Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Призвание к наследованию по закону (successio ab intestato)






 

Наследование по закону является закреплением древнего обыкновения передавать имущество после смерти своим наследникам (heredes sui), по существу, подвластным сыновьям умершего. Если сын был один, он становился единственным наследником; если их было несколько, то возникало сонаследование, которое образовывало имущественный консорциум сыновей. Правда такой порядок наследования применялся, если, как сказано в законах XII таблиц, после умершего не окажется наследников по завещанию. Но это следует понимать только в том смысле, что данное уложение признает два порядка наследования, а не так, что по завещанию имущество могло перейти посторонним лицам: в нем, скорее всего, назывались те же свои наследники.

Если подвластный сын умирал ранее открытия наследства, но при этом имел собственных детей, именно они становились своими внуками (sui nepotes) и наследовали после деда по праву представления. Своими наследниками являлись также «свои постумы» (postumi sui), то есть зачатые умершим в браке, но еще не родившиеся к моменту открытия наследства.

Если не было своих наследников, то наследственное имущество (familiae pecuniaque) переходило ближайшим агнатам (adgnatus proximus), к которым относились родственники умершего по мужской линии (братья, племянники, внучатые племянники). При этом агнат ближайшей степени исключал из наследования агнатов более отдаленной степени; если было несколько агнатов одинаковой степени, между ними возникало сонаследование.

При наследовании агнатами не существовало преемства степеней (successio graduum): если ближайший по степени отказывался от принятия наследства, оно не переходило более отдаленному агнату, но не становилось ничейным имуществом, так как законы XII таблиц предусматривали третий класс наследников по закону – родичей (gentiles), то есть становилось коллективной собственностью рода, которому принадлежал умерший. Из этого можно заключить, что уже квиритское право признавало преемство очередей (successio hereditatis), то есть переход имущества к более отдаленной очереди наследников, если почему-либо оно не принято наследниками ближайшей очереди.

В любом случае, видим, что квиритское право устанавливало три класса, три очереди наследников по закону: свои наследники, ближайшие агнаты и родичи. Кроме того, к законному наследованию относилось наследование патрона (либо его сыновей) после вольноотпущенника, если он не имел своих наследников и не оставил завещания. Такой порядок наследования по закону сохранялся в целом до II в. н.э., хотя его изменения начались ранее преторским правом.

B систему цивильного наследования (hereditas) преторская практика постепенно вводила такие изменения, что можно говорить о возникновении преторского наследования (bonorum possessio ab intestato). Принципиальными его отличиями от цивильного были: расширение круга наследников по закону и увеличение количества очередей таких наследников; учет при наследовании не только агнатского, но и когнатского родства; введение правил о наследовании пережившего супруга; установление наряду с преемством очередей, преемства степеней.

Преторская система предусматривала четыре очереди наследников, и устанавливала четкие правила не только преемства между очередями, но и преемства степеней; это значит, что наследство не переходило к последующей очереди, пока все наследники предшествующей очереди (любой степени) не отказались от него.

В первую очередь входили дети наследодателя (ordo unde liberi); в нее входили подвластные потомки умершего, то есть сыновья и внуки (по праву представления), а также эманципированные сыновья (если не были усыновлены другим отцом семейства).

Вторая очередь состояла из так называемых законных наследников (ordo unde legitimi), к которым относились те, кто имел право наследовать по цивильному праву, т.е. свои, ближайшие агнаты, родичи.

В третью очередь были включены когнаты (ordo unde cognati), то есть кровные родственники умершего как по мужской, так и по женской линии, вплоть до шестой степени родства.

Четвертая очередь – очередь мужа или жены (ordo unde vir et uxor) позволяла принять наследство оставшемуся в живых супругу при отсутствии других очередей.

Во II в. с принятием двух сенатусконсультов (Тертуллианова и Орфитиева) вводится цивильное наследование между матерью и детьми, но только в том случае, если между ними не было агнатского родства (то есть когда женщина не находилась под властью мужа или его отца).

Окончательное реформирование наследования по закону проводится в юстиниановский период. Изданием двух новелл (в середине VI столетия) устанавливается такой порядок наследования, в основе которого лежит кровное родство и брачная связь. Наследники по закону разделены на четыре класса. Каждый класс исключает дальнейший; если наследство не принято высшим классом, оно переходит к следующему классу.

В первом классе призываются все потомки - нисходящие наследодателя: дети, внуки, правнуки обоего пола. При этом вышестоящие исключают нижестоящих: если наследует сын, то внук устраняется. Однако применяется право представления: если у наследодателя было двое сыновей и один из них умер до открытия наследства, то его место занимает его сын (то есть внук наследодателя), который наследует вместо своего отца наравне с сыном наследодателя.

Во втором классе наследуют предки - восходящие наследодателя (родители, дед, бабка), а также его полнородные братья и сестры (при этом также применяется право представления). В третьем классе призываются неполнородные братья и сестры наследодателя, то есть те, кто имеет с ним только общего отца (единокровные) или общую мать (единоутробные). В четвертом классе призываются все остальные боковые родственники без ограничения степени родства.

Новеллы умалчивают о наследовании супругов, но это умолчание толкуют в том смысле, что переживший супруг призывается к наследованию после указанных четырех классов. Таким образом, его исключает из наследования по закону самый отдаленный боковой родственник наследодателя.

Если умерший не имел ни цивильных, ни преторских наследников или никто не вступал в наследование, то имущество умершего становилось выморочным (bona vacantia). Август в 18 г. до Р.Х. предоставил республиканской казне право виндицировать выморочное имущество. Впоследствии (в III в.) это право перешло фиску. Некоторые корпорации (например, легион), а также церковь, монастыри имели преимущественное перед фиском право на выморочное имущество своих членов.

 

4. Призвание к наследованию по завещанию
(vocatio testamentaria)

 

Понятие и формы завещания.

Завещанием (testamentum) называется такое одностороннее распоряжение на случай смерти, которое содержит назначение наследника. Условиями для совершения завещания являются следующие: способность завещателя к совершению данного акта; соблюдение установленной законом формы завещания; надлежащее назначение наследника в завещании. Первоначально способностью к совершению завещания обладали, повидимому, только полноправные граждане Рима, отцы семейств. Об этом свидетельствует тот факт, что древнейшей формой завещания было назначение наследника перед куриатными комициями (testamentum сalatis comitiis), в присутствии верховного понтифика для придания этому событию сакрального значения.

Ко времени принятия законов XII таблиц смягчаются древние принципы наследования и начинает формироваться принцип свободы завещания в том смысле, что гражданин приобретает право назначить наследником одного из своих наследников, отказав в этом другим. Более того, в самом законодательстве допускается назначить наследником кого-либо из агнатов, если нет своих наследников. В последующем это право распространяется до возможности назначения наследником постороннего лица.

Завещание перед народным собранием считается древнейшей и обычной формой завещания. Наряду с ней применялась особая форма назначения наследника – завещание перед сражением (testamentum in procinctu), которое совершалось воинами в присутствии войска, выстроенного для битвы. Как видим, и та, и другая формы завещания представляют собой как бы публичный акт, совершаемый перед общиной.

В последующем, под воздействием понтификальной и светской юриспруденции вырабатывается форма завещания посредством меди и весов (testamentum per aes et librem): это была фидуциарная манципация в присутствии пяти свидетелей и весовщика, посредством которой умирающий гражданин передавал свое имущество доверенному лицу (amico) с тем, чтобы тот передал его после его смерти названным им лицам. Постепенно эта форма завещания дополняется торжественным назначением наследника; с течением времени это торжественное назначение (nuncupatio) из устного становится записью на табличках.В течение классического периода данная форма завещания является наиболее распространенной, при том, что древнейшие формы выходят из употребления.

Во времена Цезаря вводится особая форма завещания – завещание воина (testamentum militis), допускавшее назначение наследника как письменно так и устно, а равно, с отступлением от строгих формальностей обычного завещания.

В императорскую эпоху проводятся следующие изменения: число свидетелей при совершении завещания доводится до семи; помимо частного завещания, вводятся две формы публичного завещания (запись воли наследодателя в официальных книгах или составление документа, который передается на хранение в архив канцелярии принцепса). При Юстиниане главные характеристики формы завещания сохранились: необходимость семи свидетелей, подписи наследодателя (subscriptio) и печать (signa).

Соблюдение формальностей служило доказательством вполне определившейся воли лица, совершающего важный акт по распоряжению своим имуществом. Кроме того, это обеспечивало прочные доказательства факта совершения завещания в случае спора. В юстиниановский период было известно два вида завещаний в зависимости от предписываемых законом формальностей: частные и публичные завещания.

Частными считались такие завещания, которые совершались без участия органов государственной власти. При этом различались обыкновенная и особенная формы частных завещаний. Обыкновенное частное завещание совершалось устно или письменно в присутствии семи свидетелей. Письменное завещание составлялось либо рукой завещателя и тогда не требовалось его подписи; либо оно составлялось другим лицом и тогда необходима была подпись завещателя. В любом случае свидетели подписывали этот акт и скрепляли его своими печатями.

Особые формы частных завещаний были или усложненными или упрощенными. Усложненными считались завещания слепых или неграмотных: усложнение выражалось в требовании восьмого свидетеля. К упрощенным относились завещания солдат во время похода, завещания сельских жителей, любые завещания своим нисходящим родственникам. Во всех подобных случаях требовалось меньшее количество свидетелей и отсутствовали многие формальности.

Публичные завещания были двух видов: завещание посредством составления протокола суда или муниципального магистрата и - завещание в форме передачи императору на хранение письменного распоряжения на случай смерти.

Назначение наследника (heredis institutio)

Этот акт имел решающее значение, так как при недействительности назначения уничтожалось само завещание. Напротив, действительность назначения наследника придавала силу другим распоряжениям наследодателя: лишение наследства, подназначение наследника, манумиссии, назначение опекуна, легаты и фидеикомиссы. При назначении наследника должна была отражаться действительная воля завещателя. Поэтому ничтожными признавались завещания, совершенные под влиянием заблуждения, обмана или принуждения.

Завещатель мог назначить одного или несколько наследников. В последнем случае раздел имущества производился различно, в зависимости от того, указаны в завещании доли или нет и если доли не были указаны, то наследство делилось поровну.

Дополнительно к непосредственному наследнику в завещании можно было указать еще одно лицо, которое могло наследовать, если первый наследник почему-либо не приобретал передаваемые права. Такое подназначение наследника называлось субституцией (substitutio). Оно применялось в следующих ситуациях: подназначение наследника на тот случай, если первый наследник умрет раньше времени открытия наследства; назначение домовладыкой наследника своему малолетнему сыну на случай, если он умрет, не достигнув совершеннолетия и, следовательно, не сможет сам назначить наследника; назначение восходящим родственником наследника своему душевнобольному нисходящему родственнику на случай, если он умрет не выздоровев.

Недействительность завещания

Завещание может не иметь юридической силы с самого начала или потерять его впоследствии. В любом случае оно могло быть оспоримым или ничтожным.

С самого начала ничтожно завещание, не удовлетворяющее предписанным законом условиям, то есть когда завещатель не имел права на совершение завещания или не была соблюдена форма завещания, или не произведено действительное назначение наследника. Способностью к совершению завещания не обладали: перегрины; подвластные дети (за исключением возможности распорядиться военным и квази-военным пекулием); лица, подвергнутые инфамии за клевету, а также еретики и вероотступники; малолетние, душевнобольные и расточители; рабы; глухонемые и вообще те лица, которые в силу физических недостатков не способны выразить свою волю в предписанной законом форме. До II в. женщины лишены были права совершать завещания; в последующем они приобрели это право с некоторыми ограничениями, а именно, могли совершать завещания с согласия опекуна.

С самого начала оспоримы такие завещания, которые совершены под влиянием заблуждения, обмана, принуждения.

Первоначально действительное завещание может потерять силу по разным основаниям. Так, сам завещатель может уничтожить его составлением нового завещания или заявлением перед судом и тремя свидетелями, либо уничтожением самого письменного акта или печатей свидетелей на нем.

Помимо воли завещателя оно может потерять силу, если ввиду умаления правоспособности завещатель потеряет способность к совершению завещания после его составления. Такой же результат наступает, если назначенный наследник утратит способность к принятию наследства вследствие умаления правоспособности или умрет раньше завещателя, либо не примет наследства, переданного по завещанию.

Принятие наследства (aditio, acquisitio hereditatis)

В момент смерти наследодателя происходит открытие наследства. Именно на этот момент определяется круг лиц, призываемых к наследованию. Однако они приобретали права на оставленное умершим имущество не в момент открытия наследства, а после того, как вступали в наследство.

Принятие наследства могло осуществляться посредством формального или неформального заявления об этом, или посредством конклюдентных действий, то есть такого поведения наследников, из которого можно сделать вывод о их намерении принять наследство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.