Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки рыночной экономики. Функции рынка






ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра управления и экономики фармации,

фармацевтической технологии

 

 

Лекция

Особенности действия экономических законов на фармацевтическом рынке.

 

 

г. Ростов-на-Дону

2015г.

Особенности действия экономических законов на фармацевтическом рынке

Переход к рыночной экономике в России значительно повлиял на ведение хозяйственной деятельности во всех организациях и предприятиях, в том числе и аптеках. Опыт показывает, что современная рыночная система лучше других приспособлена для более полного удовлетворения потребностей общества различными благами.

Рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной, поскольку все ответы на основные экономические вопросы ЧТО? КАК? Для КОГО производить? решает рынок.

«ЧТО?» - решается платежеспособным спросом. Потребитель сам определяет, за что он готов платить деньги. Производитель будет стремиться удовлетворить желание потребителя.

«КАК?» – решает производитель, стремясь при этом получить большую прибыль. Для этого он должен произвести и продать как можно больше качественного товара по более низким ценам. Это возможно лишь в случае производства товара с более низкими затратами, чем у конкурентов.

«ДЛЯ КОГО?» – решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Рынок как экономическая категория.

Признаки рыночной экономики. Функции рынка

В длительной экономической эволюции образование рынков произошло в процессе поиска людьми решения извечной экономической проблемы «ограниченные ресурсы – неограниченные потребности человека в разнообразных благах».

Трудно дать конкретное определение столь сложного явления, как рынок, потому что это комплексная экономическая категория. Рынок организован по законам товарного производства и обращения и характеризует совокупность экономических отношений, возникающих между людьми по поводу купли и продажи товаров. Рынок можно определить и как соединение спроса и предложения.

Каждый производитель и потребитель на рынке имеет свои выгоды. Если их интересы совпадают, происходит процесс купли-продажи. Поэтому рынок – это инструмент согласования интересов производителя (продавца) и потребителя.

Рынки являются центром экономической деятельности и поэтому решение многих наиболее важных экономических проблем связано с их функционированием. Все рынки, составляющие экономику, а также связи между ними образуют рыночную систему.

Основными признаками рыночной экономики являются:

- Наличие различных форм собственности (закреплено ГК РФ).

- Рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. Чем больше товара по количеству и качеству, тем более развит рынок.

- Рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Развитый рынок – это не бартер, не обмен Т-Т, это бесконечная цепь товарно-денежных отношений Т-Д-Т-Д и т.д.

- Свобода предпринимательства и выбора. Рынок предполагает

самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. Разумеется, эта самостоятельность относительная, т.к. их действия предопределены правилами и законами рынка, прежде всего законами спроса и предложения, закона стоимости.

- В основе действия двух основных участников рынка – продавцов и покупателей – лежит личный экономический интерес, как главный мотив их поведения. В этом проявляется стимулирующий эффект рынка.

- Неотъемлемой частью рыночной экономики является наличие конкуренции, как механизма регулирования рынка.

Под конкуренцией (лат. concurrere – сталкиваться) понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, соперничающих между собой в процессе купли-продажи товаров. Безусловно, основная борьба между конкурирующими субъектами ведется за ограниченный платежеспособный спрос потребителей.

Существуют различные разновидности и формы конкуренции, в частности, ценовая и неценовая.

При ценовой конкуренции соперник с помощью механизма снижения цен старается сделать свой товар наиболее привлекательным и тем самым привлечь покупателя. При неценовой конкуренции используются различные формы рекламы, повышение качества товара, улучшение качества обслуживания и т.д.

1. Рынок предполагает свободные рыночные цены, на формирование которых оказывает влияние состояние спроса и предложения.

2. В условиях рыночной экономики ограничена роль государства.

Но вместе с тем, она остается важной и значительной, заключается в

создании и обеспечении системы правового регулирования функционирующих рыночных механизмов и правовой защите потребителей,

особенно в вопросах предоставления социальных гарантий, что наглядно демонстрируется в области здравоохранения и фармации.

Экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность называется рыночной экономикой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.