Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга Иеремии






Иеремия, последний из великих пророков царства Иуды, на­чал свое служение на 13-м году царствования Иосии, в 627 г. до Р.Х., и продолжал его до разрушения Иерусалима в 586 г. и еще некоторое время после этого. Он стал «пророком народов» и был призван «искоренять и разорять, губить и разрушать, сози­дать и насаждать» (1: 10). На практике это означало призыв к неудачам: он встречался с насилием, заключением в темницу, он был посажен в яму, заклеймен как предатель и изменник и, в конце концов, по всей вероятности, он был побит камнями. Иеремия, сын священника, видел прогресс реформ 622 года, на­чатых его современником, молодым царем Иосией, которые по­влекла за собой «книга закона», найденная во время восста­новления Храма в развалинах, и которая, очевидно, представля­ла собой часть Второзакония (4 Цар.22 и 2 Пар. 34). Подобный период возрождения имел место во времена Исаии, когда царь Езекия очистил землю от идолопоклонства (4 Цар. 18). Храм, Закон и обрезание, однако, привели к ложной успокоенности народа (Иер. 7, 8 и 9). Иеремия храбро «встал во вратах Дома Господня» и укорил народ за то, что они превратили это место в вертеп разбойников. Недостаточно распевать «Храм Господень, Храм Господень», или «у нас есть Закон», или «мир, мир», когда обман стал обычным явлением для сердца и языка. Иеремия бо­ролся также против лжепророков (23: 16-40). Тот, кто имеет слово от Бога, должен говорить его верно:

«Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не по­добно ли молоту, разбивающему скалу?» (23: 29).

По существующим оценкам, такие термины, показывающие обращение Бога к человеку, как: «говорит Господь», «пришло слово Господне», «так говорит Господь», появляются в Библии 3808 раз, и только в одной Книге Иеремии — около 500 раз. Пророческое служение начиналось тогда, когда Бог начинал го­ворить, и обычно в таких случаях упоминался год, а часто даже и месяц, в который это происходило. Библия, в самом деле, яв­ляется записью слов Божьих, адресованных человеку.

В 23-й главе Книги Иеремии говорится о слушании слов, произносимых Богом:

«Если бы они стояли в Моем совете, то объявляли бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их».

В оригинале для обозначения слова «совет» используется тер­мин sod, «тайна», что подчеркивает тот факт, что мы встречаем­ся с Богом «тайно». Иеремия, однако, не был безразличен ко всем бедствиям народа, как какой-то посторонний наблюдатель. Он «воздыхал тайно» о том, что «народ Божий будет взят в плен» и «терзался от боли». Пытаясь смолчать, он испытывал «жгучий огонь» в своем сердце. В таком ключе ветхозаветный «плачущий пророк» отражал характеристики, которые некоторые критики использовали для придания дополнительной силы ожи­даниям о страдающем Мессии. Однако по мере того, как при­ближалось разрушение Иерусалима, в голосе пророка все больше и больше проявлялся утешающий мотив, пока, наконец, в 30-34 главах Книги не раскрылось во всем своем ярком великолепии мессианское видение. Именно в этих главах содержится боль­шинство мессианских пророчеств Иеремии.

Мы находим также, что с пророчествами Иеремии свя­зан эсхатологический способ выражения. Фраза «вот, насту­пают (приходят, придут) дни» повторяется в Книге Иеремии 16 раз, в то время, как во всей остальной Библии только 5 раз:

«Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную...» (23: 5-6 и 33: 15-17); «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф... будут служить Господу, Богу своему, и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им» (30: 8-9). «В последние дни уразумеете это» (30: 24).

Вся 31-я глава говорит о том времени, когда иудеи возвра­тятся в свою родную землю, и дважды ссылается на Ефрема, называя его «дорогим сыном», «первенцем» и «любимым дитем» — все эти фразы рабби считают мессианскими. Как мы уже ви­дели, Ефрем особенным образом ассоциируется с иудейской ин­терпретацией Страдающего Избавителя. Стихи 31-34 говорят о «новом завете», который Бог «вложит во внутренность» и «напишет на сердцах». И Он «простит их беззакония». В 32: 39-40 дается обетование:

«И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет...»

Арамейский Таргум считает мессианскими следующие стихи Иеремии: 23: 5, где говорится, что Бог «восставит Давиду От­расль праведную»; 30: 9: «будут служить Господу, Богу своему, и Давиду, царю своему» (Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. Однажды в нашей еврейской школе в Иерусалиме один молодой студент увидел в этом и других соответствующих стихах еврейское слово la'avod, «служить», причем со смысловым оттенком «поклоняться как Богу». Фактически, именно это зна­чение данное слово имеет в большинстве случаев, когда оно ис­пользуется в Ветхом Завете); 30: 21, согласно которому «будет вождь его из него самого»; даже стиху 33: 13 придается мессиан­ское значение: попять будут проходить стада под рукой счи­тающего [т.е. Пастыря]»; и сразу же можно сказать, что имя, которым ссылаются на «праведную ветвь Давидову» и Иеруса­лим, — «Господь — оправдание наше» — также является месси­анским пророчеством в Таргуме. В Талмуде мы также находим три дискуссии по Книге Иеремии, которые относятся к приходу Мессии.[273]

Самым важным вкладом Иеремии в мессианскую идею яв­ляется его пророчество о праведной ветви, которую назовут «Господь — оправдание наше». Это имя появляется в Талмуде как тайное имя Мессии и поддерживает тенденцию ранних хрис­тиан считать, что в Ветхом Завете слова «Господь», «Яхве» и греческое «Kyrios» относятся к Христу.[274] Таким образом, ранняя церковь расширила свою мессианскую интерпретацию, приняв принцип, который, как следует признать, часто соответствует подобным взглядам, разработанным в раввинистической литера­туре.

Еще одна деталь, на которую следует обратить внимание в Книге Иеремии, — это слова «первородный» и «дорогой сын», использованные по отношению к Ефрему, имя которого, в свою очередь, ассоциируется с наиболее эффектными описаниями Страдающего Мессии в иудейском предании (как мы видели, рассматривая, например, псалом 21). Талмуд содержит преда­ние, касающееся истории об этом сыне Иосифа, согласно кото­рому «сыны» Ефрема пытались преждевременно захватить Ханаан и погибли в сражении. [275] Самым важным мессианским пророчеством Иеремии, однако, является приведенное в 31-й главе описание обетованного нового завета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.