Ж ивы́ й в по́ мощи Вы́ шняго, в кро́ ве Бо́ га Небе́ снаго водвори́ тся. 2Рече́ т Го́ сподеви: засту́ пник мо́ й еси́ и прибе́ жище мое́, Бо́ г мо́ й, и упова́ ю на Него́.3Я́ ко То́ й изба́ вит тя́ от се́ ти ло́ вчи, и от словесе́ мяте́ жна, 4плещма́ Свои́ ма осени́ т тя́, и под криле́ Его́ наде́ ешися: ору́ жием обы́ дет тя́ и́ стина Его́. 5Не убои́ шися от стра́ ха нощна́ го, от стрелы́ летя́ щия во дни́, 6от ве́ щи во тьме́ преходя́ шия, от сря́ ща, и бе́ са полу́ деннаго. 7Паде́ т от стра́ ны твоея́ ты́ сяща, и тьма́ одесну́ ю тебе́, к тебе́ же не прибли́ жится, 8оба́ че очи́ ма твои́ ма смо́ триши, и воздая́ ние гре́ шников у́ зриши. 9Я́ ко Ты́, Го́ споди, упова́ ние мое́, Вы́ шняго положи́ л еси́ прибе́ жище Твое́. 10Не прии́ дет к тебе́ зло́, и ра́ на не прибли́ жится телеси́ твоему́ *, 11я́ ко А́ нгелом Свои́ м запове́ сть о тебе́, сохрани́ ти тя́ во все́ х путе́ х твои́ х. 12На рука́ х во́ змут тя́, да не когда́ преткне́ ши о ка́ мень но́ гу твою́, 13на а́ спида и васили́ ска насту́ пиши, и попере́ ши льва́ и зми́ я. 14Я́ ко на Мя́ упова́, и изба́ влю и́: покры́ ю и́, я́ ко позна́ и́ мя Мое́. 15Воззове́ т ко Мне́, и услы́ шу eго́: с ни́ м е́ смь в ско́ рби, изму́ eго́, и просла́ влю eго́, 16долгото́ ю дне́ й испо́ лню eго́, и явлю́ eму́ спасе́ ние Мое́.

Надписание: " Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей" следует понимать как указание, что данный псалом составлен в подражание хвалебным песням Давида; в еврейской же Библии он не имеет указания на имя автора. Псалом можно разделить на следующие части. 1. О человеке, живущем в страхе Божием: 1-2; 2. Назидание праведнику: 3-13;

3. Клятвенное Божие обещание: 14-16. В 1-4 стихах псалма изображается праведник, живущий в надежде на помощь Божию, сохраняющую его от всех видимых и невидимых врагов, которые чудесно гибнут вокруг праведника (ст. 7-8). Праведнику же Господь чудесно продлевает жизнь (ст. 16). По указанным чертам содержания данного псалма экзегеты видят здесь повод и время его написания. Дело в том, что эти черты вполне приложимы к благочестивому царю Езекии, который искал помощи только у Бога во время нападения Ассириян. Господь чудесно поразил тогда 185 тысяч войска врагов. Жизнь царя Езекии была продлена на 15 лет. Полагают, что псалом был написан во время царствования этого благочестивого царя, возможно, и самим Езекией. В псалме восхваляется праведник, живущий только верой и надеждой на Бога, в которых находится залог спасения. " В сем псалме излагается учение о том, - говорит Е. Зигабен, - что надежда имеет непреодолимую силу". 90-й псалом - заключительный псалом 6-го часа. Святая Церковь словами этого гимна обещает верующим, достойно присутствующим за совершением Божественной Литургии, такую же награду, какую получил благочестивый царь Езекия. Ст. 1: " Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится". - Живущий надеждой на Бога будет пользоваться Его кровом, защитой. Ст. 3: " Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна". - Господь избавит от всякой опасности, причиняемой хитростью, и от клеветы, возмущающей спокойствие. Ст. 4-8: Господь сохранит праведника, как наседка хранит своих детенышей под крыльями. Поскольку Бог истинен, то Он и будет охранять праведника, любящего истину, Своею истиною. " От страха нощнаго" - от скрытых нападений; " от стрелы летящия во дни" - от нападений явных; " от вещи во тьме преходящия" - от действий, скрывающихся во тьме - различных интриг; " от сряща" - случайного недуга; " и беса полуденнаго" - от южного палящего солнца, которое в полдень до предела накаляет воздух и чрезмерная жара способна вызывать болезненное состояние у человека. Ст. 13: Аспид и василиск - роды ядовитых змей.

Билет. Псалом 136 - надписание, повод к надписанию, содержание.

Дави́ ду Иереми́ ем, 136.

1 Н а река́ х Вавило́ нских, та́ мо седо́ хом и пла́ кахом, внегда́ помяну́ ти на́ м Сио́ на. 2На ве́ рбиих посре́ де eго́ обе́ сихом орга́ ны на́ ша. 3Я́ ко та́ мо вопроси́ ша ны́ пле́ ншии на́ с о словесе́ х пе́ сней и ве́ дшии на́ с о пе́ нии: воспо́ йте на́ м от пе́ сней Сио́ нских. 4Ка́ ко воспое́ м пе́ снь Госпо́ дню на земли́ чужде́ й́ 5А́ ще забу́ ду тебе́, Иерусали́ ме, забве́ на бу́ ди десни́ ца моя́. 6Прильпни́ язы́ к мо́ й горта́ ни моему́, а́ ще не помяну́ тебе́, а́ ще не предложу́ Иерусали́ ма, я́ ко в нача́ ле весе́ лия моего́. 7Помяни́, Го́ споди, сы́ ны Едо́ мския, в де́ нь Иерусали́ мль глаго́ лющыя: истоща́ йте, истоща́ йте до основа́ ний eго́. 8Дщи́ Вавило́ ня окая́ нная, блаже́ н и́ же возда́ ст тебе́ воздая́ ние твое́, е́ же воздала́ еси́ на́ м.9Блаже́ н и́ же и́ мет и разби́ ет младе́ нцы твоя́ о ка́ мень.

В еврейской Библии настоящий псалом не имеет надписания имени автора. В латинской, греческой и в русской указывается имя Давида. В славянской Библии имеется надпись: " Давиду Иеремием". Содержание псалма представляет воспоминание о Вавилонском плене как событии прошедшем, и возвращении евреев на родину, свидетелем чего Давид не мог быть. На послепленный период написания псалма указывают 8 и 9стихи. Итак, данный псалом написан или пророком Давидом за 400 лет до Вавилонского плена или кем-нибудь другим от лица находившихся в Вавилоне евреев.

В этом дивном гимне псалмопевец воспел ту печальную участь пленных и те события, которым подвергся еврейский народ во время Вавилонского пленения. Ст. 1: " На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона". В начале своего гимна псалмопевец повествует о том, как еврейский народ, находясь в порабощении, испытывал горечь чужеземного ига. Евреи, как пленные, пребывали вне городов, в пустынных местах на берегах Вавилонских рек, в обособленном состоянии оплакивали они свой грех и бедствие. А воспоминания о своей родной земле, о родном Иерусалиме придавали им еще больше грусти и печали. Ст. 2: " На вербиих посреде его обесихом органы нашя". Музыкальные инструменты, на которых евреи прославляли Бога, находясь в Иерусалиме, теперь они вынуждены были повесить их на вербах, росших на берегах рек. Пленники вместо псалмопения оплакивали в рыдании своё тяжелое состояние в плену, когда они лишены были утешения при богослужении. " Органы тогда, - по словам блаженного Феодорита, - были без употребления; потому что закон повелевал только в одном месте - Иерусалиме совершать богослужение и пение". Ст. 3: " Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских". На данный стих ответ дан частично в предшествующем стихе словами блаженного Феодорита. По его же мысли вавилоняне приказывали пленникам петь, желая слушать просто для удовольствия или для смеха над их святыми и божественными предметами. Ст. 4: " Како воспоем песнь Господню на земли чуждой? " Мог ли народ, познавший радость свободы у себя на родине, познавший веселие и красоту Сионских напевов, по требованию чужеземных поработителей петь хвалебную песнь Господню на чужой земле? Вот насколько был полезен для евреев этот плен, ибо он исправил их нравы, " потому что те, которые прежде проступали закон Божий среди отечества своего, ныне, по словам Златоуста, хранят его в чужой земле" (Е. Зигабен). Ст. 5. " Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя". Этими словами еврейский народ говорит, что, если он забудет город Иерусалим, то пусть будет он увечен и расслаблен, или пусть иссохнет рука его, чтобы больше не чувствовать её. Ст. 6: " Прильпни язык мой гортани моему, еще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начало веселия моего". Далее пленный народ продолжает свое сетование. Он восклицает, что пусть лучше отнимется у него голос, чтобы не быть в состоянии говорить, чем забыть свой родной Иерусалим. Ст. 7: " Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его". Сынами Едома здесь называются аравитяне и идумеяне, происходившие от Исава и состоявшие в союзе с вавилонянами в войне с Иерусалимом. Когда вавилоняне разрушали Иерусалим, аравитяне поощряли их. Евреи просят Господа создать аравитянам и идумеянам праведное наказание за то, что они, будучи родственниками по крови, сделались для них самыми жесточайшими врагами. Ст. 8: " Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам". Дочь Вавилона - тот же Вавилон. Дочь Вавилона называется неправедной, несчастной, по причине, как говорит святитель Иоанн Златоуст, постигающих её будущих бедствий. Этими словами псалмопевец предсказывает об истреблении этого города, которое произошло при завоевании Вавилонского царства царем Киром Персидским. Ст. 9: " Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень". Евреи распространяют свой гнев на незрелый возраст вавилонян и ублажают того, кто сокрушит жестоко малых вавилонских детей. Слова этого псалма надо понимать и в переносном, высшем их значении. Под сынами Едома надо разуметь бесов, истощающих богатства нашей души до основания. Иерусалим - наша душа. Вавилон - олицетворение греха. Кто истребляет этот грех в самом зародыше, тот блажен.

Билет. Псалом 50 - надписание, повод к надписанию, содержание.

В коне́ ц, псало́ м Дави́ ду, внегда́ вни́ ти к не́ му Нафа́ ну проро́ ку,
2егда́ вни́ де к Вирсави́ и, жене́ Ури́ еве, 50.

3 П оми́ луй мя́, Бо́ же, по вели́ цей ми́ лости Твое́ й, и по мно́ жеству щедро́ т Твои́ х очи́ сти беззако́ ние мое́. 4Наипа́ че омы́ й мя́ от беззако́ ния моего́, и от греха́ моего́ очи́ сти мя́. 5Я́ ко беззако́ ние мое́ а́ з зна́ ю и гре́ х мо́ й пре́ до мно́ ю е́ сть вы́ ну. 6Тебе́ Еди́ ному согреши́ х, и лука́ вое пре́ д Тобо́ ю сотвори́ х, я́ ко да оправди́ шися во словесе́ х Твои́ х и победи́ ши, внегда́ суди́ ти Ти́. 7Се́ бо в беззако́ ниих зача́ т е́ смь, и во гресе́ х роди́ мя́ ма́ ти моя́. 8Се́ бо и́ стину возлюби́ л еси́, безве́ стная и та́ йная прему́ дрости Твоея́ яви́ л ми́ еси́. 9Окропи́ ши мя́ иссо́ пом, и очи́ щуся, омы́ еши мя́, и па́ че сне́ га убелю́ ся. 10Слу́ ху моему́ да́ си ра́ дость и весе́ лие, возра́ дуются ко́ сти смире́ нныя. 11Отврати́ лице́ Твое́ от гре́ х мои́ х, и вся́ беззако́ ния моя́ очи́ сти. 12Се́ рдце чи́ сто сози́ жди во мне́, Бо́ же, и ду́ х пра́ в обнови́ во утро́ бе мое́ й. 13Не отве́ ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ ха Твоего́ Свята́ го не отыми́ от мене́. 14Возда́ ждь ми́ ра́ дость спасе́ ния Твоего́, и Ду́ хом Влады́ чним утверди́ мя́. 15Научу́ беззако́ нныя путе́ м Твои́ м, и нечести́ вии к Тебе́ обратя́ тся. 16Изба́ ви мя́ от крове́ й, Бо́ же, Бо́ же спасе́ ния моего́, возра́ дуется язы́ к мо́ й пра́ вде Твое́ й. 17Го́ споди, устне́ мои́ отве́ рзеши, и уста́ моя́ возвестя́ т хвалу́ Твою́. 18Я́ ко а́ ще бы восхоте́ л еси́ же́ ртвы, да́ л бы́ х убо́, всесожже́ ния не благоволи́ ши. 19Же́ ртва Бо́ гу ду́ х сокруше́ н, се́ рдце сокруше́ нно и смире́ нно Бо́ г не уничижи́ т. 20Ублажи́, Го́ споди, благоволе́ нием Твои́ м Сио́ на, и да сози́ ждутся сте́ ны Иерусали́ мския. 21Тогда́ благоволи́ ши же́ ртву пра́ вды, возноше́ ние и всесожега́ емая: тогда́ возложа́ т на олта́ рь Тво́ й тельцы́.

" В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану, пророку; егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве". Надписание указывает на повод написания Давидом данного псалма. Поводом было обличение пророком Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и ее мужем Урией. Содержание псалма - покаянная молитва. Все содержание псалма можно разделить на следующие части: 1. Вступление: 1-2; 2. Начальное прошение: 3-4; 3. Признание и исповедание греха: 5-8; 4. Моление о возобновлении духа: 12-14; 5. Моление об очищении: 9-11; 6. Благодарное обещание, клятва раскаявшегося: 15-19; 7. Моление о Сионе: 20-21. Ст. 1: " Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое". Псалмопевец за содеянное им преступление взывает к великой и беспредельной милости Божией, потому что и грех, содеянный и осознанней им, беспредельный. Под беззаконием он разумеет нарушение Закона в совершении им прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урия, ибо и то и другое запрещено Законом. Ст. 4: " Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя". Вследствие искреннего раскаяния Давидом в содеянном Бог объявил ему через пророка Нафана, что с него грехи снимаются (2 Пар. 12, 13). Однако он не перестает молить Бога о том, чтобы Он совершенно очистил, омыл его от тех греховных нечистот, которыми он запятнал себя. Грех и беззаконие здесь отождествляются. Ст. 5. " Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну". Царь и пророк Давид настолько осознал свой грех, что он очами совести своей видел его и днем и ночью, " выну". А это постоянное мучение души является яcным признаком искреннего раскаяния. Ст. 6: " Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти". Царь Давид, будучи царем и повелителем над всем своим царством, не подлежал суду человеческому, он исповедует, что имеет над собою и над всеми своими делами одного Судию - Бога. Пред Ним как Сердцеведцем, он не может ни оправдаться, ни судиться. Далее псалмопевец говорит, что он во грехи зачат и во грехе родился (ст. 7), чтобы " более приклонить Господа на милость и сострадание". До своего грехопадение Давид получал от Бога откровения, что являлось особым знаком любви к нему Бога, и теперь он просит Господа, чтобы Он проявил к нему милость прощения, очищения от греха и сделал его радостным от этого. Иссоп - растение, имеющее силу к уничтожению проказы. Сердце в Священном Писании имеет многие значения, но в данном месте говорится о душе, которую просит Давид очистить и не отнимать у него благодатного дара пророчества. Под пролитием крови здесь разумеется убийство Урия. Правда - оправдание, дарованное Давиду Богом. Ст. 18: " Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши". Для чистой молитвы недостаточно одного жертвоприношения, - для этого необходимо иметь ещё и соответствующее настроение, о чем и говорит псалмопевец в следующем стихе. Ст. 19: " Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит", т.е. для Бога не столь важны самые жертвы - обрядовый закон Моисея, сколько дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное, что значит: сознание своих грехов и покорность суду Божию. Ст. 20, 21: " Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския". " Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы". Два последние стиха, вероятно, были присоединены к псалму во время Вавилонского плена, ибо пророчески говорится здесь о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма и о том, что, когда евреи освободятся от чужеземного ига, тогда они с удовольствием будут приносить " возношения" (части от животных) и " всесожжения" (целые жертвенные животные) на Иерусалимском жертвеннике. Этот псалом называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении, так как в нем выражена вся глубина смирения и покаяния, с которыми молящийся должен обращаться к Богу.

Билет. Псалом 89 - надписание, повод к надписанию, содержание.

Моли́ тва Моисе́ а челове́ ка Бо́ жия, 89.

2 Г о́ споди, прибе́ жище бы́ л еси́ на́ м в ро́ д и ро́ д. 3Пре́ жде да́ же гора́ м не бы́ ти и созда́ тися земли́ и вселе́ нней, и от ве́ ка и до ве́ ка Ты́ еси́. 4Не отврати́ челове́ ка во смире́ ние, и ре́ кл еси́: обрати́ теся, сы́ нове челове́ честии. 5Я́ ко ты́ сяща ле́ т пред очи́ ма Твои́ ма, Го́ споди, я́ ко де́ нь вчера́ шний, и́ же мимои́ де, и стра́ жа нощна́ я. 6Уничиже́ ния и́ х ле́ та бу́ дут. У́ тро я́ ко трава́ мимои́ дет, у́ тро процвете́ т и пре́ йдет: на ве́ чер отпаде́ т ожесте́ ет и и́ зсхнет. 7Я́ ко исчезо́ хом гне́ вом Твои́ м, и я́ ростию Твое́ ю смути́ хомся. 8Поло́ жил еси́ беззако́ ния на́ ша пред Тобо́ ю: ве́ к на́ ш в просвеще́ ние лица́ Твоего́. 9Я́ ко вси́ дни́ е на́ ши оскуде́ ша, и гне́ вом Твои́ м исчезо́ хом, 10ле́ та на́ ша я́ ко паучи́ на поуча́ хуся. Дни́ е ле́ т на́ ших, в ни́ хже се́ дмьдесят ле́ т, а́ ще же в си́ лах, о́ смьдесят ле́ т, и мно́ жае и́ х тру́ д и боле́ знь: я́ ко прии́ де кро́ тость на ны́, и нака́ жемся. 11Кто́ ве́ сть держа́ ву гне́ ва Твоего́, и от стра́ ха Твоего́, я́ рость Твою́ исчести́ ́ 12Десни́ цу Твою́ та́ ко скажи́ ми́, и окова́ нныя* се́ рдцем в му́ дрости. 13Обрати́ ся, Го́ споди, доко́ ле́ И умоле́ н бу́ ди на рабы́ Твоя́. 14Испо́ лнихомся зау́ тра ми́ лости Твоея́, Го́ споди, и возра́ довахомся, и возвесели́ хомся, 15во вся́ дни́ на́ ша возвесели́ хомся, за дни́ в ня́ же смири́ л ны́ еси́, ле́ та в ня́ же ви́ дехом зла́ я. 16И при́ зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ ви сы́ ны и́ х. 17И бу́ ди све́ тлость Го́ спода Бо́ га на́ шего на на́ с, и дела́ ру́ к на́ ших испра́ ви на на́ с, и де́ ло ру́ к на́ ших испра́ ви.

" Молитва Моисея человека Божия", т.е. данный псалом принадлежит Моисею, законодателю и вождю еврейского народа. Псалом написан Моисеем в конце сорокалетнего странствования евреев по пустыне, пред вступлением их в землю обетованную. В нем псалмопевец изображает величие Божие и исповедует греховность и ничтожество пред Ним человека. Псалом можно разделить на части следующим образом: 1. Бог и человек: 2-6; 2. Божий гнев за грехи: 7-12; 3. Моление о милосердии: 13-17. Ст. 2: " Господи, прибежище был еси нам в род и род". Господь был всегда благосклонным к евреям, из рода в род, начиная с избрания Авраама. Ст. 3: " Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси". Здесь говорится о том, что Бог был до образования гор и создания земли и вселенной, т.е. о безначальности и бесконечности Божией. Ст. 4: " Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии". По-разному представляется в Священном Писании смирение. В данном месте оно понимается в " смысле подпадения под власть врага". Поэтому и говорится, чтобы Господь не допустил впасть в это смирение. Ст. 5: " Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная". Здесь говорится о вечности Бождей, что пред Богом тысяча лет, как у людей день вчерашний, т.е. незаметно исчезнувший момент. " Стража нощная" - ночная часть (смена) дежурства, которая для спящих проходит совершенно незаметно. Ст. 6: " Уничижения их лета будут: утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсохнет". " Уничижения" - ничто годы человеческой жизни по сравнению с вечностью Божией. Жизнь человека сравнивается с быстро увядающей травой, которая утром появляется, а к вечеру засыхает. Ст. 7: " Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся". Моисей исповедует пред Богом греховность народа и заслуженность наказаний: бедствий, лишений и гибели евреев от божественного гнева. Ст. 8: " Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего". Господь знает все наши грехи, тайные и явные, они открыты и видимы пред Ним, и вообще вся жизнь наша, говорит псалмопевец, открыта для наблюдения пред Богом. Ст. 9-10: " Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом, лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся". Жизнь евреев вследствие грехов и наказаний за них обеднела и сократилась по сравнению с жизнью предшествующих поколений. Её продолжительность стала насчитывать 70-80 лет. И эта кратковременная жизнь людей характеризуется слабостью и болезнями. И вообще годы нашей жизни считаются как паутина, которая делается с большим трудом, а из-за своей непрочности быстро пропадает. Под кротостью надо понимать в данном месте " умеренное наказание Божие" Ст. 11: " Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою исчести? " Здесь говорится о силе гнева Господня против непокорных. Он велик и невыносим, и никто не может измерить его или познать его. Ст. 12: " Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости". Псалмопевец говорит о умеренном наказании Господнем и просит дать узнать в день суда над ним десницу Господню, т.е. благодеющую и охраняющую силу Божию. Кроме того, он просит показать праведников и соединить с ними, т.е. с теми, сердца которых были окованы мудростью до смерти. Мудрость же заключалась, как нам известно, в страхе Господнем и вообще во всем том, что относилось к божественному. Ст. 13: " Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя". Пророк просит Бога, чтобы Он обратился к людям, от которых Он отвратился из-за грехов, и просит Его быть милостивым над Своими рабами, которые взывают к Нему о помиловании. Ст. 14-15: " Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся; во вся дни наши возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая". Здесь настоящая жизнь сравнивается с вечером и ночью, где полно обольщений, а будущая - с утром и днем из-за светлости и восстания от сна. А пробуждение от сна символизирует воскресение из мертвых, где исполнившись благих милостей Господних, возрадуемся и возвеселимся. " Злая" - это скорби и искушения, которыми Господь смиряет нас. Ст. 16-17: " И призри на рабы Твоя, и на дола Твоя, и настави сыны их, и буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи". Псалмопевец взывает к Богу, чтобы Он вменил нам добрые дела наших отцов и учителей и ради них наставил нас на дела богоугодные, т.е. добродетели. " Светлость Господа Бога" - благодать Божия, всех просвещающая и всем помогающая. Под " делами рук" следует понимать различные дела добродетели.

Билет. Псалом 33 - надписание, повод к надписанию, содержание.

Псало́ м Дави́ ду, внегда́ измени́ лице́ свое́ пре́ д Авимеле́ хом,
и отпусти́ его́, и отъи́ де, 33.

2 Б лагословлю́ Го́ спода на вся́ кое вре́ мя, вы́ ну хвала́ Его́ во усте́ х мои́ х. 3О Го́ споде похва́ лится душа́ моя́, да услы́ шат кро́ тцыи и возвеселя́ тся.4Возвели́ чите Го́ спода со мно́ ю и вознесе́ м и́ мя Его́ вку́ пе. 5Взыска́ х Го́ спода и услы́ ша мя́, и от все́ х скорбе́ й мои́ х изба́ ви мя́. 6Приступи́ те к Нему́ и просвети́ теся, и ли́ ца ва́ ша не постыдя́ тся. 7Се́ й ни́ щий воззва́, и Госпо́ дь услы́ ша и́, и от все́ х скорбе́ й eго́ спасе́ и́. 8Ополчи́ тся А́ нгел Госпо́ день о́ крест боя́ щихся Его́, и изба́ вит и́ х. 9Вкуси́ те и ви́ дите, я́ ко бла́ г Госпо́ дь; блаже́ н му́ ж, и́ же упова́ ет На́ нь. 10Бо́ йтеся Го́ спода, вси́ святи́ и Его́, я́ ко не́ сть лише́ ния боя́ щымся Его́. 11Бога́ тии обнища́ ша и взалка́ ша, взыска́ ющии же Го́ спода не лиша́ тся вся́ каго бла́ га. 12Прии́ дите, ча́ да, послу́ шайте мене́, стра́ ху Госпо́ дню научу́ ва́ с. 13Кто́ е́ сть чело́ век хотя́ й живо́ т, любя́ й дни́ ви́ дети бла́ ги́ 14Удержи́ язы́ к тво́ й от зла́, и устне́ твои́, е́ же не глаго́ лати льсти́. 15Уклони́ ся от зла́ и сотвори́ бла́ го. Взыщи́ ми́ ра, и пожени́ и́. 16о́ чи Госпо́ дни на пра́ ведныя, и у́ ши Его́ в моли́ тву и́ х. 17Лице́ же Госпо́ дне на творя́ щыя зла́ я, е́ же потреби́ ти от земли́ па́ мять и́ х. 18Воззва́ ша пра́ веднии, и Госпо́ дь услы́ ша и́ х, и от все́ х скорбе́ й и́ х изба́ ви и́ х. 19Бли́ з Госпо́ дь сокруше́ нных се́ рдцем, и смире́ нныя ду́ хом спасе́ т. 20Мно́ ги ско́ рби пра́ ведным, и от все́ х и́ х изба́ вит я́ Госпо́ дь.21Храни́ т Госпо́ дь вся́ ко́ сти и́ х, ни еди́ на от ни́ х сокруши́ тся. 22Сме́ рть гре́ шников люта́, и ненави́ дящии пра́ веднаго прегреша́ т. 23Изба́ вит Госпо́ дь ду́ шы ра́ б Свои́ х, и не прегреша́ т вси́, упова́ ющии на Него́.

" Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его и объиде".

Согласно надписи в еврейской, греческой и латинской Библии, данный псалом принадлежит Давиду и написан им по поводу обстоятельств, указанных в надписании. Спасаясь бегством от Саула, Давид явился сначала к священнику Авимелеху, которому сказал, что он послан от Саула и потребовал хлеба и меча, а затем отправился к царю Гефскому Анхусу. Приближенные царя узнали Давида. Но он, боясь расправы над собою, притворился безумным и таким образом был отпущен на свободу (1 Цар. 21). По своем освобождении Давид от радости воспел этот гимн в благодарность Богу, вразумившему его притвориться безумным - для спасения своей жизни. Псалом можно разделить на следующие части: 1. Похвала Богу, Помощнику смиренных: 1-4; 2. Уверенность праведника в непреложности Божией помощи: 5-7; 3. Могущество Божие и Его милости: 8-11; 4. Назидание в истинной премудрости: 12-23. Ст. 2. " Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих". Здесь псалмопевец говорит, что за избавление от опасности смерти он будет благодарить Бога - своего избавителя всегда. Побуждаемый этими словами псалмопевца, апостол Павел внушает всем христианам: " Непрестанно молитесь, за все благодарите" (1 Сол. 5, 17-18). Слова " на всякое время" означают, что мы должны вспоминать Бога и прославлять Его чаще, чем дышать. Ст. 3: " О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся". Давид говорит, что за оказанные милости он будет всегда воспевать в душе своей Оказавшего милость, т.е. Бога. Кроткими он называет непамятозлобных, каким был и сам Давид, чтобы они возвеселились, ибо Бог благоволит к таковым и спасает их во время бедствий. Далее царь и пророк повествует о своем избавлении от " всех скорбей", разумея возможное предание его Анхусом Саулу, поругание, наказание и даже смерть. Но от " всех скорбей" избавил его Господь, к Которому взывал Давид. Ст. 6: " Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся". Псалмопевец призывает находящихся в скорби приблизиться к Богу с твердой верой в Него, в Его помощь, и эта вера не будет постыжена в надежде спасения. Ст. 7: " Сей нищий", - т.е. Давид определяет так себя, как лишенный всякой человеческой помощи, а также и потому, что он происходил из незнатного рода. Ст. 8: " Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их". Каждому человеку Господь дает Ангела хранителя, который является для человека тем же, чем полки воинов в борьбе с врагами. Здесь раскрывается вероучение об Ангелах, что они являются защитниками людей от бедствий. Боящимися Господа псалмопевец называет тех, кто сохраняет заповеди Божии. Ст. 9: " Вкусите и видите, яко благ Господь", - т.е. Давид призывает всех верующих следовать за ним: перейти из области веры в область опытного познания Бога. В 10 и 11 стихах говорится о посвятивших себя Богу и боящихся Его, т.е. тех, которые имеют страх Божий. Они не будут иметь недостатка ни в какой добродетели, ибо страх Божий понуждает их к приобретению всех добродетелей.

Билет. Псалом 103 - надписание, повод к надписанию, содержание.

Псало́ м Дави́ ду, о мирсте́ м быти́ и, 103.

1 Б лагослови́, душе́ моя́, Го́ спода. Го́ споди, Бо́ же мо́ й, возвели́ чился еси́ зело́, во испове́ дание и в велеле́ поту обле́ клся еси́. 2Одея́ йся све́ том, я́ ко ри́ зою, простира́ яй не́ бо, я́ ко ко́ жу. 3Покрыва́ яй вода́ ми превы́ спренняя Своя́, полага́ яй о́ блаки на восхожде́ ние Свое́, ходя́ й на крилу́ ве́ треню. 4Творя́ й А́ нгелы Своя́ ду́ хи и слуги́ Своя́ пла́ мень о́ гненный. 5Основа́ яй зе́ млю на тве́ рди ея́, не преклони́ тся в ве́ к ве́ ка. 6Бе́ здна, я́ ко ри́ за, одея́ ние ея́, на гора́ х ста́ нут во́ ды, 7от запреще́ ния Твоего́ побе́ гнут, от гла́ са гро́ ма Твоего́ убоя́ тся. 8Восхо́ дят го́ ры и нисхо́ дят поля́ в ме́ сто, е́ же основа́ л еси́ и́ м. 9Преде́ л положи́ л еси́, eго́ же не пре́ йдут, ниже́ обратя́ тся покры́ ти зе́ млю. 10Посыла́ яй исто́ чники в де́ брех, посреде́ го́ р про́ йдут во́ ды. 11Напая́ ют вся́ зве́ ри се́ льныя, жду́ т* она́ гри в жа́ жду свою́. 12На ты́ х пти́ цы небе́ сныя привита́ ют, от среды́ ка́ мения дадя́ т гла́ с.13Напая́ яй го́ ры от превы́ спренних Свои́ х, от плода́ де́ л Твои́ х насы́ тится земля́.14Прозяба́ яй траву́ ското́ м, и зла́ к на слу́ жбу челове́ ком, извести́ хле́ б от земли́.15И вино́ весели́ т се́ рдце челове́ ка, ума́ стити лице́ еле́ ем, и хле́ б се́ рдце челове́ ка укрепи́ т. 16Насы́ тятся древа́ польска́ я, ке́ дри Лива́ нстии, и́ хже еси́ насади́ л.17Та́ мо пти́ цы вогнездя́ тся, ероди́ ево жили́ ще предводи́ тельствует и́ ми. 18Го́ ры высо́ кия еле́ нем, ка́ мень прибе́ жище за́ яцем. 19Сотвори́ л е́ сть луну́ во времена́, со́ лнце позна́ за́ пад сво́ й. 20Положи́ л еси́ тму́, и бы́ сть но́ щь, в не́ йже про́ йдут вси́ зве́ рие дубра́ внии. 21Ски́ мни рыка́ ющии, восхи́ тити и взыска́ ти от Бо́ га пи́ щу себе́. 22Возсия́ со́ лнце и собра́ шася и в ло́ жах свои́ х ля́ гут. 23Изы́ дет челове́ к на де́ ло свое́ и на де́ лание свое́ до ве́ чера. 24Я́ ко возвели́ чишася дела́ Твоя́, Го́ споди, вся́ прему́ дростию сотвори́ л еси́, испо́ лнися земля́ тва́ ри Твоея́.25Сие́ мо́ ре вели́ кое и простра́ нное, та́ мо га́ ди, и́ мже не́ сть числа́, живо́ тная ма́ лая с вели́ кими, 26та́ мо корабли́ препла́ вают, зми́ й се́ й, eго́ же созда́ л еси́ руга́ тися eму́. 27Вся́ к Тебе́ ча́ ют, да́ ти пи́ щу и́ м во бла́ го вре́ мя. 28Да́ вшу Тебе́ и́ м соберу́ т, отве́ рзшу Тебе́ ру́ ку вся́ ческая испо́ лнятся бла́ гости, 29отвра́ щшу же Тебе́ лице́, возмяту́ тся, отъи́ меши ду́ х и́ х, и исче́ знут, и в пе́ рсть свою́ возвратя́ тся. 30По́ слеши Ду́ ха Твоего́, и сози́ ждутся, и обнови́ ши лице́ земли́.31Бу́ ди сла́ ва Госпо́ дня во ве́ ки, возвесели́ тся Госпо́ дь о де́ лех Свои́ х, 32призира́ яй на зе́ млю, и творя́ й ю́ трясти́ ся, прикаса́ яйся гора́ м, и дымя́ тся.33Воспою́ Го́ сподеви в животе́ мое́ м, пою́ Бо́ гу моему́, до́ ндеже е́ смь, 34да услади́ тся Ему́ бесе́ да моя́, а́ з же возвеселю́ ся о Го́ споде. 35Да исче́ знут гре́ шницы от земли́, и беззако́ нницы, я́ коже не бы́ ти и́ м. Благослови́, душе́ моя́, Го́ спода.

Из надписания видно, что данный псалом принадлежат Давиду. В нем он воспевает Промысл Божий в мире физическом. Время написания его с точностью определить трудно. Можно предположить, что он написан в мирное время царствования Давида, когда царь мог предаваться созерцанию окружающей природы.

Этим псалмом прославляется Божественная Премудрость в природе - в небе, в воздухе, на земле и в море. Псалмопевец красочно рисует поэтическим языком живую картину промыслительной деятельности в жизни физического мира. Господь велик во всем Своем творении. Все предметы видимого мира говорят о Его величии, могуществе и красоте. Псалом можно разделить следующим образом на части: 1. О Божественном Творце мира: 1-9; 2. О Подателе пищи животным и человеку: 10-18; 3. О Творце, устроившем время: 19-23; 4. О Владыке земли и моря: 24-26; 5. О Творце жизни Е смерти: 27-30; 6. Прославление Творца: 31-35.

Ст. 1: " Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси". " Во исповедание" - в славу; " в велелепоту" - в красоту, величие. Со 2-го стиха Бог прославляется в творении света и неба: " Одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу". Свет является как бы Его одеянием, небо - шатром, раскинутым над всей землей. Псалмопевец выражает восторг пред всемогуществом Бога, Который так же легко распростер над землёй небо, как человек устанавливает кожаный шатер. Ст. 3: " Покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню". " Превыспренняя" означает небо, как пространство. Остальные слова стиха выражают величие Божие при виде движения облаков, которые поэтически уподобляются колеснице Божией. Ст. 4: " Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный". Стихии мира - ветер и огонь - являются такими же исполнителями Божественной воли, как и Ангелы. Одновременно здесь указывается и на наличие высших, чем стихии природы, разумных слуг Божиих - Ангелов. С 5-го стиха псалмопевец говорит о величии Бога в творении земли. Слова 6-го стиха " станут воды" следует понимать как " стояли воды" в дни творения. Слова 7 и 8-го стихов также нужно понимать в прошедшем времени по свойству еврейского языка, в котором будущее время иногда означает настоящее и прошедшее. " От запрещения, гласа грома" - образы силы Божественного повеления. Ст. 11: " Звери сельныя" - полевые звери; " ждут онагри в жажду свою" - дикие ослы утоляют жажду свою. Ст. 17: " Еродиево жилище предводительствует ими". Здесь имеется в виду крупная птица - аист или коршун, гнезда которых находятся выше других. В стихах 19-23 описывается Премудрость Божия, установившая порядок жизни днем и ночью. Под " скимнами" разумеются молодые львы. С 25-го стиха псалмопевец выражает свое благоговение пред Богом при созерцании моря. Под " змием сим" разумеется кит, сила которого поразительна; он не боится морских бурь, как бы пренебрегает страхом, производимым морем: что и выражено словами: " ругается ему", т.е. морю. Все это многообразие тварного мира нуждается в Боге: все ждут от Него пищи себе в нужное время. Ст. 30: " Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли", - что означает: Ты, Господи, даёшь жизнь всем животным: они размножаются, новые животные родятся на места умерших, и новыми тварями обновляется лице земли. Псалом заканчивается пожеланием Давида, чтобы это изображение величия Бога было угодно Ему и чтобы все нечистое и греховное исчезло с земли. 103-й псалмом начинается вечерня, почему он и называется " предначинательным". Указанием на величие Боэие молящиеся располагаются к внимательному и благоговейному отношению к богослужению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.