Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пророк Амос






Пророк Амос родился в Фекое, недалеко от Вифлеема, но основная часть его книги была написана в Северном царстве. Он связывал свое видение грядущего избавления с домом Давидовым, провозглашая приход «дня Господня» частично в духе гло­бальных описаний Иоиля о времени суда (Ам. 5: 18-20 и 8: 9). Оно содержит, однако, и элемент надежды:

«Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь... Вот, очи Господа Бога — на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иа­кова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я пове­лю и рассыплю дом Израилев по всем народам... В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю... И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них... И водворю их на земле их, и они не будут более истор­гаемы из земли своей, которую Я дал им...» (9: 7-15).

Амос пророчествовал в 780-740 гг. до Р.Х., когда, если оце­нивать это с позиции человека, еще не было никаких оснований для такого возвещения о суде.

В этот момент очень уместно вспомнить работу Йаира Хоффмана, выполненную на иврите: «Библейские пророчества о язычниках».[244] В этой книге автор раскрывает новую для евреев точку зрения, говоря о всеобщем характере мышления израиль­ских пророков; их пророчества не ограничены узкими нацио­нальными рамками и не стараются донести весть об избавлении только до народа израильского! Это является чем-то новым для иудейских критиков.

Ялкут Махири — собрание разнообразных комментариев Ветхого Завета из Талмуда — указывает в связи со стихом, ссылающимся на обитателей земли Хуш, что как жена Моисея Сепфора — что дословно означает «маленькая птичка», — так и ефиоплянин Авдемелех, который вытащил Иеремию из ямы (Иер.38: 7-13), были темнокожими. Талмуд добавляет к картине «падшей скинии Давидовой» дискуссию, в которой констатирует­ся, что Мессия известен под неофициальным именем «Бар Нафли», потому что Он должен был восстановить падшую скинию Давидову. На иврите глагол «падать», как и в дру­гих языках, может означать также и падение физическое (а не только духовное), и рабби действительно видели в этом таинственном имени связь с тем фактом, что он «упал с небес». [245] Временами рабби называют Мессию име­нем Anani — «из облаков», или Ben ha-Ananim, «Сын обла­ков», — Он действительно придет, в соответствии со сло­вами из 7-й главы Книги Даниила, «с облаками небесными». Греческое слово Huios nephelon, «Сын облаков», используемое для обозначения Мессии, также вытекает из дискуссии по Книге Амоса.

Комментируя Книгу Амоса, Ялкут делает много ссылок на Мессию. У Амоса (4: 7) говорится, что Бог будет «удерживать дождь» и «прольет дождь на один город, а на другой не прольет». Ялкут ссылается на длинную дискуссию в Талмуде о знамениях Конца Времен, где говорится о том же самом, и это будет зна­мением времени прихода «Сына Давидова».[246] У Амоса 5: 18 гово­рится, что в День Господень будет «тьма — а не свет». И снова Ялкут цитирует Талмуд, который говорит, что Мессия при­дет, когда «тьма покроет землю и мрак — народы». [247] Собы­тия, описанные у Амоса 8: 11 и 9: 13, где говорится сначала о «жажде слышания слов Господних», а затем — о материальном расцвете и изобилии, которое будет даже в природе, ассоцииру­ются как Ялкутом, так и Талмудом с днями Мессии. Мидраш Рабба по Книге Бытие предлагает интересную дискуссию по стихам 9: 11 Амоса и 3: 9 Софонии, которую следовало бы запи­сать золотыми буквами:

«И как же насчет того факта, что Бог восстановит падшую скинию Давидову, как написано: “В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую”. Это означает, что весь мир будет как одна семья (евр. agudah — организация или группа лю­дей), в соответствии с обетованием в Софонии (3: 9): “Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно”».[248]

Из этих цитат мы можем заключить также, что иудейские мессианские ожидания часто имеют эсхатологический оттенок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.