Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О присносвѣтломъ исповѣданiи (помысловъ), и о томъ чтобы держаться всякаго добра чрезъ смиренiе.






Братiе, отцы и чада мои духовные! По обычаю, опять начинаю писать къ вамъ слово смиренiя моего, но и это холодное, потому что не имѣ етъ теплоты, которая происходитъ отъ дѣ лъ. А вы, чего въ немъ недостаетъ, пополните вашими добрыми дѣ лами; ибо, повѣ рьте мнѣ чада, какъ я уже многократно говорилъ, и теперь говорю, я нахожусь въ страхѣ и ужасѣ, когда помышляю о своемъ недостоинствѣ и о томъ, что называюсь вашимъ отцемъ, будучи недостоинъ называться даже соученикомъ вашимъ. Вы же напротивъ — отцы и братiя мои возлюбленные, и на васъ вся надежда спасенiя моего. Поэтому хотя я и такой окаянный, впрочемъ, такъ какъ желаю вамъ спасенiя, понуждаюсь говорить. Итакъ, бесѣ дую съ вами только ради любви и въ видѣ совѣ та.

Вотъ теперь дни благопрiятные и время подвиговъ для того, чтобы взыскать Бога. Кто премудръ и сохранитъ сiя; и уразумѣ етъ милости Господни (Псал. 106, 43) ожидающiя насъ въ будущемъ вѣ кѣ. Итакъ, братiе мои возлюбленные, не будемъ терять времени, ни одного дня; но будемъ непрестанно подвизаться и имѣ ть тщательность и доброе соревнованiе другъ передъ другомъ и правую ревность къ добродѣ телямъ другъ друга. Если увидимъ въ комъ-либо какую добродѣ телъ: безмолвiе, благоговѣ нiе, смиренiе, послушанiе, или другое что-либо похвальное, будемъ ревновать благою ревностiю, пока не достигнемъ этой мѣ ры; потому что отъ сего раждается и союзъ мира и залогъ любви. Не будемъ обращать вниманiя на противное и ревновать сему: если кто лѣ нится, не будемъ лѣ ниться, кто пресыщается — пресыщаться, кто многословитъ — многословитъ; но какъ разумные и Богомъ наученные, истяжемъ отъ себя доброе, и будемъ держаться его. Будемъ держать якорь вѣ ры нашей, простремъ парусь нашей надежды, и всею силою нашею будемъ переплывать великую пучину сей жизни. Во время долгаго плаванiя всегда бываетъ, что насъ безпокоятъ противные вѣ тры, т, е., плотскiя брани, возстаютъ бури — плотскiя пожеланiя; волны и волненiя возникають изъ глубины сердечныхъ помышленiй, и многое другое, что случается съ плавающими по морю: разбойники — лукавые бѣ сы, скалы — ослѣ пленiе отъ невѣ денiя, камни, сокрытые подъ морскою водою — неготовность душъ нашихъ. А подъ многоводiемъ корабля разумѣ ется неисповѣ данiе грѣ ховъ, ибо многократно бываетъ, что если корабельщики вознерадятъ о водѣ въ кораблѣ, то отъ нерадѣ нiя потопаютъ вмѣ стѣ съ кораблемъ. Поэтому и мы, братiе мои возлюбленные, будемъ ко всему этому имѣ ть великое вниманiе, и бдительно шествовать путемъ Божiимъ. О всемъ и всецѣ ло будемъ исповѣ дывать помыслы сердецъ нашихъ, чтобы не набралось большаго количества воды помысловъ въ душахъ нашихъ, да не обыдетъ насъ бездна послѣ дняя (Iои. 2, 6), по слову Пророка. Вы только исчерпывайте воду, а мы съ Божiею помощiю, хотя и грѣ шны, за молитвами отца нашего[8], управимъ васъ и избавимъ отъ заботъ.

Тотъ, кто въ братствѣ усерденъ къ духовнымъ подвигамъ и тѣ леснымъ трудамъ, подобенъ небесной звѣ здѣ, которая сiяетъ и просвѣ щаетъ многихъ. Тщательный и благоговѣ йный, который не украшается (внѣ шно), ни смѣ ется, молчаливый и сiяющiй небесною красотою подобенъ Ангелу, который служитъ на землѣ Богу и Владыкѣ твари, Сидящему на престолѣ Херувимскомъ. Тотъ, кто передаетъ другимъ отъ добрыхъ дѣ лъ своихъ, и пользуетъ и побуждаетъ ихъ къ духовному дѣ ланiю, подобенъ солнцу лучесiяющему, златосiяющему и согрѣ вающему все братство. Но кто же мрачный, темный и ночной какъ не тотъ, кто уподобляется спадшему съ неба сатанѣ гордостiю, сластолюбiемъ, смѣ хотворствомъ, праздностiю, срамословiемъ, клеветою, дерзостiю, нечистотою и поползновенными помыслами? Такимъ мы не должны слѣ довать. Итакъ, братiе мои, не подражайте злымъ, ревнуйте же добрымъ и назидающимъ, какъ и подобаетъ святымъ; потому что трудъ вашъ малъ, а награда вамъ будетъ вѣ чная, злостраданiе кратко, радованiе же всегдашнее, искушенiе временно, покой же безконеченъ; ибо тамъ будетъ радоваться, гдѣ есть жилище веселящихся, тамъ, откуда бѣ житъ всякое горе, печаль и воздыханiе; тамъ, гдѣ нѣ тъ плача, но радость. Развѣ вы напрасно подвизаетесъ? Или всуе трудитесь? Нѣ тъ, да не будетъ сего! Но разумно, высоко, достойно, блаженно, апостольски, мученически, отечески, ангельски, небесно и Богопрiемно вышли вы изъ мiра, вошли въ обитель, и стали нашими духовными чадами; возрасли, воинствовали, вооружились духовнымъ оружiемъ, и ратуете противъ Амаликитянъ, Аммореевъ, Хананеевъ и прочихъ племенъ, т, е., страстей. Вы перешли мiрское море, имѣ я предводителемъ Моисея — отца нашего, перешли Iорданъ образомъ втораго крещенiя и просвѣ щенiя: и отседѣ начали раздѣ лятъ и наслѣ довать обѣ тованную землю, которую показалъ вамъ Истинный Богъ вашъ, землю, въ которой текутъ медъ и млеко безсмертiя и безконечной жизни. Ибо тамъ даны были обѣ тованiя образно какъ младенцамъ; на насъ же, достигшихъ въ мужа совершена исполненiя Христова, сбывается самымъ дѣ ломъ.

Начатокъ нашъ Господь и Богъ: Онъ прiобщился нашей плоти и крови, уподобился намъ, и сталъ нашею Главою и братомъ первороднымъ, архiереемъ, наставникомъ и разрушителемъ вражды между нами и Богомъ Отцемъ нашимъ, происшедшей отъ грѣ ховъ и неосмотрительности прародителей. А теперь такъ какъ вочеловѣ чился Господъ нашъ Iисусъ Христосъ, Всесовершенный Богъ нашъ, и исполнилъ все до насъ касающееся, то и вознесся на небеса, и ниспослалъ намъ миръ Свой, говоря: миръ Мой даю вамъ (Iоан. 14, 27). И это дано не Апостоламъ только; потому что Животодавецъ Богъ нашъ сказалъ: яко не о сихъ точiю молю Отче, но и о хотящихъ вѣ ровати словесе ихъ ради в а Мя, да вси едино будутъ, яко же и Мы едино есма (Iоан. 17, 20, 21). Посему честнѣ йшiе мои братiя, прилично намъ воскликнуть вмѣ стѣ съ Апостоломъ: кто ны разлучитъ отъ любве Христовы? Скорбь ли или тѣ снота, или гоненiе, или гладъ, или мечъ, или бѣ да? Прибавлю еще: или похоть плоти, которая горитъ какъ огонь, но не сожигаетъ поборающихъ ее на всякiй денъ, или безчестiе и досажденiя, или любовь къ первенству и власти, или тяжесть напряженныхъ трудовъ, или худостъ одежды, или скудость яствъ и снѣ дей, или всенощное псалмопѣ нiе, или бдѣ нiе и молитва, или малое или великое, душевное или тѣ лесное? Никакимъ образомъ, ибо писано: яко тебѣ ради умерщвляемы есмы весь день, вмѣ нихомся яко овцы заколѣ нiя (Псал. 43, 23). Радуйтесь о всемъ этомъ, братiе мои; радуйтесь и веселитесь, видя человѣ колюбiе Божiе. Животъ вашъ предъ вами, радость ваша предъ лицемъ вашимъ, блаженство у ногъ вашихъ. Дверъ отверзста; спѣ шите, стремитесь. И кто вознерадитъ о всемъ этомъ? Кто сему не поревнуетъ и не приложитъ еще большаго тщанiя, спѣ ша другъ передъ другомъ, какъ къ предлежащимъ сокровищамъ, не къ тлѣ ннымъ и земнымъ, но вѣ чнымъ и безсмертнымъ? А я, блудный и окаянный, многословлю и празднословлю, ничего не имѣ я въ себѣ добраго, кромѣ любви къ вамъ. Господь Богъ да дастъ всѣ мъ вамъ, по молитвѣ отца моего, утвердиться въ добромъ, и да укрѣ питъ васъ въ теченiи, чтобы, сподобившись войдти въ поприще, получить побѣ дные вѣ нцы со всѣ ми благами. О дабы получить ихъ и всѣ мъ намъ по благодати и человѣ колюбiю Господа нашего Iисуса Христа, съ Нимъ же Отцу со Св. Духомъ слава, держава, честъ и поклоненiе, нынѣ, и присно и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.