Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание Сидящего одесную Бога, приведенное в 109-м псалме






Псалом 109, который, как мы уже упоминали, часто рас­сматривается как «близнец» псалма 2, принимается мудрецами также за мессианский. Между христианской и раввинистической экзегезой обоих этих псалмов нет особой дисгармонии.

Процитируем основное содержание 109-го псалма:

«Псалом Давида. Сказал Господь Господу Моему: седи одесную меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: гос­подствуй среди врагов Твоих... Клялся ГОСПОДЬ и не раска­ется: Ты священник вовек по чину Мелхиседека».

Новый Завет ищет в этом псалме ссылку на Христа. Деяния Апостолов, Послания Павла, и в особенности — Послание к евреям, свидетельствуют о его мессианском применении.[199] Иисус также использовал этот псалом, когда задал фарисеям вопрос, на который никто не мог ответить. Он сказал:

«Что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Дави­дов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: “Сказал Господь Господу Мое­му: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в под­ножие ног Твоих”. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему?»[200]

Наиболее известные толкования, которые мы рассматривали, являются сравнительно поздними выражениями раввинисти­ческой позиции. Взять только два примера: РаШИ, Шломо бен Ицхак, умерший в 1105 году по Р.Х., и Ибн Эзра, сын Авраама Меира, умерший к концу того же столетия. Если у них, несмот­ря на все их противодействие христианству, мы все же находим некоторые упоминания о мессианском характере какого-то би­блейского фрагмента, то такое свидетельство имеет особенный вес в нашем случае. Псалом 109, говорят они, ссылается прежде всего на Авраама. РаШИ говорит о рассматриваемом псал­ме, что это правильно — утверждать, что он относится к Аврааму, но «есть определенные трудности, связанные с тем фактом, что он говорит о Сионе, который был горо­дом Давида».

Мидраш, комментирующий псалмы, говорит о стихе «...Седи одесную Меня...», что «Он говорит это Мессии; и Его прес­тол подготовлен в благодати, и Он воссядет на него». Тал­муд ссылается на 109-й псалом, обсуждая Захарию 4: 14: «...Это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли», и кон­статирует следующее:

«Под этим подразумевались Аарон и Мессия, и я не знаю, ко­го из них я предпочел бы. Когда написано: “Клялся ГОС­ПОДЬ и не раскается: Ты священник вовек...”, мы знаем, что Мессия-Царь более предпочтителен, чем Первосвященник Праведности»[201].

Рабби продолжали эту дискуссию вплоть до средних веков. Рабби Шимон ха-Даршан (Проповедник), который жил ближе к концу 12-го столетия и собрал вместе древние предания и про­поведи Талмуда, резюмирует традиционное понимание статуса Мессии следующими словами:

«Рабби Иодан... говорит, что “Святой усадит грядущего Мес­сию-Царя по Свою правую руку, а Авраама — по левую”. И таким образом, лицо Авраама побледнеет от зависти, и он скажет: “Сын моего сына сидит по Твою правую руку, а я должен сидеть по левую? ” Тогда Святой успокоит его слова­ми: “Твой сын сидит справа от тебя, и Я сижу справа от те­бя”»[202].

Рабби говорят в своих дискуссиях, что, согласно псалму 71: 17, Мессия был удостоен этого положения до Сотворения мира.

Примечательно, что идея об особом положении Мессии от­четливо выделяется в раввинистическом истолковании остальных псалмов. О трех из них стоит упомянуть особо:

а) Псалом 15: 11 говорит:

«Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек».

Мидраш, комментирующий 44 псалом, строит мостик между фразой «прекраснее сынов человеческих» (Пс.44: 3) и псалмом 15, говоря:

«Таким образом, те, кто верит в Мессию, однажды восславят Бога в присутствии Его и не понесут ущерба (от того, что смотрели на Него), как написано: “полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек”».

б) Псалом 17: 36 дает обетование:

«Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддержи­вает меня...»

Мидраш объясняет этот гимн Давида, говоря, что он ссы­лается на приход Мессии, и добавляет:

«Если бы избавление должно было прийти мановением руки, то человек был бы не в состоянии пережить столь великое освобождение, и, таким образом, оно сопровождалось бы ве­ликими страданиями, вот почему это будет происходить по­степенно... подобно рассвету».

в) Третья отдельная ссылка на статус Мессии приводится в 18-м стихе 79-го псалма, где рабби находят мессианский лейтмо­тив:

«Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе».

15-й стих этого же псалма говорит о «винограде», который насадила десница (правая рука) Божья. Ибн Эзра объясняет это как аналогию, в которой «то, что сравнивается, задейству­ет Израиль и Мессию, сына Ефремам. Как мы уже видели, идея о страдающем Мессии в иудаизме часто связывается с этим сыном Иосифа, Ефремом.

Таким образом, слова «десница» Божья, «поддерживаемый десницей» и «человек десницы» связаны в некотором роде с Мес­сией и должны рассматриваться совместно с псалмом 109. Эти раввинистические интерпретации дают собственное, вполне вра­зумительное объяснение интеллектуального основания Апостоль­ского символа веры, в котором мы исповедуем свою веру в то, что Христос «сидит одесную Бога, Отца всемогущего».

Когда в связи с этими псалмами-близнецами мы говорили о Мессии как Сыне Божьем и даже об обсуждаемой в Зохаре втайне числа три», которая связана с этими псалмами, стоило подчеркнуть, что такие идеи, обычно ассоциирующиеся с хрис­тианской теологией, являются естественной частью древнего иудаизма. Другими словами говоря, они не являются только лишь порождением церкви. Более того, иногда они вытекают из самых неожиданных библейских фрагментов.

Концовка второго псалма «Блаженны все, уповающие на Него» также появляется в 17-м псалме, который представляет собой еще один фрагмент, содержащий мессианский лейтмотив (стих 31). Слово «скала», упоминаемое в 32-м стихе этого же псалма [203], понимается в Талмуде, при обсуждении гимна Моисея из 32-й главы Второзакония, как «Мессия, Сын Да­видов» (Вт.32: 15).[204] Это «убежище»[205] из псалма 2 относится к «Сыну», Которого почитают целованием.

Я помню, как сидел у постели своего больного сына во время пасхальной недели 1959 года. Он был без сознания вот уже че­тыре месяца, но перед наступлением этой последней фазы и еще до того, как он ослеп, он видел нашего Спасителя и узнал, что умирает. В это время один мой ученый друг-иудей пришел в больницу навестить нас. Он знал о нашей душевной привязан­ности к евреям и предложил мне и моему семилетнему сыну об­ратиться в иудаизм. Я ответил этому имеющему самые добрые намерения лингвисту, что у нас нет причины поступать так, по­тому что мы верим в то, что Иисус исполнил Закон и что Он является Сыном Божьим. «Это то, — сказал я, — во что верю я сам и во что верит мой сын». «Но, — возразил мой друг, доставая Библию из своего портфеля, — у Бога нет сына. Покажи мне, где Библия говорит об этом».

Я помолился про себя, потому что просто слова не удовлетво­рят человека искренне убежденного и ревностного. Где-то глубо­ко в моем подсознании возник давно забытый библейский фраг­мент. «Прочти место из Притчей 30: 4», — сказал я, и он зачи­тал:

«Кто восходил на небо и нисходил?.. Какое имя ему? знаешь ли?»

«Это требует истолкования, — сказал мой друг, — эти слова нельзя принимать просто так, как они написаны». Я попросил его продолжать:

«Всякое слово от Бога чисто; Он — щит уповающим на Не­го. Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом».

Кажется, слова дошли до его сознания. Эти стихи звучат так же, когда в Пятикнижии обсуждается вопрос о том, как Мессия «взошел на небеса» и «спустился в преисподнюю», что говорит о Нем как об Исполнителе Закона.

Послание к евреям на всем своем протяжении много раз по­вторяет эту фразу из псалма 109: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». И, таким образом, Христос «...во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления...» за нас. Был нужен «Другой Первосвященник» «по чину Мелхиседе­ка», Первосвященник, Который «имеет священство непреходя­щее», потому что совершенство не достигается «посредством ле-витского священства». Он «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, не­причастный злу, непорочный, отделенный от грешников и пре­вознесенный выше небес». Христос «не с кровью козлов и тель­цов, но со Своей Кровию, однажды вошел во святилище и при­обрел вечное искупление».[206] Какое это имеет значение, если эти цитаты бессмысленны для современного читателя? По крайне мере они показывают, что корни нашей веры уходят в ветхоза­ветные размышления.

Примечательно, что центральные догматы христианства осно­вываются на иудейской экзегезе по 2-му и 109-му псалму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.