Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О томъ, чтобы имѣть трезвенiе и совершать досточудныя дѣла блаженнаго послушанiя.






Братiе, отцы и чада! Опять чрезъ долгое время, по возвращенiи нашемъ изъ странствованiя, мы приступаемъ къ обычнымъ поученiямъ. И вотъ мое къ вамъ первое слово: далеко ли мы отъ васъ отстоимъ, здѣ съ ли находимся, хотя я и грѣ шенъ, но прошу и молю Бога, чтобы Онъ сохранилъ васъ цѣ лыми и невредимыми, и чтобы безпрепятственно совершать вамъ сiе святое ваше житiе, и чтобы ни одинъ изъ васъ не преткнулся по навѣ тамъ дiавольскимъ, но дабы всегда вы были внимательны и старались совершать досточудныя дѣ ла послушанiя. Ибо когда вы это будете соблюдать, то все прочее не будетъ причинять мнѣ никакой печали, хотя обыкновенно оно и наводитъ печаль, говорю о стѣ снительномъ положенiи нашей тѣ лесной жизни, въ каковомъ находимся мы и въ сей часъ. Но и тѣ сноту считаю просторомъ, и убожество богатствомъ, и злополучiе благополучiем, и прочее подобнымъ образомь: такъ какъ я наставникомъ, имѣ ю упованiе и вѣ ру, что Господь не убiетъ гладомъ душъ праведныхъ и не оставитъ преподобныхъ своихъ, каковы но благодати Христовой и вы, Всевышнимъ промысломъ питаемые, напаямые, покрываемые и согрѣ ваемые, не только въ душевномъ видѣ нiи, но и въ тѣ лесномъ служенiи; ибо кто бы возмогъ подавать намъ все необходимое, если бы не была съ вами сила Божiя? Посему умоляю и поучаю васъ всегда, пустъ каждый изъ васъ, сколько возможно, будетъ тщателенъ въ послушанiи, въ которомъ находится, дабы много трудясъ, быть и многоплоднымъ, и духовно и чувствен-но. Ибо одно познается чрезъ другое, т, е., кто тщателенъ въ тѣ лесномъ, тотъ тщателенъ и въ душевномъ; какъ и напротивъ, кто нерадивъ въ тѣ лесномъ, тотъ и но душѣ безплоденъ.

Второе слово мое о томъ, что у насъ должно быть все общее, не только тѣ лесное и чувственное, но и духовное и мысленное. Поэтому добродѣ тели и добрыя дѣ ла будемъ сообщать другъ другу, и передавать ихъ одинъ другому, какъ это ны видимъ и въ тѣ лесномъ, по слову Апостола: яко тѣ ло есть едино, и уды имать многи: вси же мнози уди тѣ ла, едино тѣ ло есть. И аще страждетъ единъ удъ, состраждутъ есu уди: аще ли славится единъ удъ, съ нимъ радуются вси уди [25] (1 Кор. 12, 12, 26). И какъ съ головы до ногъ, отъ правой и до лѣ вой сторопы ощущается потребностъ въ служенiи каждаго члена, такъ должно разумѣ ть и о душевномъ. Сперва Отецъ мой и вашъ, за нимъ вторый я, а потомъ и прочiе, даже до самаго послѣ дняго, будемъ имѣ ть похвалу или порицанiе въ день воздаянiя. Не думайте, что я радуюсь о томъ, если я какъ первый, болѣ е имѣ ю благъ. Я боюсъ и, трепещу; потому что какъ за добро, такъ и за зло будетъ воздаянiе, и за совершаемое мною зло я окаянный болѣ е дамъ отвѣ тъ, по мѣ рѣ того, какъ превосхожу меньшихъ.

Зная это, чада, будемъ всѣ стараться и подвизаться, будемъ всѣ, каждый по послушанiю своему и по силѣ своей, приносить пользу, а не вредъ, или убытокъ общежительному дѣ лу. Должно вамъ знать и то, что не такъ, какъ мы судимъ, будетъ судить Богъ въ день оный; ибо иной судъ Божiй и иной человѣ ческiй. Онъ и тридцатаго поставитъ третьимъ или четвертымъ, и десятаго низведетъ въ среднее мѣ сто, и послѣ дняго возведетъ въ первое, смотря по добродѣ тели и прилежанiю каждаго. И хотя страшно сказать, однако скажемъ и то, что Богъ нѣ которыхъ и совершенныхъ (по образу) отлучитъ отъ сонма братiй и пошдетъ ихъ въ муку, т, е., тѣ хъ, которые здѣ съ живутъ безъ повиновенiя и по своей волѣ, и руководствуются своимъ разумомъ, какъ и меня грѣ шника за мою лѣ ность и злыя дѣ ла. А какъ вы думаете? Ужели въ самомъ дѣ лѣ напрасно трудится тотъ, кто идетъ на послушанiя. — кто копаетъ, или готовитъ пищу? Ужели всѣ тѣ, которымъ нѣ тъ возможности сидѣ ть, безмолвствовать, читать псалмы и пѣ ть, не прiимутъ равной части съ сидящими въ монастырѣ и читающими? По истинѣ говорю вамъ, прiимутъ. Такъ на войнѣ сражающiеся съ оставшимися для храненiя стана раздѣ ляютъ по ровну добычу: и люди иногда погрѣ шаютъ и нарушаютъ правду, а безгрѣ шный Богъ никоимъ образомъ; но, по Писанiю, въ мѣ ру ею же мѣ римъ, возмѣ рится намъ. Посему, братiе мои, будемъ внимательны, къ сказанному, и не будемъ трудящiеся по внутреннему, унижатъ находящихся въ внѣ шнихъ трудахъ; а послѣ днiе первыхъ, т, е., поющiе и молящiеся занятыхъ послушанiями; и немощные здоровыхъ.

Скажетъ кто-либо: чѣ мъ можетъ послужить немощный? И много можетъ: благодаренiемъ, нероптанiемъ и терпѣ нiемъ болѣ зней. Богъ видитъ наши дѣ ла, и въ книгѣ Его всѣ наши слова[26] пишутся и будутъ писаться, и въ день судный раскроются книги нашихъ дѣ янiй и явными содѣ лаются дѣ ла каждаго изъ насъ, и каждый воспрiиметъ по дѣ ламъ своимъ. Молюсъ, чтобы всѣ мъ вамъ тогда получить похвалу и бытъ увѣ нчанными за ваши святыя дѣ ла и труды, которые вы подъемлете здѣ съ. Хочу же, чтобы вы знали, что нѣ тъ лучшаго врачевства, во спасенiе, какъ исповѣ дь, что и вамъ извѣ стно; и дарованiе это дано отъ Бога. Итакъ, что же нѣ которые изъ васъ медлятъ исповѣ дываться, и чрезъ молчанiе утопаютъ, уязвляются и зараждаютъ червей отъ утаенныхъ помыслонъ? И ради этого, чада мои, я болю вашимъ недугомъ, и сожалѣ ю о васъ. Имѣ я возможность уврачеваться, просвѣ титься и имѣ ть свѣ тлое лице, зачѣ мъ пребываемъ въ противномъ? Богъ все знаетъ, нѣ сть бо тварь неявлена предъ нимъ, вся же нага и объявлена предъ очима Его. (Евр. 4, 13). Но и я долженъ знать ваши помыслы, почему и ищу вашей исповѣ ди, чтобы мнѣ знатъ чадъ моихъ, и чтобы они знали меня. Вотъ въ чемъ состоитъ искреннее духовное рожденiе; вотъ не рабское повиновенiе, вотъ путь безъ попеченiя; вотъ гдѣ сладкая молитва, всегдашнее преуспеянiе, возрастанiе и обоженiе того, кто имѣ етъ сiе дарованiе. Помолитесь, чада, чтобы и мнѣ издалека увидѣ ть преддверiе безстрастiя; это особенно необходимо для того, чтобы руководить васъ, и дабы мнѣ такимъ образомъ не остаться подъ тяжестiю грѣ ха. Похвально, если проливаются слезы умиленiя. Похвальна чистая молитва ночная и дневная. Похвально терпѣ нiе поношенiй. Похвальна тщательность въ рукодѣ лiи. Похвально бодрствованiе въ чтенiи. Похвально немногословiе и бесѣ да, не сопровождающiяся смѣ хомъ. Похвально умѣ ренное воздержанiе, и чтобы ѣ сть и пить съ разсужденiемъ и по заповѣ ди. Похвальна непрестанная память смерти и чтобы по силѣ подражать жительству святыхъ. Похвально бѣ гать гибельнаго дерзновенiя и быть тщательнымъ въ божественномъ смиренномудрiи. Вся искушающе, по слову Апостола, добрая держите. (1 Сол. 5, 21). Господь же да подастъ вамъ силу и мужество, да укрѣ питъ васъ въ духовномъ и тѣ лесномъ дѣ ланiи, да сохранитъ васъ въ томъ и другомъ, и да умножитъ вамъ потребное, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава со Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 

ПОУЧЕНIЕ 13-Е.[27]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.